. Photo- Уважаемая Татьяна Витальевна, расскажите, пожалуйста, как возникло и чем занимается управление по вопросам банкротства? - До 1992 г. Украина не знала института несостоятельности (банкротства). Закон Украины от 14 мая 1992 г. "О банкротстве" установил специальный порядок рассмотрения дел финансово несостоятельных предприятий арбитражными (в настоящее время - хозяйственными) судами. Закон принуждал должника любыми путями, даже в ущерб производству, погасить долги кредиторам. Принципиально иным стал закон Украины от 30 июня 1999 г. "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Закон максимально облегчает субъекту хозяйствования, попавшему под его действие, процесс восстановления платежеспособности. В законе изменены основания для возбуждения дела о банкротстве, сроки движения дела, установлены судебные процедуры, применяемые к должнику, появилась новая судебная фигура - арбитражный управляющий и т.д. Харьковское региональное управление по вопросам банкротства было создано 1 января 2001 г. для того, чтобы представлять интересы Министерства экономики в местных органах исполнительной власти, территориальных подразделениях центральных органов исполнительной власти и хозяйственных судах. Харьковское управление работает кроме Харьковской области в Полтавской и Сумской областях, в которых находится по одному представителю управления (в Украине сейчас работают 10 управлений, одно из которых обслуживает 5 областей). Штатная численность управления - 13 чел. Государственные администрации Полтавской и Сумской областей инициируют создание отдельных управлений. Если их просьбу удовлетворят, то численность сотрудников отделения в Харькове станет меньше. Однако сейчас рассматривается вопрос о внесении изменений в лицензионные условия деятельности управляющих. Планируется, что управляющие будут более полно отчитываться о своей деятельности. Также планируется расширение прав и обязанностей управлений по банкротству, в частности, в сфере контроля за соблюдением законности проведения процедуры восстановления платежеспособности государственных предприятий. Объем работ увеличится, и, возможно, значительно увеличится штат управления. - Каким образом управление ведет контрольную работу? - Управление организовывает экспертизу финансового состояния государственного предприятия при подготовке дела о его банкротстве к рассмотрению или при его рассмотрении хозяйственным судом, в частности, для выявления признаков сокрытого или фиктивного банкротства. В 2003 г. была проанализирована деятельность 13 предприятий, в 1-м квартале 2004 г. - одного предприятия. Признаки действий по доведению до банкротства были выявлены на ОАО "Дергачевский турбокомпрессорный завод", ПП "Укркотлоочистка", ОАО "Ковьяговское хлебоприемное предприятие" и на Харьковском областном дочернем предприятии ГАК "Хлеб Украины". Одним из основных видов деятельности управления в последнее время становится проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения арбитражными управляющими лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности. Так, в 2003 г. мы проверили 77 арбитражных управляющих в трех областях. Нужно отметить, что управление проводит внеплановые проверки только на основании письменного заявления о нарушениях. В 2003 г. на действия арбитражных управляющих поступило 53 жалобы, за 5 мес. 2004 г. - 65 жалоб (в том числе 35 - из Харьковской области). 37% жалоб поступило от кредиторов, 3% - от должников и 57% - от прочих заявителей. 15 требований провести проверки поступило из прокуратуры. По результатам проведенных проверок было выдано 17 распоряжений об устранении выявленных нарушений. В Министерство экономики были направлены пакеты документов о лишении лицензии 7 арбитражных управляющих. Пока ни один управляющий лицензии не лишен. - Складывается впечатление, что ключевой фигурой процедуры банкротства является арбитражный управляющий, так ли это? - Да, это так. Управляющий организует отношения должников, кредиторов и хозяйственного суда. От его действий зависит судьба должника. Согласно закону от 1992 г. ликвидация должника осуществлялась ликвидационной комиссией, члены которой выполняли свои полномочия на общественных началах, что снижало эффективность действия норм закона. Это обстоятельство учел законодатель при подготовке новой редакции закона о банкротстве. В соответствии со ст.1 закона