- Игорь Петрович, полтора месяца назад Вы выражали обеспокоенность снижением
объемов реализации промышленной продукции, выпущенной предприятиями Харьковщины.
Изменилась ли ситуация теперь?
- Проблемам реализации продукции мы уделяем не меньше внимания, чем увеличению
объемов производства, ведь это - важнейшая задача для экономики предприятия,
региона, государства. Промышленностью Харьковской области за 5 месяцев 2003
г. было отгружено продукции на 4,7 млрд. грн., а объем произведенной продукции
за этот же период составил 4,44 млрд. грн., то есть реализовано продукции на
5,8% больше, чем произведено. Это, конечно же, хороший результат. Не только
вся выпущенная продукция нашла своего потребителя, но и идет наращивание объемов
реализации за счет продажи продукции со складов.
Можно отметить положительную тенденцию относительно снижения количества бартерных
расчетов. Уровень бартера за 6 месяцев составил 4,2%. Правда, во втором квартале
в сравнении с первым этот показатель немного увеличился, но сократилось количество
других неденежных схем расчетов. Доля продукции, отгруженной за деньги, увеличилась
с 76,6% до 79,3%. Значительно ниже средней доля бартера в пищевой промышленности
региона. Здесь расчеты в денежной форме составляют почти 90%. Выше среднего
уровень бартера в машиностроении, хотя он и уменьшается. Сложно быстро отказаться
от бартера предприятиям, которые пошли по пути финансового оздоровления (на
Харьковском заводе тракторных самоходных шасси бартер составил 100%, на "Серпе
и молоте" - 88,5%, на Харьковском заводе тракторных двигателей - 81%, на
Харьковском электромеханическом заводе - 61%). В два раза выше, чем среднеобластной,
уровень бартера в легкой промышленности. Происходит это за счет отдельных предприятий,
которым не удается найти для своей продукции потребителей, готовых рассчитываться
деньгами (фирма "Хакис" - 74% бартера, Волчанская обувная фабрика
- 26%, "Украинский мех" - 49%).
- Каковы итоги промышленного производства Харьковской области за первое
полугодие 2003 г.?
- За 6 месяцев произведено продукции на 5,39 млрд. грн., что на 11,2% больше,
чем за соответствующий период 2002 г. В июне месячный объем производства впервые
превысил 1 млрд. грн. и составил 1 млрд. 36 млн. грн. В последние годы промышленность
наращивает объемы производства постоянно. По различным причинам (сложные погодные
условия, отсутствие долгосрочных контрактов у большинства предприятий) большой
спад промышленного производства был в январе. Но после этого объемы производства
увеличивались из месяца в месяц.
- Какие отрасли промышленности Харьковской области развиваются наиболее
динамично?
- Экономика Харьковского региона многоукладна. В этом есть свои плюсы и
минусы. С одной стороны, такая структура менее подвержена рискам, а с другой
- ею сложнее управлять. Существенный вклад в общие результаты обеспечивают ведущие
отрасли - машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, в которых
насчитывается более 300 предприятий (половина всех промышленных предприятий
области), производят 60% промышленной продукции Харьковщины. Рост производства
в пищевой промышленности и переработке составил больше 16%, в машиностроении
- 15,8%. Четыре отрасли промышленности в первом полугодии 2003 г. не достигли
уровня первого полугодия 2002 г. Это легкая, деревообрабатывающая, химическая
промышленность, металлургия и металлообработка. На общие показатели это практически
не влияет, поскольку удельный вес этих отраслей в промышленности Харьковщины
- меньше 5%, но это все равно минус и над этим надо работать.
- А какие предприятия Вы могли бы выделить?
- Наиболее динамично развиваются "Турбоатом", Харьковское государственное
авиационное производственное предприятие, Харьковский завод подъемно-транспортного
оборудования, Харьковский станкостроительный завод. Почти в полтора раза увеличил
объемы производства завод им. Малышева, хотя у этого завода есть финансовые
проблемы. Среди предприятий сельхозмашиностроения не хуже, чем в прошлом году
работает ХТЗ. Хорошо работают Харьковский электротехнический завод "Укрэлектромаш",
"Южкабель". Лучше стал работать Харьковский релейный завод. Стабильно
последние годы работает завод "ФЭД". Получив в 2003 г. большой заказ
от Харьковского государственного авиационного производственного предприятия,
"ФЭД" увеличил объемы производства в полтора раза.
