- Владимир Петрович, правда ли, что усилия представителей Харьковского инвестиционного совета по развитию СРИД на территории г. Харькова недостаточны? Действительно ли плохо поставлена работа по информированию об условиях СРИД?
- Для реализации специального режима инвестиционной деятельности в г. Харькове приняты все необходимые организационные меры. Судите сами. Вот перечень тех мероприятий, которые секретариат Харьковского инвестсовета провел только за 2002 г. Для оповещения об условиях внедрения спецрежима проведена работа с широкими слоями общественности, руководителями предприятий, предпринимательских структур, посольств и торговых миссий Украины за рубежом и иностранных в Украине. Представители инвестсовета провели ряд международных и местных мероприятий. Наши специалисты приняли участие в подготовке научно-практического семинара "Эффективные методы управления предприятиями в условиях рыночной неопределенности", практического семинара "Новое в отчетности предприятий-субъектов СРИД в Харькове", семинара "Социальная рыночная экономика: основные ориентиры для Украины", семинара "Стратегический план развития предприятия и оперативное управление"; 9-й Европейской конференции по региональному и муниципальному финансированию, инвестициям; международного инвестиционного форума "Свободные экономические зоны (СЭЗ), территории приоритетного развития (ТПР) и технопарки Украины: достижения, проблемы, перспективы", а также в проходящей в его рамках презентации харьковского спецрежима.
В прошлом году представители инвестсовета участвовали в подготовке методологического семинара "Законодательные аспекты и перспективы льготных инвестиционных и инновационных режимов в Украине", семинара по Программе регуляторной реформы в Украине, второго инвестиционного форума "Инвестиции - 2002" (г. Ялта), научного семинара руководителей предприятий, их заместителей по экономическим вопросам о внедрении спецрежима на территории Харькова, национальной выставки "2002: год Украины в Российской Федерации", международного инвестиционного форума "Инновации. Инвестиции. Интеграция". Кроме того, представители Харьковского инвестсовета участвовали в подготовке бизнес-семинара "СЭЗ в Украине" (г.Киев), семинара "СРИД на территории г. Харькова", круглого стола "Инвестиционный рейтинг регионов - инструмент для государственной политики", второй научно-практической конференции "Проблемы развития малого бизнеса. Теневой бизнес", в обмене опытом реализации льготного инвестрежима в Донецкой области. Представители секретариата инвестсовета изучали опыт инвестиционной деятельности в Германии.
Для информационно-рекламной деятельности секретариатом инвестсовета изданы два текущих и один специальный номер "Инвестиционного бюллетеня", разработан веб-сайт, который в декабре 2002 г., по оценке Института реформ (г. Киев), признан лучшим в Украине в этой сфере. Изданы методические рекомендации по практическому применению таможенных и налоговых льгот для инвесторов "Аргументы инвестиционной привлекательности г. Харькова". Выпущено 5 серий информационно-рекламных буклетов о СРИД в г. Харькове. Разработана электронная версия презентации харьковского СРИД. Постоянно обновляется сборник анкет инвестиционных проектов предприятий города, которые требуют финансовых ресурсов и могут быть реализованы в условиях СРИД. Сейчас сборник содержит анкеты 32 предприятий, 8 из них уже поддержаны на заседаниях Совета для поиска инвесторов. Рекламные и информационные материалы Совета, информация о перспективных инвестиционных проектах распространялась в других странах и во время посещения Харькова представителями других стран и международных организаций (Великобритании, США, Польши, Кореи, Египта, Австрийской республики, Бельгии, Германии, России, Китая, Италии, Израиля, Японии, Испании, Беларуси, Швейцарии, Мирового банка). Функции распространения информации о харьковском СРИД взял на себя информационно-консалтинговый центр "Фонд "Развитие".
Совместно с институтом экономики промышленности НАН Украины для изучения влияния условий льготного инвестирования на эффективность работы предприятий и социально-экономического развития СЭЗ и ТПР в Украине проведен опрос субъектов спецрежима в Харькове. Совместно с учеными Харьковского государственного экономического университета начаты исследования инвестиционной привлекательности предприятий харьковского региона для разработки и внедрения новой научной методики, обобщения результатов анализа инвестиционных возможностей предприятий города. С руководством районов Харькова ведется работа по проведению информационно-учебных семинаров для информирования руководителей предприятий о законодательно-нормативных материалах по спецрежиму. Об условиях внедрения спецрежима опубликованы статьи в журналах "Финансовая Украина", "Банковское дело", "Инвестиционный магазин", в газетах "Правда Украины", "Голос Украины", "День", "Бизнес", "Городская газета" и других периодических изданиях, прошли выступления руководителей городских и областных властей на телевидении.

- Но, возможно, все эти усилия не привели к реальным результатам? Каковы итоги деятельности спецрежима?
