На прошлой неделе Евгений Захаров коллекционировал минусы, Верховная Рада внесла изменения в местный лексикон, СБУ задержала боевика в Киеве, прокуратура нашла виноватого в Харькове, а на Геннадия Кернеса покушались взрывом малой мощности.


Кампания по избранию Верховной Радой (ВР) Украины омбудсмена на прошлой неделе снова привлекла внимание общественности. Одним из претендентов на эту должность является Харьковский правозащитник Евгений Захаров. Ранее, в конце ноября прошлого года, согласительный комитет ВР закончил выдвижение и предварительное обсуждение кандидатов на должность уполномоченного ВР по правам человека. Среди главных претендентов обсуждались кандидатуры Евгения Захарова, Романа Зварыча, Виктора Мусияки, Александра Фельдмана и Нестора Шуфрича. Согласительный комитет заявил тогда о том, что "все они имеют отношение к правозащитной деятельности и вполне могут претендовать на пост украинского омбудсмена". Пожалуй, только Евгений Захаров по роду свей деятельности мог реально претендовать на должность уполномоченного ВР по правам человека. И все складывалось бы неплохо, если бы не несколько заявлений, сделанных разными политиками и самим Захаровым, которые резко снизили его шансы быть утвержденным на этой должности в главном сессионном зале страны.
Первое из них, ставшее медвежьей услугой, сделала Юлия Тимошенко, которая 18 декабря заявила о поддержке кандидатуры Е. Захарова. Ю.Тимошенко могла не понимать того простого факта, что омбудсмен, пролоббированный "непримиримой" оппозицией, - это ложка дегтя в начинающих отдавать медом отношениях "запад - антикризисная коалиция". Усилия Януковича по перелому отношения западных демократий к "старой новой" власти могут быть сведены на нет громкими заявлениями оппозиционно настроенного уполномоченного по правам человека. А поводов для заявлений о нарушениях прав человека в Украине много и, очевидно, далее будет предостаточно.
На прошлой неделе, видимо, желая развить успех Тимошенко и окончательно закрепить за Захаровым статус "оппозиционного" омбудсмена, парламентская фракция блока "Наша Украина" распространила заявление в поддержку избрания Захарова, отметив при этом, что "конечно, правящая коалиция имеет механическое большинство для избрания омбудсменом своей кандидатуры. Но этот шаг не найдет понимания у общественности".
Затем и председатель Харьковского областного отделения Комитета избирателей Украины (КИУ) Михаил Камчатный заявил о свой поддержке Захарова. Камчатный, конечно, не Юлия Тимошенко и не фракция "Народного союза "Наша Украина", однако его поддержка для правящей коалиции тоже минус, хоть и совсем маленький.
Один из координаторов общественной лоббистской кампании "Захарова - в омбудсмены!", исполнительный директор общественной организации "Всесвіт" Наталья Зубарь на прошлой неделе заявила о том, что 320 международных и украинских общественных организаций поддержали кандидатуру сопредседателя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова на пост омбудсмена. Несколько имен, поддержавших Захарова, являются действительно громкими. И это снова в глазах коалиции - огромный минус. Кроме поддержки кандидатуры Захарова оппозицией, имеет место поддержка Захарова правозащитными организациями (что само по себе не так важно), а главное – поддержка сотен организаций, существующих на западные гранты. Вот тут надо сделать паузу и вспомнить, как на закате правления Кучмы некоторые уже подзабытые теперь политики, в частности, Литвин и Медведчук, указывали на опасность, исходящую от "грантоедов". Звучали даже предложения законодательно ограничить в Украине деятельность финансируемых западом организаций. "Старая новая" власть вряд ли относится к "грантоедам" иначе.
