- Хочу сразу подчеркнуть: в Харькове хозяева - харьковчане. Это определено законодательно в емкой формулировке - территориальная громада. Харьковчане избирают мэра и поручают ему решать определенные задачи, то есть фактически нанимают его на работу. Мэр выступает только координатором решения основных задач, связанных с жизнеобеспечением города. Это и ремонт дорог, и вывоз мусора, и подача в дома горожан тепла, воды, газа, и многие другие направления.

- Владимир Андреевич, Вы пришли в мэрию с должности заместителя губернатора. Это понижение или повышение?
-
Это совсем разные задачи. У областной государственной администрации есть свои функции, определенные законодательством, а у органов местного самоуправления - свои. Кому любопытно, может поинтересоваться, какой ранг в реестре госслужащих занимает заместитель губернатора, а какой мэр. Но, по-моему, это напрасная трата времени. Каждый должен на своем месте добросовестно выполнять свои функции. И от этого зависит жизнь в городе. Кто важнее - сантехник или врач? Наверное, нужен и тот, и другой. И ни у кого из них нет верховенства. Так и здесь.

- Есть ли у мэра реальная власть в городе Харькове?
- Законодательно функции мэра определены четко. Если выполнять все, что предписано законом, это была бы нормальная, системная, целенаправленная работа. Кризис и противоречие в ином: в несоответствии между реальными ожиданиями людей и компетенцией городских властей и мэра. Чего хотят и ждут люди? Нормальной жизни, хорошей работы, на которой можно зарабатывать, им нужен уютный дом, нормальные условия в школах для их детей. Что может мэр для создания всех необходимых для нормальной жизни условий? Скажем прямо, чтобы эти ожидания людей оправдались, у мэра должно быть больше влияния. Может мэр создать условия для организации рабочих мест? Сейчас будем искать свою косвенную роль в решении этой задачи. По закону, у органов местного самоуправления с предприятиями два вида отношений: налоговые и договорные. Буквально на днях у меня была встреча с руководителями крупных предприятий, к которым я обратился с просьбой подавать предложения - какую помощь может оказать городская власть для повышения зарплаты людям, погашения долгов этих предприятий, увеличения оборотов выпуска продукции. У нас наметились определенные точки соприкосновения. Мы должны творчески подойти к тому, что горсовет может сделать для удовлетворения реальных ожиданий людей. Реальное благополучие города, его развитие зависит от экономики. Поэтому мои первые шаги в должности городского головы касаются экономических вопросов. Если нет ресурсов, которые дает городская экономика, то не на что поддерживать городские здания, дороги, сооружения, нет достаточных доходов у харьковчан, а, значит, они не могут платить за коммунальные услуги, а дальше разрегулируется вся система городского хозяйства. Поэтому главное - экономика. В этом не очень большие полномочия местного самоуправления. В нашем государстве мы создали систему местного самоуправления по примеру многих стран мира, но экономической основы у нашего самоуправления еще нет.

- Играют ли какую-либо роль личные качества человека, который занимает пост мэра?
- В любой работе, особенно на руководящих должностях, личные качества играют роль. И мэры в Харькове были разные, и в мире были разные руководители больших стран и городов. Но одних люди забывают, а других - нет.

- Как Вы намерены распорядиться доверенной Вам властью?
-
Моя задача - правильно определить то главное звено, за которое должен потянуть городской совет, чтобы наладить жизнь в городе. И работу всей структуры городского совета я направлю на то, чтобы это звено потянуть мощно и эффективно. Если говорить в общем, то таким звеном я считаю экономику. База для развития экономики лежит в максимальной либерализации условий, в которых можно заниматься хозяйственной деятельностью или бизнесом в Харькове. Главный ресурс, который у нас есть, - это человеческая энергия. Если мы будем создавать агрессивную среду, то люди замкнуться в себе и ничего не будут делать. Каждый человек талантлив, просто не каждый пробивается в этой жизни. Один походит по кабинетам, столкнется с трудностями и махнет рукой. А другой пробивает все заслонки. Но их остается мало. Если мы будем уменьшать чиновничье давление, то тех, кто пробивается, будет все больше и больше. Мы должны создать условия, когда человек может свой талант проявить и за счет этого таланта жить, при этом предоставляя какие-то услуги другим людям. Это будет улучшать жизнь в нашем городе. Образно можно обрисовать сложившуюся ситуацию так: когда есть стоячая вода, часть молекул, самых быстрых, испаряется. Передо мной стоит задача - сделать так, чтобы как можно больше харьковчан, наподобие этих молекул, могли преодолеть определенное давление (или притяжение) каких-то сложностей для осуществления своего бизнеса в Харькове. Мы такую тенденцию должны сделать преобладающей.