Но почти треть предприятий снижают объемы производства. В их числе ряд больших
предприятий машиностроительного комплекса. К примеру, у машиностроительного
завода "Свет шахтера" для этого есть объективные причины. Предприятие
хорошо работало последние три года, но в 2003 г. из-за финансовых проблем угольной
промышленности на нем произошел спад производства. Но финансовое состояние завода
стабильно и мы надеемся на улучшение ситуации. Начала исправлять ситуацию "Электромашина".
Работа предприятия резко улучшилась после прихода нового руководства, уменьшились
долги по зарплате. Думаю, что улучшится в ближайшее время и работа "Электротяжмаша".
У него в производстве были сбои, связанные с поставкой некачественного металла,
но сейчас все проблемы решены. Надеюсь, что по результатам 9 месяцев 2003 г.
выйдет на положительные показатели "Протон". Для этого есть все предпосылки.
- Как Вы оцениваете перспективы реформирования предприятий сельхозмашиностроения
путем реорганизации и реструктуризации, создания концернов и финансово-промышленных
групп?
- Реформирование предприятий сельхозмашиностроения сейчас очень актуально
для промышленного комплекса области, так как удельный вес этих предприятий в
объемах производства машиностроения Харьковщины составляет почти 20%, а количество
работников превышает 18 тыс. (пятая часть всех работающих в машиностроении).
Реформирование предприятий может иметь различные организационные формы, в том
числе и те, которые вы назвали. Однако основа всех изменений - необходимость
привлечения капитала. Именно его отсутствие не позволяет в сложившийся кризисной
ситуации провести такие реформы и получить эффективный практический результат.
Попытки в этом направлении делаются. На базе предприятий подотросли создана
ассоциация "Укртрактор". Она неоднократно разрабатывала и подавала
в министерство промышленной политики актуальные предложения по выводу предприятий
из кризиса, их дальнейшего развития, модернизации производства. Но из-за отсутствия
финансовых возможностей и реальной государственной поддержки все эти начинания
остались на бумаге. К тому же, собственники предприятий, а для большинства из
них - это государство в лице ФГИ и "Украгомашинвеста", оказались неэффективными
по той же причине - ограниченности финансовых ресурсов. Харьковской облгосадминистрацией
было инициировано рассмотрение кризисного состояния на заседании коллегии Минпромполитики,
которое состоялось в конце 2002 г. Его решением предусмотрены основные направления
развития тракторостроения и двигателестроения в Харьковской области до 2005
г. Однако уровень выполнения этих решений не прибавляет оптимизма: значительное
количество практических мероприятий из-за ограниченности средств в госбюджете
остается невыполненным. Облгосадминистрацией совместно с "Институтом машин"
направлен ряд писем с предложениями по развитию двигателестроения. Премьер-министру
Виктору Януковичу направлено письмо, которое подписал Евгений Кушнарев, относительно
ускорения принятия решения о выделении предусмотренных в госбюджете 25 млн.
грн. на техническое переоснащение предприятий с рассрочкой возвращения на 3
года (для ХТЗ - 10 млн. грн., для "Серпа и молота" - 10 млн. грн.,
для Харьковского завода тракторных двигателей - 5 млн. грн.).
- Какие изменения произошли в работе ХТЗ после смены наблюдательного совета
предприятия?
- Новый состав наблюдательного совета был избран на общем собрании акционеров
ХТЗ 29 апреля, а руководство наблюдательного совета - 16 мая 2003 г. Говорить
о каких-то изменениях за 2 месяца работы нового руководства совета еще рано.
На предприятии продолжается разработка программы развития ХТЗ, проводятся организационные
изменения.
Необходимо отметить, что ситуация, сложившаяся в этом году на сельхозпредприятиях
области, да и Украины в целом (суровая зима, бездождевая весна и начало лета),
могут привести к существенному снижению спроса на тракторную технику из-за отсутствия
денег у покупателей. Значительная часть государственных денег, которые предусматривались
на поддержку покупательского спроса сельхозпроизводителей, была направлена на
поддержку сельхозпроизводителей, пострадавших от непогоды. Это может негативно
сказаться на объемах производства тракторов и финансовом состоянии предприятия.