- На 1 января 2003 г. Харьковский инвестиционный совет заключил инвестиционные договоры с 62 предприятиями. Всего же советом был утвержден 71 проект общей стоимостью 317,3 млн. долл., из которых иностранные инвестиции составляют 17,9%. За 2002 г. был утвержден 21 инвестпроект (75% по отношению к показателю 2001 г.) общей стоимостью 154,6 млн. долл. (164,8% к 2001 г.), в том числе иностранных инвестиций - 5,8 млн. долл. (45,7% к 2001 г.). При этом фактическое падение объемов иностранных инвестиций связано со снижением на 12 млн. долл. стоимости проекта ООО "Восточно-украинская компания "Малтюроп". Источники финансирования инвестпроектов, утвержденных советом: 57,5% - собственные средства, 27,3% - прямые инвестиции, 8,7% - кредиты, 6,5% -другие источники. Распределение иностранных инвестиций по странам: страны Европейского Союза - 50,9%, Латвия - 14,1%, Вьетнам - 10%, Польша - 7,1%, Китай 6,1%, США - 4,7%, Израиль - 2,1%, Швейцария - 1,2%, Эстония - 1,2%, Корея - 0,7%, Россия - 0,7%, др. страны - 1,2 %. Из числа предприятий-субъектов СРИД 8,5% - предприятия со 100% иностранным капиталом, 62% - отечественные предприятия, 29,5% - СП.
Отраслевая направленность инвестиций: машиностроение 50%, пищевая промышленность 13,8%, транспорт и связь 9,2%, фармацевтическая промышленность 6,4%, полиграфическая промышленность 6,1%, легкая промышленность 3,6%, энергетика 2,4%, парфюмерная промышленность 1,1%, обработка металла 1%, строительство 0,7%, другие отрасли 5,7%. Из заключенных инвестиционных договоров 52 предприятия реализуют проекты (общая сумма 230 млн. 609, 49 тыс. долл.).
На 1 января 2003 г. в рамках СРИД предприятиями привлечено и освоено инвестиций на 62 млн. 895,2 тыс. долл. (в т.ч. 17 млн. 253 тыс. долл. - иностранные инвестиции). Из них только за 2002 г. реально привлечены и освоены 40 млн. 74,3 тыс. долл. (239,9% к показателю 2001 г.). Предприятиями - участниками СРИД реализовано продукции на общую сумму 866 млн. 102,4 тыс. грн., из которых в 2002 г. - на 567 млн. 244,2 тыс. грн., что в 2 раза превышает соответствующий показатель 2001 г. В том числе на экспорт реализовано продукции на 26 млн. 273,34 тыс. долл. США (16,1% общего объема реализации), из которых в 2002 г. реализовано продукции на 15 млн. 557,65 тыс. долл. (14,5% общего объема реализации), что в 1,54 раза больше показателя 2001 г.
Предприятиями СРИД за 2000-2003 гг. уплачено в бюджеты всех уровней налогов и обязательных платежей на 62 млн. 191,7 тыс. грн. За 2002 г. - 39 млн. 394,2 тыс. грн. (185,9% к 2001 г.). Структура уплаченных налогов распределилась следующим образом. В 2000 г. уплачено 0,5 тыс. грн. налога на прибыль, 943,7 тыс. грн НДС, 113,4 тыс. грн. подоходного налога с граждан, 551,9 тыс. грн. других налогов и сборов. В 2001 г. уплачено 1 млн. 355,7 тыс. грн. налога на прибыль, 11 млн. 85,3 тыс. грн. НДС, 1 млн. 943,1 тыс. грн. подоходного налогов, 6 млн. 465 тыс. грн. других налогов. В 2002 г. уплачено 2 млн. 629,8 тыс. грн. налога на прибыль, 21 млн. 732,6 тыс. грн. НДС, 4 млн. 159,9 тыс. грн. подоходного налога, 10 млн. 871,8 тыс. грн. других налогов и сборов. При этом всего предприятиями было получено льгот на общую сумму 69 млн. 714,9 тыс. грн, из которых 46 млн. 332,2 тыс. грн. приходится на 2002 г. (в 2,1 раза больше чем в 2001 г.). Создано 3563 новых рабочих мест (484 в 2002 г.). Сохранено 1176 рабочих мест (925 в 2002 г.).