- Можно ли сказать, что Вы человек из команды Е. Кушнарева? И насколько партийные обязательства оказывают влияние на обязательства в управленческой работе?
- Вот как вас волнует, кто главнее, кто с кем, кто против кого… Давайте без персонификаций разберемся, какие противоречия могут быть при осуществлении процессов управления. Если руководители двух ветвей власти одинаково понимают цели, к которым должна двигать систему и областная, и городская власть, могут ли быть противоречия? По-моему, нет. К примеру, цель такая: ставятся параметры темпов роста объемов производства. От выполнения этой цели зависит и зарплата людей, и состояние бюджета, и развитие города в целом. С этим спорить я не могу. Какие еще цели: сокращение долгов по зарплатам, пенсиям, увеличение объемов капитальных вложений в городе. Я - "за". Фактически нужно сравнить: совпадают ли у нас цели. И хочу сказать, что все цели и задачи, которые сегодня формулируются областной администрацией и ее председателем Евгением Кушнаревым, я понимаю аналогично. По целям, направлениям движения у нас нет никаких противоречий и быть не может. В движении к этим целям облгосадминистрация выполняет свою задачу, а органы местного самоуправления - свою. И практически мы толкаем одну и ту же "тележку". В этом смысле не вижу противоречий. Какие еще были противоречия?.. Деньги делили, бюджет. Сессия облсовета давала нормативы для городской казны. Теперь такого потенциально опасного объекта, на котором могли бы возникать трения, фактически нет, потому что бюджеты и его нормативы сейчас утверждаются Верховной Радой, как для Харьковской области, так и для города Харькова. Вопросы собственности. Фактически сегодня субъектом собственности в Харькове является городская громада и она поручила управлять собственностью городскому совету. Областная собственность сегодня может рождаться только путем передачи объектов городской собственности в совместное управление. Так, например, мы передали в совместное управление старое здание оперного театра. Если мы понимаем, что для исполнения общих функций, которые мы выполняем, нужно передать в совместное управление имущество, зачем спорить. Если есть областная больница, в которой лечатся и жители области, и жители города, то почему нам не передать функции управления, тем более, если этой больницей управляет облздрав. Фактически, если уйти от абстрактного понимания передачи собственности, а перейти к конкретному объекту, то все вопросы снимаются, так как мотивация передачи всегда обоснована и аргументирована. Иной раз ситуация с собственностью, не урегулированная законодательно, усиливалась субъективными противоречиями конкретных людей, и из этого рождались проблемы. А я считаю, что неурегулированность, даже если она законодательно остается, должна быть урегулирована людьми, которые идут к одним сформулированным целям.

- Можно сказать, что в ближайшее время не будет субъективных противоречий у конкретных людей?
- По крайней мере, я все для этого сделаю. А зачем на это тратить время и силы? Достаточно других проблем, которыми нужно активно заниматься.

- Мэр - это больше политик или хозяйственник?
- Между этими двумя качествами грань очень условная. Для благополучия Харькова нужно заниматься и политическими вопросами, и хозяйственными. Я буду заниматься и тем, и другим, чтобы обеспечить развитие города. Если нужно найти капитальные вложения, например, для строительства метро в Харькове, то это политический вопрос или хозяйственный? Требуется лоббирование данного вопроса в Верховной Раде, кабмине - это политика. Когда получили деньги, начинаем их вкладывать, надо продумать, как оптимально их вложить, проследить, чтобы не растеряли их по дороге - уже становишься хозяйственником По сути, и то, и другое нужно делать.

- Как вы видите развитие градостроительной политики в Харькове?
- Уже не один десяток лет Харьков остается фактически без генерального плана развития. Сейчас мы готовим обоснование для заложения денег в бюджет на следующий год, чтобы проводить тендер на разработку генплана. Когда мы будем понимать концепцию развития города, то частные решения по отдельным площадкам-пустырям, заброшенным стройкам, диссонирующим с архитектурной точки зрения зданиям будут приниматься уже в соответствии с этой концепцией, а не просто, кто как захочет. Для того чтобы город строился, необходимо делать максимально выгодными условия строительства. Я не против технических условий, но когда они навязываются строителям, инвесторам, и от этого у них пропадает желание строить, это же абсурдно!

