Харьков, река, судоходствоХарьков считается сухопутным городом несмотря на то, что в городской черте проходят четыре реки. Но реки нам достались не особо полноводные. Сейчас воды Лопани и Харькова бороздят прогулочные лодочки.  Однако так было не всегда. Длительное время харьковчан не покидала идея стать "портовым городом".

 

 

"Чайки" гетмана Полуботка

Харьков, река, судоходствоО судоходстве в первые полтора века после основания Харькова остались лишь легенды. Якобы основным способом сообщения между Харьковом и селом Дергачи было именно судоходство. Оба населенных пункта расположены на берегах Лопани. Фрегаты по реке, конечно же, не ходили, но казацкие "чайки" – суда длиной до 18 метров, вмещавшие до 70 человек, – вполне. "Подтверждением" служит легенда о том, как около Дергачей затонула "чайка", на которой везли часть золота гетмана Полуботка. Основная доля богатства – не то 500 тысяч червонцев, не то миллион - добралась до Англии, где осела в местных банках не то под 4%, не то аж под 7,5%. Но кое-что ушло под воды Лопани. В общем… Где только не объявлялось легендарное золото. Почему бы не под Харьковом?

Кстати, вторым местом затопления называют Саржин яр, на месте которого тоже якобы была река.

Но наша история все-таки не о несметных сокровищах. А о большой мечте о кораблях и водных странствиях.

Порт двух морей

Харьков, река, судоходствоПо версии "харьковского Геродота" Дмитрия Багалея, в XIX веке ни судоходства, ни сплава леса по харьковским рекам быть не могло из-за того, что на реках были установлены мельницы. Кроме того, реки были чрезвычайно загрязнены. Мельничные гати были сделаны из навоза, и вода в реках имела неприглядный вид. В деле загрязнения старались не отставать и иные производства.  Во второй половине XIX века шерстомойни ежегодно выбрасывали в реки до 900 пудов грязи.

Над тем, что уважающему себя городу нужна приличная река, начали задумываться в начале прошлого столетия. Планы, которые рождались в головах харьковских управленцев и инженеров, вполне можно было бы назвать наполеоновскими (если бы, конечно, Наполеон был флотоводцем).

В 1906 году на имя харьковского городского головы Александра Погорелко был подан проект улучшения реки Северский Донец. Проект предполагал обустройства водного пути от Белгорода через Харьков до Ростова-на-Дону, Азовского и, соответственно, Черного моря.

Перед Харьковом замаячила перспектива стать "портом двух морей". Но… Первая мировая, революция, еще одна революция, Гражданская война… В общем, было не до того.

Речной трамвай не роскошь, а средство передвижения

Харьков, река, судоходствоК идее судоходства вернулись в начале 1930-х. Городские власти решили построить 19 водохранилищ и 3 плотины. По харьковским рекам было пущено три речных трамвая, рассчитанных на 72 пассажира каждый. Планировалось, что речной транспорт будет перевозить до 1,2 млн пассажиров в год. Также на реках работали около десятка моторных катеров на 10-24 пассажира каждый.

Журнал "Всесвіт" в 1933 году воспел харьковских речников в стихотворных строках:

Моторний катер підплива – прожогом харків’янин мчиться

Цена билета составляла 25 копеек. Навигация продолжалась 200 дней в году.

В 30-е Харьков планировали сделать полноценным судоходным городом, построить 15 пристаней и запустить грузовые баржи. Война помешала реализации данного проекта.

Некоторое время катера работали и после войны. Но постепенно речной транспорт пришел в упадок. Проекты обводнения рек и возвращения речного транспорта выдвигались в 80-е годы. Но перестройка несколько изменила планы харьковчан. В конце 80-х - начале 90-х средств хватало лишь на поддержание городской системы жизнеобеспечения.

Как "Павлик Морозов" стал "Ласточкой"

Харьков, река, судоходствоВ 1996 году в Харькове таки появился большой "корабль". Городу передали прогулочный катер, спущенный на воду в 1975 году и ранее бороздивший днепровские просторы. Судно было в убитом состоянии. На 30-метровой платформе его доставили в Харьков и восстановили.

При рождении катер нарекли "Павликом Морозовым". Но к середине 90-х подобные наименования в значительной степени утратили актуальность и судно приобрело иное, более романтичное имя - "Ласточка" (не иначе авторы нового названия были фанатами пьесы "Бесприданница").

"Ласточка" ходила по харьковским рекам до 2005 года.

1 апреля 2005-го корабль сгорел около лодочной пристани на Пролетарской (ныне - Павловской) площади.

О дальнейшей судьбе "Ласточки" сложили целый ряд легенд. По одной верси,и из нее сделали плавучую базу отдыха на Печенежском водохранилище, по другой - отправили догнивать на Сортировку, по третьей - сдали на металлолом, по четвертой - пристроили на водоеме в Старом Салтове, где следы плавсредства тоже теряются.

В 2006 году судоходство в Харькове пытались вернуть. Средства массовой информации со ссылкой на городские власти сообщали о том, что в Харькове появится новая "Ласточка" и еще семь новых катеров.

При городском управлении транспорта даже собирались создать школу речного судоходства, где за два месяца планировалось подготовить своих харьковских капитанов, механиков и стюардов речного флота.

Но дальше всплеска энтузиазма дело не двинулось. Грандиозные планы пришлось укоротить. Зато накануне Евро-2012 на месте бывшей стоянки "Ласточки" открыли лодочную станцию.