- Как складывается финансово-экономическая ситуация на предприятиях-смежниках
ХТЗ -Харьковском заводе тракторных двигателей, Купянском литейном заводе, Лозовском
кузнечно-механическом заводе, Чугуевском заводе топливной аппаратуры, Дергачевском
турбокомпрессорном заводе?
- Сейчас главный смежник ХТЗ - Лозовской кузнечно-механический завод, который
полностью обеспечивает потребность в мостах для ходовой части тракторов. Предприятие
находится в состоянии санации, которая заканчивается 21 июля 2003 г. За время
проведения санации завод значительно улучшил финансовые показатели: уменьшена
дебиторская (на 5,3 млн. грн.) и кредиторская (на 33,8 млн. грн.) задолженность,
долги перед госбюджетом уменьшились на 1,9 млн. грн., пенсионным фондом - на
1,4 млн. грн., за энергоресурсы - на 29 млн. грн. Среднемесячная зарплата увеличилась
с 249 до 363 грн. Она вовремя выплачивается, возвращаются долги прошедших лет.
Санация позволила заводу по итогам 6 месяцев 2003 г. увеличить объемы производства
на 36,5% (по сравнению с первым полугодием 2002 г.) и продолжить стабилизацию
финансовых показателей.
Купянский литейный завод и Харьковский завод тракторных двигателей также проходят
санацию. Их деятельность строится согласно этой процедуре. Чугуевский завод
топливной аппаратуры с апреля этого года на основе плана реструктуризации начал
увеличивать темпы производства. Если за первый квартал было выпущено продукции
на 1 млн. 380 тыс. грн., то за следующие три месяца - на 5 млн. грн.
К сожалению, этого нельзя сказать о Дергачевском турбокомпрессорном заводе,
где ситуация остается крайне сложной. За 5 месяцев объемы производства здесь
снизились на 32% (по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.). С начала года
долги по зарплате выросли на 125 тыс. грн. и составляют 574 тыс. грн. Предприятие
провело реструктуризацию, однако ее результаты пока неутешительны. Это создало
в коллективе дополнительную социальную напряженность. Руководство завода принимает
меры стабилизации ситуации. Перспективным направлением является освоение серийного
производства строительных лисов и других металлоконструкций. Для этого создан
ремонтно-механический цех. Проводится маркетинговая работа по выявлению и привлечению
потенциальных покупателей этих видов продукции.
- Снижение объемов производства химической промышленности региона вызвано
спадом производства на "Химпроме"? Как вообще обстоят дела на этом
предприятии?
- Снижение объемов производства на "Химпроме" - не основная причина
падения производства в отрасли. В Харьковской области 24 химических предприятия.
Из них собственно к химической отрасли относятся шесть. Остальные - десять фармацевтических
предприятий (6 из них снизили объемы выпускаемой продукции) и восемь парфюмерных.
Ситуация на "Химпроме" сложная. Кредиторская задолженность - 75 млн.
грн. и имеет тенденцию к росту. Долги по зарплате - 3,4 млн. грн. Производство
за 5 месяцев 2003 г. сократилось почти на 10%. Во многом к этому привела вынужденная
остановка в мае, из-за отсутствия газа. Сейчас эта проблема решена. Кроме того,
не удавалось запустить производство полихлорвинила, так как не работал поставщик
сырья - концерн "Ориана". Были заключены договоры с другими поставщиками
и мы надеемся в июле-августе запустить это производство. Минпромполитики по
инициативе Харьковской облгосадминистрации утвердило решение о проведении на
"Химпроме" досудебной санации. Считаю, что "Химпром" сейчас
потихоньку выкарабкивается из той "канавы", в которую попало предприятие.
Оборудование приведено в относительно нормальное техническое состояние, на заводе
начали платить текущую зарплату. Но для того, чтобы "Химпром" мог
нормально развиваться, ему нужно производить в месяц продукции хотя бы на 6-7
млн. грн. Сейчас это 3 млн. грн.
- Евгений Кушнарев заявил недавно, что сохранить завод "Серп и молот"
как предприятие по производству двигателей для комбайнов вряд ли удастся. Какова
возможная судьба этого завода? Какие есть варианты его перепрофилирования? Рабочие
"Серпа" проводили акции протеста в связи с большой задолженностью
по заработной плате. Как обстоят дела с выплатой задолженности сейчас?