- Какие Вы видите дополнительные источники пополнения городской казны?
- Увеличение количества предпринимателей и оборота предприятий, поскольку более чем на 50% городской бюджет складывается из подоходного налога с граждан. Наверняка имеется определенный резерв и при взимании местных налогов и сборов, и платы за землю. Но значительного роста поступлений от земли можно ожидать только при повышении общего уровня экономического развития. Почему в Нью-Йорке небоскребы строят? Потому что квадратный метр земли очень дорогой. Каждый квадратный метр там дает большую экономическую выгоду. Нам нужно сделать так, чтобы на нашей земле каждая вложенная гривня давала большую прибыль. Тогда предприниматели будут вкладывать деньги в покупку и аренду земли, земля будет расти в цене, а, значит, будет расти и бюджет. То же касается и недвижимости. Эта отрасль сегодня в состоянии стагнации. Слегка растут цены на недвижимость в некоторых районах Харькова, но очень незначительно. Это показатель плохого состояния экономики. В мире цены на недвижимость стабильно растут. Мы должны обеспечить точно такие же условия. Мы сейчас формируем рабочие группы по интенсификации развития экономики города, по разработке концепции управления городской собственностью. Основная цель их деятельности - разработать проекты решения, направленные на улучшение экономических процессов в городе. По всем источникам пополнения городской казны мы сейчас будем изучать ситуацию, искать резервы. Не хочу давать поверхностной оценки. Этот вопрос требует детального изучения. Но в любом источнике есть резерв, его нужно найти. И заставить, чтобы он работал на город.

- Вы заявили, что намерены бороться с мусорными свалками. Вы не боитесь "наступить" на чьи-то интересы в "мусорном бизнесе"?
- Прежде всего, я боюсь "наступить" на интересы харьковчан. А харьковчане не хотят жить среди мусорных свалок. Не возражаю против того, чтобы это было бизнесом. Более того, мы как раз исходим из того, что вся концепция обращения с ТБО будет строиться на создании системы без бюджетных денег. За исключением, возможно, отдельных категорий, которые мы будем косвенно дотировать за счет бюджетных средств. Сегодня, по официальным данным, только на 70% заключены договора на вывоз мусора. А 30% - складируются в городе. Есть конкретные проработки, как решать эту проблему. В загородной зоне есть уже три полигона для захоронения ТБО, их открыли предпринимательские структуры, это сертифицированные свалки. Я за то, чтобы их было несколько, и тогда у нас себестоимость вывоза мусора уменьшится. Если для кого-то это бизнес, пусть инвестируют и зарабатывают на этом. А мы готовы заключать с ними договоры на то, что мы будет продавать им мусор. С нашей стороны генеральным подрядчиком по выполнению этой задачи выступит коммунальное предприятие "Муниципальная компания по обращению с ТБО". Недавно назначен новый директор, Федор Лученко, он немного разберется в той ситуации, которая до сих пор существовала на предприятии, и, по сути, с этого момента деятельность этого предприятия только начнется.

- Будут ли изменения в отношениях между новой городской властью и предпринимательскими структурами?
- Несколько дней назад у нас прошли общественные слушания по проблемам, которые возникают при заключении договоров аренды. В ближайшее время аналогичные слушания пройдут по отводу земли, проблемам в земельных отношениях. Основная цель слушаний - посмотреть на проблемы с точки зрения предпринимателей и создать условия для получения помещений и земельных участков в аренду удобными для харьковчан. Это как раз те маленькие шажки, которые создают более благоприятную атмосферу для развития предпринимательства. Это же нужно делать во всех направлениях: создавать условия для того, чтобы как можно большее количество харьковчан поняло, что они хотят работать в экономике города. Я уже озвучил эти направления. Теперь приступил к конкретным шагам в каждом из них. Основная задача - уменьшение степени давления власти на предпринимательские желания людей. Тогда все больше людей будут брать на себя ответственность за свою жизнь и, обустраивая ее, будут обустраивать город. Вот философское направление действий городских властей.

- На какие конкретные финансовые структуры Вы намерены опираться в своей деятельности?
-
Я буду опираться на тех, кто хочет легально работать в нашем городе. Городу интересны финансовые потоки всех финансовых структур. Если вы имеете в виду особые отношения с отдельными структурами, то, на мой взгляд, формирование особых отношений является неблагоприятным фактором для развития городской экономики. Наличие любимчиков в предпринимательской среде у руководителя города - это, по сути, формирование ненормальной конкурентной среды. Я за общие правила для всех. Мы намерены сотрудничать со всеми предпринимательскими структурами. Конечно, если кто-то будет активнее участвовать в определенных городских программах, кто-то будет предлагать городу наиболее выгодные условия, которые, к примеру, позволят сэкономить бюджетные средства, это, вполне естественно, будет учитываться. Руководители подобных активных структур будут поощряться. Но мне очень хочется, чтобы в базу, на которую опирался бы город, входили практически все субъекты его хозяйственной деятельности.