Захаров, видимо, оценив последствия серии медвежьих услуг, на прошлой неделе заявил, что народные депутаты не проголосуют за незаангажированного кандидата на пост омбудсмена. Логику Захаров продемонстрировал более чем странную. Очевидно, поддержку двух парламентских фракций и ряда общественных организаций, финансируемых из-за рубежа, "заангажированностью" назвать нельзя. А поддержку парламентского большинства, состоящего из политических сил, избранных путем народного волеизъявления, - можно. И напоследок Захаров заявил о политической заангажированности и некомпетентности наиболее реальной кандидатуры на пост омбудсмена - Нины Карпачевой.
Интересно, что даже в самые суровые времена "преступного режима" особых проблем власти правозащитник Захаров не доставлял. А значит, в принципе, мог убедить лидеров правящей коалиции если не в своей лояльности, то хотя бы в понимании проблем "молодой демократии", побочным эффектом которых являются многочисленные нарушения прав человека. Да и оппозиция, не выступи категорически "за", а продемонстрируй свое "как бы не против", сделала бы избрание Захарова гораздо более реальным. А уж о публичной поддержке своей кандидатуры общественными организациями, да еще в таком количестве, Захарову следовало бы на время забыть. В этой ситуации явно проявилась разница между общественным деятелем и политиком. Общественный деятель Захаров не смог проявить свойственную профессиональным политикам гибкость. И это, скорее, к сожалению, т.к. Захаров на посту омбудсмена смотрелся бы гораздо более органично, чем Н.Карпачева, чья кандидатура является сейчас реально "проходной".

12 января Верховная Рада приняла закон, которым установила императивный мандат для депутатов Верховного совета Крыма и местных советов Украины, избранных по пропорциональной избирательной системе. Законом предусмотрено вступление и обязательное постоянное пребывание депутата в составе той фракций или блока, по списку которых он был избран. Если это требование будет нарушено, то полномочия депутата могут быть досрочно прекращены в соответствии с решением руководящего органа партии или блока.
Главное действие депутата - голосование, а не пребывание в составе фракции, поэтому теперь количество голосов, принадлежащих любой партии в местном совете, будет определяться количеством депутатов во фракции плюс количество "сочувствующих", формально находящихся в других фракциях, или минус то количество депутатов, которое "сочувствует" другой фракции. Контролировать голоса своих депутатов в местных советах при нынешнем уровне партийного строительства и, как следствие, партийной дисциплины сейчас не может ни одна партия, кроме, разве что, немногочисленных коммунистов.
Вообще, понятие "фракция" будет скоро исключено из местного политического лексикона. И говорить придется не "фракция Партии регионов (ПР) в облсовете насчитывает столько-то депутатов", а "ПР насчитывает в облсовете столько-то голосов". Поэтому, надо признать, что принятие закона об императивном мандате не изменит политические расклады на региональном уровне, а лишь слегка подправит кулуарные формулировки.

Скандал с массовыми беспорядками, произошедшими в Харькове на ул.Клочковской 16 декабря, на прошлой неделе получил новый толчок к развитию. И толчком этим стало не очередное заявление Владислава Протаса, а задержание Юрия Вертеля - одного из участников "мирного митинга". Вертель был задержан работниками СБУ 9 января в Киеве.
Затем последовало второе событие. 10 января прокуратура Харьковской области возбудила уголовное дело в отношении начальника управления Харьковского горсовета по признакам преступления, предусмотренного ст.293 ("Организация групповых действий, которые привели к грубому нарушению общественного порядка, а также активное участие в таких действиях") и ч.2 ст.365 Уголовного кодекса ("Превышение служебных полномочий"). По информации прокуратуры, следствие установило, что этот чиновник организовал групповые действия, которые 16 декабря привели к грубому нарушению общественного порядка. Чиновник принимал в них активное участие, умышленно совершил выходящие за пределы его прав и полномочий действия, которые сопровождались насилием, в результате чего был нанесен существенный ущерб интересам и достоинству отдельных граждан, государственным и общественным интересам, юридическим лицам.