В 2002 г. зафиксирован низкий уровень исполнения инвестиционных обязательств предприятиями-субъектами СРИД. Это вызвано, прежде всего, объективными причинами, среди которых основной является чрезмерно длительный процесс согласования инвестпроектов в различных инстанциях, нестабильность действующего законодательства и проблемы взаимодействия с налоговыми и таможенными органами. Учитывая это, в первом квартале 2003 г. специалистами секретариата инвестсовета совместно с предприятиями-участниками СРИД проводилась работа по анализу причин невыполнения инвестиционных обязательств. Сейчас предоставляется помощь в преодолении кризисных явлений на предприятиях, вносятся соответствующие изменения в инвестпроекты. Фактические темпы внедрения СРИД совпадают с прогнозными на 2002 г. по всем показателям технико-экономических обоснований. Учитывая, что каждый проект имеет полгода-год для выхода на проектные мощности, можно охарактеризовать состояние внедрения СРИД в Харькове как удовлетворительное.

- Насколько актуальна сейчас проблема слабого привлечения к работе в условиях СРИД предприятий машиностроения?
- Главным заданием спецрежима определено развитие производственно-научного потенциала Харькова, в первую очередь машиностроительного комплекса. С начала внедрения спецрежима в Харькове действительно одной из самых больших проблем была недостаточная активность привлечения предприятий машиностроения. Однако на протяжении 2001-2002 гг. ситуация значительно улучшилась. Если в начале 2001 г. был утвержден только один проект по сельхозмашиностроению (ОАО "Институт "Укроргстанкинпром"), то на 1 января 2003 г. доля машиностроения в утвержденных инвестиционных проектах возросла до 50%. Ежемесячно в машиностроение привлекается каждая пятая гривна.
- Как выполняется задача спецрежима позитивно влиять на социально-экономическое развитие региона?
- Сейчас такое позитивное влияние очевидно. Кстати, выполняются практически все задачи, поставленные в момент основания ТПР. Прямой экономический эффект: доля валового регионального продукта, произведенного в условиях льготного инвестиционного режима, составляет около 8,1%. Если в 1999 г. Харьковская область вышла на первое место в Украине по темпам прироста безработицы, опередив даже регионы Закарпатья, где трудоустройство всегда было проблематичным, то в течение 2001-2002 гг. уровень безработицы среди населения трудоспособного возраста снизился в 1,05 раза (с 3,57% в конце 2000 г. до 3,4% на 1 января 2003 г., в т.ч. по Харькову в 1,3 раза - с 1,5% до 1,2% соответственно). Средний уровень зарплаты по городу за 2002 г. увеличился почти на 65 грн. и составил около 420 грн. (на предприятиях-субъектах СРИД средняя зарплата - 530,7 грн.).
За 2002 г. предприятиями и организациями Харькова было введено в действие основных фондов и вложено инвестиций в основной капитал на общую сумму в 1 млрд. 157,4 млн. грн. Предприятиями-субъектами СРИД привлечено 18,5% общей суммы инвестиций (11% в 2001 г. и 3,4% в 2000 г.). В том числе иностранных инвестиций пришло в Харьков в 2002 г. на 28,9 млн. долл., из которых вклад предприятий-спецрежимников - 10,3 млн. долл. (34,3% общего объема по городу, а в 2001 г. - 9%). В среднем на каждое предприятие Харькова, участвующее в СРИД, приходится 640 тыс. долл. иностранных инвестиций. В условиях спецрежима фактически с начала его действия привлечено в среднем по 750 тыс. долл. на предприятие, что в 1,17 раза больше, чем в среднем по городу.
За 2002 г. 409 промпредприятий Харькова произвели продукцию на 7 млрд. 32 млн. грн. (в среднем около 1,43 млн. грн. на каждое предприятие в месяц). В то же время 35 предприятиями, действующими в рамках СРИД, произведено продукции на 567,2 млн. грн., что составляет около 8,1% общего объема производства по городу за прошлый год (в 2001 г. 4,8%, в 2002 г. - 0,3%). Среднемесячный показатель производства на этих предприятиях, большинство из которых небольшие, достиг 1,35 млн. грн. в месяц на каждое предприятие (на 9% ниже среднего по городу). При этом в прошлом году предприятиями и организациями Харькова было реализовано на экспорт продукции на общую сумму 342,3 млн. долл., а за счет предприятий СРИД - на 15,6 млн. долл., что составляет 4,6% общего объема экспорта (в 2001 г. - 2,6%). Общий объем импорта товаров в Харьков - 469,1 млн. долл., а 31 предприятие СРИД импортировали на таможенную территорию Харькова оборудования, комплектующих к нему, сырья и материалов на общую сумму 33 млн. долл., что составило 7% общего объема импорта (в 2001 г. - 3,5%).

- Есть ли уже экономический эффект от льгот по налогообложению, которые предоставляются предприятиям в рамках спецрежима?