- В Харьковской области есть два больших двигателестроительных предприятия
- "Серп и молот" и завод тракторных двигателей. Очевидно, что их необходимо
реформировать. Чтобы наладить современное производство двигателей, необходимо,
по самым скромным подсчетам, 10-15 млн. долл. А, к примеру, российский КамАЗ
вложил в реконструкцию производства двигателей 50 млн. долл. Это очень большие
деньги, но если этого не делать, то Украина может вообще остаться без дизельных
двигателей.
В последние годы на уровне Минпромполитики и Кабинета министров принималось
много решений относительно "Серпа и молота". Однако дефицит средств
не позволил внедрить намеченное. За 2002 г. завод выпустил 273 двигателя (в
3,5 раза меньше, чем в 2001 г.), а за 5 месяцев 2003 г. всего 19 двигателей.
Ведется поиск финансового обеспечения работы предприятия. Кроме названных уже
10 млн. грн. из госбюджета, это может быть кредит одного из банков Харькова.
Однако из-за высокой степени риска банковские учреждения пока воздерживаются
от принятия окончательного решения. Разработана и согласована концепция санации
предприятия. Однако принятие решения о санации сдерживается судебным процессом,
инициированным еще в 2002 г. кредиторами завода "Вегой" и "Харьковхимом".
Высший хозяйственный суд недавно отклонил кассационную жалобу этих фирм. 89,59%
акций "Серпа и молота" принадлежат государству, из них 63,59% передано
в управление Минпромполитики, 26% - "Украгромашинвесту". К сожалению,
управление этим имуществом оказалось неэффективным. Решить проблему сохранения
предприятия на региональном уровне невозможно без непосредственного действенного
участия основных собственников.
- Как может повлиять на работу предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей
прогнозируемое в 2003 г. снижение объемов производства сельхозпродукции?
- В Харьковской области ожидается снижение только производства зерна. Мы
имеем неплохие виды на урожай гречки, площади посевов которой значительно увеличены,
других крупяных культур, сахарной свеклы, подсолнечника. Нынешний ажиотаж -
это просто спекуляция. Оптовые торговцы уже получили от Харьковской обладминистрации
предупреждение об ответственности за необоснованное повышение цен. В связи с
урожаем зерна есть проблемы, но их тоже можно решать. Предприятия пищевой и
перерабатывающей промышленности работают стабильно, большинство руководителей
думает о будущем. Может быть, мы и не удержим нынешние темпы развития отрасли
(116%), но нет оснований говорить о спаде.
- Какими, на Ваш взгляд, должны быть шаги вашего управления для обеспечения
развития экономики Харьковской области?
- Нашей задачей является отстаивание интересов промышленных предприятий
региона в центральных органах власти. Мы должны стучать в двери Верховной Рады,
Кабмина, инициировать изменение законодательства. Мы занимаемся также разработкой
региональных программ развития отраслей промышленности, транспорта и связи,
участвуем в разработке государственных программ. В частности, впервые в Украине
разрабатывается государственная программа развития промышленности. Харьковская
область принимает в ее разработке самое активное участие. На последнем совещании
в Кабмине из регионов Украины слово было предоставлено только представителю
Харьковщины, и это о многом говорит. В 2002 г. мы разработали и приняли четыре
региональных отраслевых программы. В августе мы передадим на рассмотрение облсовета
программу развития дорожного строительства, думаем о программе развития пищевой
промышленности, внесении изменений в программу развития энергетики.
Важное направление нашей деятельности - работа с проблемными предприятиями.
Я считаю, что в вопросах реализации программ финансового оздоровления предприятий
Харьковщина - среди первых в Украине. Сейчас 9 предприятий находятся в стадии
санации. В этом направлении не все получается. Причиной часто является то, что
экономические службы предприятий оставляют желать лучшего. Главной своей задачей
я считаю объединение усилий всех руководителей предприятий Харьковщины. Если
мы будем одной командой, если будем помогать друг другу, то Харьковская область
и ее промышленность всегда будет на первых ролях. Управление промышленности,
транспорта и связи должно создать такие условия для предприятий, чтобы тем осталась
одна забота - наращивать объемы производства, а значит, обеспечивать высокий
уровень жизни как своим сотрудникам, так и всем жителям Харьковской области.