Харьков, мэр, историяКупцы и ученые, дворяне, разночинцы и пролетарии, социалисты-революционеры, коммунисты и бывшие коммунисты, меценаты и скряги, казнокрады и бессребреники, люди в высшей степени рассудительные и подозреваемые в сумасшествии - кто только не руководил Харьковом за два с половиной столетия. Должность харьковского городского головы появилась примерно в 60-х годах XVIII века (в советские времена эквивалентом понятия "мэр" можно считать должность председателя городского исполкома). В качестве первого мэра Харькова в историю вошел Павел Гуковский, о котором известно, что он был выходцем из казацкой старшины, дослужился до сотника, отвечал в городе за борьбу с пожарами и владел шинком.

SQ собрал коллекцию из 10-ти фактов о харьковских мэрах.

Сумасшедший мэр

Yes

В Харькое сохранился дом, в котором проживал городской голова Егор Урюпин. Ныне на доме установлена памятная табличка

Егор Егорович Урюпин, руководивший городом в 1799-1805 годах, вошел в историю как личность легендарная. Он прославился тем, что считался человеком в высшей степени бескорыстным, не позарившимся ни на одну городскую копейку, и твердо стоял на позициях соблюдения законности, за что, согласно одной из городских легенд, и был объявлен сумасшедшим. Урюпин отказался участвовать в незаконных поборах, которые якобы проводил губернатор Артаков. Правда, есть и иная версия: городской голова Урюпин сам “начал проявлять буйственные поступки”, выражая несогласие с размещением в его доме на постой военных, и впоследствии длительное время пребывал на лечении.

Основатель Москалевки

Согласно одной из городских легенд, крупнейший харьковский землевладелец Федот Дорофеевич Карпов (городской голова в 1808-1811 годы) был основателем исторического района Москалевки. В этой части города он селил отставных солдат. В XIX веке солдаты в Украине нередко назывались "москалями". Отсюда и пошло название Москалевки.

Мэр – прототип сценических персонажей

Купец-виноторговец Сергей Кондратьевич Костюрин, занимавший должность городского головы с 1853 по 1858 годы, слыл фигурой чрезвычайно колоритной. Благодаря этому его имя осталось не только в городских хрониках, но и в истории драматургии. В доме Костюрина как-то останавливался известный драматург Александр Островский. Знатоки драматургии утверждают, что некоторыми чертами Костюрина автор наделил персонажей своих пьес.

Yes

Здание городского училища, построенное на средства купца Костюрина в районе современного сквера "Победа". Разобрано в 80-х годах прошлого века при реконструкции сквера

Но Сергей Кондратьевич Костюрин был ценен городу не только знакомством со "слугами Мельпомены". За собственные средства он построил здание 1-го городского начального училища.

Существующий ныне переулок Костюринский также назван в его честь.

Самый молодой мэр

Их лиц, занимавших именно должность городского головы, самым молодым является купец 2-й гильдии Николай Дмитриевич Шатунов (1867-1870 годы). Здраво рассудив, что одной молодости для того, чтобы остаться в истории, явно не достаточно, Шатунов увековечил свое имя тем, что при его мэрстве была открыта знаменитая в дореволюционные времена Александровская больница, принимавшая пациентов без различия звания и сословий.

Родственник фельдмаршала Кутузова

Иван Тимофеевич Голенищев-Кутузов, руководивший городом в 1893-1900 годах, был выходцем из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый победитель Наполеона фальдмаршал Михаил Кутузов. Факт, вне всякого сомнения, любопытный, но для эффективного управления крупным городом - недостаточный. Голенищев-Кутузов вошел в местные хроники как городской голова исключительно предприимчивый. Для пополнения городской казны он организовал ряд доходных муниципальных предприятий – скотобойни и электростанцию.

Самоуправление плюс электрификация всего города

Yes

Электрический трамвай в Харькове появился во времена городского головы Александра Погорелко

Еще задолго до знаменитых планов электрификации, разработанных большевиками, харьковский городской голова Александр Константинович Погорелко (1900-1912 годы) приступил к реализации проекта городского электрического освещения. Именно во времена мэра Погорелко в Харькове был пущен электрический трамвай. Помимо трудов по благоустройству, Погорелко остался в городской истории как апологет всестороннего развития местного самоуправления, что и в наши времена – сто с лишним лет спустя - остается более чем актуальной задачей.

"Харьковский Геродот"

Самым знаменитым мэром, пожалуй, следует считать выдающегося ученого-историка Дмитрия Ивановича Багалея (1914-1917 годы). Благодаря его творческому гению Харьков и Слобожанщина имеют собственную систематизированную историю. Его перу принадлежит ныне хрестоматийный труд "История города Харькова за 250 лет его существования с 1655 по 1905 год: в 2-х томах".

"Двуглавый мэр"

Спустя четыре месяца после свержения самодержавия, 9 июля 1917 года в Харькове прошли выборы в городскую думу, которые назвали "первыми демократическими выборами". Убедительную, по нынешним меркам, победу одержала партия социалистов-революционеров (46,4% голосов, 54 места в городской думе). Кадеты получили 16 мест, меньшевики – 13 и большевики – всего 11.

А руководство городом решили сделать "двуглавым", разделив функции городского головы и председателя городской думы. Городским головой стал эсэр  Сергей Стефанович, а председателем думы - его коллега по партии Яков Рубинштейн. Оба были репрессированы в 30-х годах.

Мэр-метростроитель

Yes

Открытие харьковского метрополитена 23 августа 1975 года

Строительство первой ветки харьковского метрополитена практически от начала и до завершения пришлось на времена, когда городом управлял Юрий Гуровой (1969-1976 годы).

Кто "придумал" День города?

Инициатором главного харьковского праздника - Дня города - можно считать председателя горисполкома Степана Соколовского (1986-1990 годы). Идея была "подсмотрена" у западных соседей во время участия харьковской делегации в 14-й встрече мэров крупных городов в Милане в 1987 году. Правда, изначально День города отмечался 20 сентября и лишь позже был объединен с Днем освобождения Харькова – 23 августа.

70-80-е годы были периодом стремительного строительства в Харькове жилья и различных инфраструктурных объектов. Согласно проектам, которые разрабатывались во времена Соколовского, в начале XXI века в Харькове планировалось открытие 35-й станции метро, реконструкция Клочковской, развитие жилого строительства в сторону Дергачей и расширение площади Харькова за счет включения в городскую черту прилегающих территорий.