жорж борман, шоколадные короли, кондитерская фабрикаНеотвратимое приближение Нового года актуализирует шоколадно-карамельную тематику, в том числе - в историческом аспекте. Ведь еще лет сто с небольшим назад Харьков был крупнейшим центром производства кондитерской продукции на территории современной Украины.

Своей кондитерской славой город в значительной степени обязан Григорию Борману и его сыну Георгию – владельцам компании "Жорж Борман", которая была основана в Санкт-Петербурге и считалась одной из самых крупных в Российской империи в конце XIX – начале ХХ века.

Правда, когда Борманы открывали новое производство в Харькове, им пришлось втиснуться в довольно плотную "компанию": на рубеже веков в городе работало больше 10 кондитерских фабрик. С 1853 года в Харькове работала фабрика Жукова, с 1862-го – Муравьева, в 1873-м открылось производство купца первой гильдии Кромского. Также в истории остались фамилии  других харьковских кондитеров – Попов, Гладков, Бананов, Романенков. (Добавить в эту компанию "Жоржа Бормана", и, как ни крути, а получится, что "первая конфетная столица" - это тоже мы.)

Наиболее крепким конкурентом Борманов был купец Дмитрий Кромский – миллионщик и меценат. По сообщениям газеты "Южный край", 21 декабря 1889 года он оборудовал свою фабрику кондитерских и макаронных изделий на улице Конторской паровым двигателем в 12 лошадиных сил и снабдил водопроводом, паровым отоплением, вентиляцией, электрическим освещением. Фабрика такого рода была первой на юге Российской империи. Изначально Кромский выпускал пряники, пастилу, халву, варенья, крендели и был знаменит как производитель самого вкусного желе, которое продавалось в жестяных баночках с фамилией и вензелем владельца, выполненными золотистыми буквами. Но с 90-х годов он приступил к производству шоколадных конфет. Его фабрика имела представительства в Варшаве, Екатеринославле, Севастополе, Баку, Харбине, Благовещенске, Владивостоке, Сретенске, Хабаровске, Воронеже.

Однако Борманы к моменту открытия производства в Харькове в 1896 году уже были лидерами кондитерского рынка Российской империи.

Основание компании в 1862 году во многих источниках подается в виде романтической истории о том, как 25-летний петербуржский студент, устроившись в свободное от учебы время подрабатывать в кондитерскую лавку, настолько понравился не имевшим собственных детей владельцам, что те подарили ему свой маленький бизнес. Но, очевидно, и без столь щедрого подарка предпринимательский гений Григория Бормана проявил бы себя в полной мере. Спустя четыре года будущий "шоколадный король" уже приобрел фабрику в Петербурге. А еще спустя 10 лет первым в отрасли получил звание "Поставщик двора Его Императорского Величества".

Открытие харьковской фабрики на улице Коцарской (известна в народе под названием "кондитерка"), по одной из версий, связывают с тем, что Борманы, к тому времени имевшие репутацию одних из лучших производителей шоколадных изделий в мире, стали посматривать в сторону мармелада. Яблоки, которые выращивали в Харьковской губернии, якобы подходили для этого больше всего. Но также следует иметь в виду, что в конце позапрошлого века в губернии производилось значительное количество сахара, а Харьков стал крупным железнодорожным узлом, что было не лишним для предприятия, торговавшего своей продукцией на всей территории бывшей империи.

Григорий Борман передал управление питерским и московским, как сегодня сказали бы, офисами своему сыну, а сам переехал в Харьков.

Yes

В 1900 году фирма "Жорж Борман" открыла магазин на Николаевской площади, который и по сей день остается одним из самых знаковых мест в городе: это известный всем харьковчанам магазин "Ведмедик" на площади Конституции.

Конкуренция на рынке была серьезная. Но сильной стороной Борманов стали достаточно передовые для тех времен методы организации производства и рекламы.

Соцпакет от "Жорж Борман"

На харьковской фабрике установили современное, выписанное из-за границы оборудование. Масло из зерен какао отжимали гидравлическими прессами, которые в то время были технической новинкой. Использовалась недавно открытая технология охлаждения шоколада в холодильных камерах с помощью жидкой углекислоты. Мармелад, карамель и монпансье изготавливались на вакуумных аппаратах.