от 1999 г. арбитражный управляющий - это физическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения процедур банкротства. Такое лицо выступает в трех качествах: распорядитель имущества, управляющий санацией и ликвидатор. Закон установил, что арбитражный управляющий должен быть физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности, которое обладает специальными знаниями, имеет соответствующую лицензию и не является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Жаль, что закон не установил каких-либо требований к квалификации арбитражных управляющих при назначении их на крупные промышленные предприятия, и соответственно, нет ответственности за совершенные ими действия. По моему мнению, арбитражный управляющий должен нести гражданско-правовую ответственность за свои действия независимо от формы вины, так же, как и все остальные субъекты предпринимательской деятельности, без каких-либо льгот и ограничений. Сейчас не справившийся со своими обязанностями управляющий может быть только лишен лицензии (если он до этого не будет отстранен от работы советом кредиторов) либо привлечен к уголовной ответственности как должностное лицо. - Где можно получить информацию о предприятиях, являющихся неплатежеспособными? - В управлении имеется единая база данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве. В базе, составленной на основе данных, предоставляемых арбитражными управляющими, содержатся сведения о 1284 предприятиях. Этой базой пользуются правоохранительные органы и органы государственной власти. Широкому кругу лиц эти данные не доступны. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что основной приоритет - восстановление платежеспособности, и чем меньше кредиторов будет знать о том, что начата процедура банкротства их должника, тем меньше будет сумма реестровой задолженности и тем легче будет предприятию выйти из сложной ситуации. Публично информация о банкротстве предприятий распространяется в газетах "Урядовый курьер" и "Голос Украины". Информацию о предприятиях-банкротах можно получить в ГП "Агентство по вопросам банкротства", где она предоставляется на платной основе. Предприятиям предоставляются справки о том, что они не банкроты, необходимые им для участия в тендерах, а также банкам для выдачи кредитов. Третьим лицам справки не выдаются. - Сколько предприятий Харьковской области проходят сейчас процедуру банкротства? - В Харьковской области на 1 июня 2004 г. в процедуре банкротства находится 489 предприятий, в числе которых 20 предприятий полностью принадлежащих государству, 13 - с долей госсобственности, превышающей в уставном фонде 25%, и более 50 - сельскохозяйственных предприятий. В процедуре санации находится 22 предприятия, среди которых такие крупные промышленные гиганты, как Купянский литейный завод, Харьковский завод тракторных двигателей, Лозовской кузнечно-механический завод, ИОМЗ-Холдинг и Харьковский завод транспортного оборудования. Вы, наверное, обратили внимание, что довольно высока доля сельхозпредприятий, проходящих процедуру банкротства. Тенденция к ее увеличению наметилась в 2003 г. Кстати, жалобы прочих заявителей на действия арбитражных управляющих - это в основном жалобы бывших работников сельскохозяйственных предприятий, которым задолженность по зарплате погашена не полностью. Так случается, когда в результате хозяйственной деятельности руководителей предприятие пострадало до такой степени, что оно не имеет имущества, которое можно продать. - Каким предприятиям удалось успешно завершить санацию? - Одним из первых предприятий, успешно завершивших процедуру санации, является ОАО "Укрэлектромаш". Проведенная процедура санации является показательной: завод погасил долги и начал работу по увеличению экономических показателей. В 2003 г. подписанием мирового соглашения была закончена процедура санации КП "Международный аэропорт "Харьков" и Змиевского машиностроительного завода. - Как Вы оцениваете эффективность проведения досудебной санации? - Одной из мер по восстановлению платежеспособности должника, согласно ст.3 закона и постановлению Кабинета министров Украины №515 от 17.03.2000 г., является досудебная санация, которая и рекомендовалась руководителям государственных предприятий. Харьковская область - одна из первых, в которой по этому пути пошли предприятия. В числе этих предприятий - Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ), "Протон" и ГП "Химпром". Их руководители разработали и утвердили планы досудебной санации. Но из-за того, что не был введен мораторий на требования кредиторов, резко возросли суммы, предъявляемые к взысканию. Несоблюдение сроков по сдаче-приему объектов социальной сферы, длительный срок оформления правоустанавливающих документов на основные фонды, подлежащие реализации, и много других обстоятельств привели к срыву планов санации. Кроме того, предприятия ХЭМЗ и "Протон" рассчитывали на поддержку государства, которой они так и не дождались, что также не способствовало выполнению планов санации. Получается, что ст.3 закона носит декларативный характер и не имеет практического применения. Нужно отметить, что закон о восстановлении платежеспособности должника связан со многими другими законодательными актами, оперативно реагировать на изменения в которых не всегда удается. Так, при внесении изменений в закон "Об исполнительном производстве" исполнительной службой были возобновлены исполнительные производства в отношении предприятий, находящихся в процедуре санации. Это повлекло за собой аресты имущества и счетов предприятий. Лучше было бы, чтобы изменения в законы вносились одновременно, а то ведь получается правовой беспредел, когда государственные органы выполняют свои полномочия любой ценой, что может привести к гибели предприятия. Сегодня не урегулирована и проблема ликвидации предприятий, имеющих в уставном фонде долю госсобственности более 25%, в связи с действием закона "О введении моратория на принудительную реализацию имущества". Согласно разъяснениям Высшего хозяйственного суда №01-8/152 от 13.02.02 г., дела о банкротстве таких должников приостановлены. Однако предприятия уже прекратили хозяйственную деятельность и их основные фонды приходят в негодность, а расходы на ликвидационную процедуру возрастают. В Харьковской области таких предприятий около десятка. В их числе - СМУ №4 гражданской авиации, ГП "Украинка", ресторан станции "Левада", Харьковский ДСК №1, опытное хозяйство "Мерефа", РСУ №1. Самым крупным предприятием-банкротом является производственное предприятие "Укркотлоочистка", задолженность по заработной плате на котором составляет 1,2 млн.грн. Остается сложной и проблема привлечения инвестора на проходящие санацию предприятия, так как в рамках существующего законодательства нельзя провести дополнительную эмиссию акций предприятия без согласия акционеров. Ведь для того, чтобы инвестор принял участие в хозяйственной деятельности, ему нужно стать владельцем пакета акций определенного объема. Как правило, акционеры не желают продавать свои акции и не желают проводить дополнительные эмиссии. Инвестор вынужден приобретать часть активов или каким-то образом кредитовать предприятие, что, по сути, не является инвестиционной деятельностью. Нужен механизм, который бы облегчил процесс приобретения акций предприятия тем, кто желает вкладывать деньги в его развитие. - Много ли предприятий-несостоятельных должников ликвидировано? - В первом квартале 2004 г. ликвидировано 59 предприятий (в первом квартале 2003 г. - 30). Нужно отметить, что в Харьковской области практически ни одно крупное предприятие не было ликвидировано. Исключение - ликвидация в 2002 г. Орельского сахарного завода, который удалось продать за 7 млн.грн. и погасить за счет этого часть долгов четвертой очереди, что не так уж и часто встречается. В основном не хватает на погашение долгов третьей очереди. Вообще нужно отметить, что в первом квартале 2004 г. было возбуждено 107 дел о банкротстве, банкротами же было признано гораздо меньше предприятий - 68. В первом квартале 2003 г. было возбуждено 68 дел о банкротстве и почти столько же (63 предприятия) были признаны банкротами. В сравнении с прошлым годом почти в два раза увеличилось количество дел, возбужденных с применением механизма санации (7). То есть закон о банкротстве становится эффективным инструментом восстановления платежеспособности должника. Справка "SQ". ИЛЮНИНА Татьяна Витальевна начала трудовую деятельность в Государственной налоговой инспекции Московского р-на Харькова. После работы в ГНИ работала финансистом в различных коммерческих фирмах. В управлении по вопросам банкротства начала работать начальником финансово-экономического отдела, в должности начальника управления - с 22 января 2004 г.