- Вы слывете человеком непредсказуемым. На взлете военной карьеры Вы ушли на "гражданку". Неожиданным стал и Ваш переход с должности председателя Дзержинского райисполкома на должность заместителя председателя облгосадминистрации. Также неожиданным было Ваше решение баллотироваться в мэры. Какие сюрпризы Вы готовите еще?
- Главный план у меня сейчас - сделать все, чтобы соответствовать ожиданиям харьковчан. В этом смысле я буду предсказуем.

- Вы богатый человек?
- Я не ощущаю, что мне чего-то в жизни не хватает. У меня есть друзья, есть работа. Есть взвешенно ограниченные материальные потребности, которые вполне удовлетворены. У меня хороший тыл, хорошая семья - самое мое большое богатство. С сыновьями у меня складываются нормальные отношения. Я их вижу мало, но они с пониманием относятся к этому. Я очень дорожу их отношением.

- А кто в Вашем доме хозяин?
- У нас в доме нет таких отношений, что кто-то начальник, а кто-то подчиненный. Мы общаемся на равных. С супругой Ириной мы познакомились в Харькове много лет назад, вместе вырастили двух сыновей - Максима и Алексея (соответственно, 1982 и 1985 г.р.). Самое главное, что и с сыновьями мы общаемся на равных, как три взрослых человека. Вообще же чувство хозяина в доме на меня легло очень рано. Мой отец, Андрей Матвеевич, умер, когда мне было 12 лет. Очень любил меня, я был младший в семье, "поскребыш", как меня называли родители. Мама, Анна Ефимовна, умерла недавно. Оба они, и мать, и отец, были из того поколения, знаете: "лишь бы не было войны". Пахали всю жизнь. На этом я и воспитывался. Мама вставала очень рано, хлопотала по хозяйству во дворе (у нас был частный дом в Крыму), потом шла на работу. Возвращалась, неся на себе деревяшки - сухостой для дров. И так всю жизнь. Я за мужика был. Две сестры старшие были, замуж - я отдавал. Бывало, приеду домой летом на каникулы или в отпуск на месяц, вся мужская работа - на мне, и до моря не успеваю добраться. Отсюда, наверное, и философия всей моей жизни: глаза бояться, а руки делают.

- Харьков стал для Вас родным домом? Вы могли бы уехать отсюда?
- Мне трудно представить, чтобы я оставил Харьков. Это город и со своим теплом, и со своими болями, и с проблемами. Но я с ним сроднился. Конечно, хотелось бы, чтобы он был лучше, краше. Но все-таки основа города - люди. Харьковчане - это люди особые. Они не похожи ни на киевлян, ни на крымчан. Боюсь громких слов, но жители Харькова - для меня, пожалуй, самые родные.

Справка "SQ". Шумилкин Владимир Андреевич родился 12 мая 1959 г. в многодетной семье фронтовика. Жил в с. Золотое Поле Кировского района Крымской области. В 1976 г. поступил в Харьковское высшее военное командное училище им. Крылова, которое закончил с "отличием". В этом же училище служил на офицерских должностях. В 1988 г. стал кандидатом технических наук. Специалист по системам управления. Имеет более 100 научных работ и 15 изобретений. Член-корреспондент Академии прикладной радиоэлектроники. В 1990 г. был избран депутатом Дзержинского районного совета, затем стал его председателем. С 15 января 1991 г. совмещал эту должность с должностью председателя райисполкома. На эти должности избирался еще 2 раза (в 1994 и 1998 гг.). В 1997 г. окончил Национальную юридическую академию им. Я.Мудрого по специальности "правоведение". Воинское звание - полковник. В 2000 г. был назначен заместителем председателя Харьковской облгосадминистрации. 31 марта 2002 г. избран Харьковским городским головой. Председатель Харьковской областной организации Народно-демократической партии Украины.
Харьковский городской голова Шумилкин Владимир Андреевич. Тел. 23-51-47. Официальный сайт Харьковского горисполкома. www.citynet.kharkov.ua.