- От реализации инвестпроектов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в 2002 г. поступило 39,4 млн. грн. За тот же период получено льгот на 46,3 млн. грн. Сумма уплаченных налогов и обязательных платежей меньше объема полученных льгот в 1,17 раз. В течение 2002 г. наблюдалось устойчивое превышение уплаченных налогов над льготами, которое еще в ноябре 2002 г. составляло около 11 млн. грн. Однако в декабре 2002 г. ОАО "Харьковский молочный комбинат" импортировало значительное количество технологического оборудования и получило таможенных льгот на 11,7 млн. грн.
Отрицательное сальдо налогов и льгот не стабильно. Уже в январе 2003 г. сумма бюджетных платежей превысила сумму полученных льгот на 2,5 млн. грн. Таким образом, по прогнозу специалистов секретариата инвестсовета, до 1 июля 2003 г. сальдо уплаченных налогов и полученных льгот станет позитивным. Доля бюджетных поступлений от предприятий-участников СРИД в 2002 г. в общих бюджетных поступлениях составила около 2% (в 2001 г. 1,1%). Среднее предприятие-субъект СРИД платит налогов в 11,7 раза больше чем среднее предприятие по Харькову, что дает возможность говорить о них как о крупных плательщиках налогов. Нужно подчеркнуть, что предприятия-субъекты СРИД являются дисциплинированными плательщиками налогов, поскольку ни одно из них не имеет задолженности по уплате перед бюджетом.

- Но проблемы для развития СРИД на территории Харькова все же существуют?
- Безусловно. В части льготного инвестирования на территории Харькова существует несколько проблем, решение которых является актуальным. Во-первых, если в проект Налогового кодекса (раздел 101) не будут внесены изменения о признании субъектов льготных режимов согласно законам Украины, то развитие льготного инвестирования прекратится. Во-вторых, принятие утвержденного в первом чтении Верховной Радой (на заседании 12 сентября 2002 г.) закона об отмене льгот на сырье и материалы сужает инвесторам льготы, предоставленные законодательством, и наносит убытки инвестиционной привлекательности вследствие частых изменений законодательства. Вместо этого необходимо организовать систему эффективного контроля над импортом сырья и материалов на местах.
Третья проблема - в проекте постановления Кабинета министров (КМ) Украины "О внесении изменений в постановления КМ по вопросам функционирования специальных экономических зон и территорий приоритетного развития" нужно учесть такое замечание. Из проекта постановления исключена важная для Харькова норма - согласование проекта в исполкоме горсовета, который является инициатором и одним из главных действующих лиц льготного инвестирования Харькова. КМ пытается изменить принцип согласования инвестпроектов в льготных условиях с заявительного на разрешительный. Сейчас документы посылаются в Киев для подготовки экспертизы. Если ответа нет на протяжении одного месяца с даты подачи документов в Минэкономики и по вопросам евроинтеграции, то проект считался согласованным.
Проектом постановления КМ Харьковская облгосадминистрация определяется главным ответственным органом за проведение предварительной экспертизы и должна в 15-дневный срок провести ее совместно с минфином, минагропромом, минпромполитки, другими министерствами и налоговой администрацией. В двухнедельный срок подготовить экономическую экспертизу с анализом влияния инвестпроекта на конкурентную среду невозможно. Речь идет о совместном согласовании с центральными органами власти. Выводы с копиями документов облгосадминистрация должна отослать в минэкономики для проведения окончательной экспертизы. Срок проведения экспертизы ни в первом, ни во втором случаях не определен, что значительно продлит процедуру утверждения проектов. К тому же в проект типового договора на реализацию инвестпроекта необходимо внести изменения. В связи с частыми переменами таможенными органами кодов товаров при фактической растаможке выясняется, что они не совпадают с данными, указанными в договоре, а пока инвестсовет согласует изменения предприятия должны замораживать использование импорта. В связи с этим нужно либо в договоре указывать коды, которые не меняются, с точностью до 4-х или 6-ти цифр, либо при заключении договора указать возможность изменений кодов на оборудование, оснащение, комплектующие, сырье и материалы для предприятий-участников СРИД.
То же касается и стоимостной оценки импорта, которая в договоре должна предоставляться справочно, поскольку предприятия не могут на 5 лет вперед планировать уровень цен на товары, которые импортируются, или указывать стоимостную оценку в долларах или евро. Наибольшая доля поставщиков товаров из стран Евросоюза, а стоимостную оценку необходимо предоставлять в долларах. Из-за частых изменений валютного курса доллара США по отношению к евро таможенные органы отказывают предприятиям в растаможке товаров до внесения соответствующих изменений в договоры. Кроме того, принятие центральными ведомствами гостаможенной и налоговой служб ведомственных актов, обязательных для исполнения на местах, без регистрации в минюсте делает невозможным дальнейшее развитие инвестирования и создает барьеры для развития предпринимательства. Указанные акты толкуют нормы льготного инвестирования нередко в противоречие с действующим законодательством. Нарушается предоставленное законодательством пра