Заработная плата работников была не самая выдающаяся по тем временам – в среднем 16 рублей в месяц. Мастер получал от 25 до 85 рублей, карамельщик – 9-30 рублей, шоколадник – 9-25 рублей. Но рабочий день продолжался 11-12 часов, в то время как в среднем по отрасли - 13-14. Соцпакет включал 100-процентную выплату зарплаты в случае болезни в течение первых полутора месяцев и 50-процентную - в течение следующих полутора месяцев. Ежедневно каждому рабочему выдавалось по полфунта конфет. Цены на шоколадные конфеты составляли от 65 копеек до 1 рубля 75 копеек за фунт. Так что к зарплате приплюсовывались еще, как минимум, рублей 8 продукцией.

От работников требовалось соблюдение жесткой дисциплины. Все специалисты трудились в белых халатах. За появление на рабочем месте в нестиранном и неглаженом халате следовало увольнение.

Реклама – двигатель торговли

Yes

Собственную продукцию Борманы рекламировали с фанатическим усердием. Обеспечение привлекательного вида продукции обходилось в 75 тысяч рублей в год. В отдельных случаях стоимость упаковки превышала стоимость самого товара.

Существовал целый комплекс рекламных приемов.

Некоторые конфеты продавались в жестянках с надписями "Сахар", "Мука" и тому подобное. Такие коробки пользовались популярностью у домашних хозяек, и это было дополнительным стимулом заглянуть в магазин "Жорж Борман".

На коробках с монпансье изображались портреты великих писателей с цитатами (что, очевидно, преследовало и образовательные цели).

В коробки конфет вкладывались бумажные заготовки для поделок и инструкции по изготовлению.

Шоколадные яйца продавались с какой-либо религиозной символикой внутри (крестик, миниатюра католического костела или православного храма), что, в принципе, дает основание креативщикам фирмы "Жорж Борман" претендовать на славу изобретателей киндер-сюрприза.

Ассортимент постоянно расширялся и достиг 200 наименований: конфеты "Аленушка", "Ушки", "Якши", "Цукатики", "Сампьючай", "Жмурка", "Жорж", "Лоби-Тоби", печенье "Мария", "Альберт", "Тю-тю", "Олли", "Князь Игорь". А какао "Жорж Борман" стало серьезным конкурентом кофе.

Купив в 1904 году пять автомобилей, которые в ту пору в империи были еще большой редкостью, Борманы и их приспособили для рекламных целей. На бортах было размещено название торговой марки.

Конкуренты тоже старались не отставать в борьбе за симпатии публики. Фабрика Романенкова, которая располагалась на Мариинской улице, выпускала шоколад "Народный". На этикетках изображались национальные костюмы народов Российской империи.

Популярностью пользовался шоколад купца Кромского "Василиса Прекрасная". На обертках были различные персонажи и фрагменты текста сказки.

Тематические серии стимулировали покупать конфеты и шоколад уже и с целью заполучить новую этикетку, которая вполне могла стать предметом коллекционирования.

Отголоски былой славы

Однако вместе с Российской империей развалилась и шоколадная империя Борманов. Фабрики были национализированы, после чего первым делом отменили белые халаты и ежедневную выдачу полуфунта конфет.

Основатель компании Григорий Борман скончался 25 декабря 1918-го в Харькове, на 82-м году жизни, и был похоронен на лютеранском кладбище, которое не сохранилось. Его сын Георгий эмигрировал в Париж, где тоже занимался кондитерским производством.

Но популярность торговой марки давала о себе знать и в первые годы советской власти. На продукции национализированных предприятий рядом с новым названием, чтобы привлечь покупателей, более крупными буквами указывалось "бывш. Жорж Борман".

В одной из статей, размещенных в харьковском журнале "Пламя" за 1924 год, известность кондитеров Борманов описывалась едва ли не белым стихом: "Собинова, Пуришкевича, купца Морозова, митрополита Тихона и даже Шаляпина, и даже Макдональда, может не знать одинокий хутор в степях, в меха и ветер одетая юрта на Мурмане, на острие гор вдыхающий тишину татарский аул… Но кому не известно имя «Жорж Борман»?"

Еще в середине 30-х годов продукцию социалистических предприятий сравнивали со старорежимной. В 1934 году "Харьковский рабочий" писал, что "вновь созданный шоколад "Стратостат" нисколько не уступает бормановскому "Миньону".

Все харьковские фабрики, конкурировавшие с "Жоржем Борманом", давно исчезли. Дольше всех продержалось предприятие, основанное купцом Кромским. Под названием "2-я Государственная кондитерская фабрика имени Крупской" оно просуществовало до развала Союза, после чего быстро обанкротилось. От заброшенного здания в настоящее время остались только стены и горы строительного мусора. А бормановская фабрика, которой в этом году стукнуло 120 лет, оказалась единственной кондитерской Харькова (ныне с другим названием), добравшейся с конца позапрошлого века до наших дней.