Оба события - задержание Вертеля и возбуждение уголовного дела в отношении конкретного чиновника, а не "по факту" - произошли одно за другим. Ключевой вопрос - связано ли возбуждение уголовного дела с задержанием Вертеля напрямую? Дал ли Вертель показания, следствием которых стало возбуждение уголовного дела, или хотя бы для начала согласился их дать в обмен на определенные преференции для себя лично? Ответ на этот вопрос определит политический климат в регионе на ближайшее время. Самое шаткое положение - у секретаря горсовета Геннадия Кернеса. И шаткое оно не потому, что Вертель или кто-то еще напрямую покажет пальцем на Кернеса как на организатора, а потому, что момент для отдачи на "заклание" секретаря горсовета резко приблизился. Ранее я писал о том, что отставка Геннадия Кернеса как человека, чьей функцией является аккумулирование негатива, связанного с действиями городских властей, может произойти по итогам реализации реформы ЖКХ. Теперь, с задержанием Вертеля и возбуждением уголовного дела прокуратурой, момент для избавления от слишком резкого в своих действиях и оценках секретаря может наступить гораздо раньше.
Еще одно событие может быть третьим в этой цепочке, а может стоять особняком. Взрыв малой мощности произошел 13 января в 00.50 на ступеньках у здания гостиницы "Националь". В момент взрыва на ступеньках находился Г.Кернес. Возле гостиницы взорвалось радиоуправляемое устройство, начиненное металлическими шариками, прутьями и шурупами. Никто не пострадал. Разрушений нет.
Третьим в цепочке событий "арест Вертеля - возбуждение уголовного дела" это событие может быть потому, что организация "покушения" на себя - расхожий трюк украинских политиков, особенно в момент для них критический. А если маховик уголовного дела, возбужденного прокуратурой против чиновника, начнет раскручиваться, момент станет для Геннадия Адольфовича, пожалуй, самым критичным за всю его многолетнюю карьеру.
Стоять особняком это событие может потому, что бесконечно долго аккумулировать негатив невозможно. Так что взрыв вполне может быть предупреждением, адресованным Кернесу от кого-то, чьи бизнес-интересы пострадали в результате действий секретаря горсовета.
13 января после взрыва у гостиницы "Националь" Кернес заявил, что после Нового года ему позвонил неизвестный, который угрожал его жизни и жизни его детей. В пресс-службе Харьковского горсовета со ссылкой на Г.Кернеса сообщили о том, что ранее он написал в правоохранительные органы заявление об анонимном звонке. Был зафиксирован телефон, с которого звонили. По некоторым данным, установлено, кому он принадлежит.
За выходные все участники харьковского политикума осмыслят произошедшее, и на этой неделе последует ряд заявлений. Добкин и Кернес, как обычно, попробуют извлечь максимум выгоды из произошедшего, направив удар своих обвинений на конкретную цель. При этом ими, возможно, будет расплывчато упомянута "некая торговая группа". Представитель "некой торговой группы" Владислав Протас традиционно назовет произошедшее "провокацией городских властей", а может быть, даже намекнет на "криминальные разборки". Губернатор как обычно отмолчится или выскажется в том духе, что "следствие покажет".

Вообще, эта неделя станет во многом знаковой. Во-первых, реакции от Владислава Протаса может и не последовать, и тогда можно будет констатировать "утихомиривание" оппозиционных настроений представителей "Таргета". Да и обвинять в произошедшем взрыве городские власти, может быть, начнут вовсе не Протаса. Тогда, возможно, будет назван (скорее всего, не прямо) новый "враг" городских властей. Например, могут быть названы другие строптивые застройщики.
Во-вторых, судьба Вертеля на следующей неделе, очевидно, будет решена. То, будет ли он отпущен или будет и далее находиться под стражей и как судьбу Вертеля прокомментируют правоохранители, предопределит дальнейшее развитие скандала с массовыми беспорядками.
В-третьих, развитие ситуации с возбужденным против чиновника-организатора массовых беспорядков уголовным делом (если оно с задержанием Вертеля все же не связано) также определит дальнейшее развитие ситуации, связанной с "мирным митингом", и, как следствие, устойчивость положения городских властей.