В преддверии XX Международного финансового форума участников страхового рынка, организаторами которого выступили центр бизнес-стратегий "Перспектива" при поддержке Лиги страховых организаций Украины, издание "Украина Бизнес" взяло интервью у председателя правления страховой компании "Мега-Гарант" Натальи Погореловой.

- Вы - лауреат всеукраинского проекта «Королева финансового успеха», победитель в номинации «Эффективный управленец в страховом бизнесе». Каким был  год для вашей компании? Все удалось сделать, что планировали, и какие планы на 2021?

- Год для всех оказался непростым. Но я бы не стала сейчас говорить о 2020-м как о годе, который «был». Прошедшие 8 месяцев компания работала и работает сегодня по намеченному плану, максимально гибко реагируя на известные события и вызовы текущей ситуации.

Говорить о планах на 2021 год, пожалуй, еще рано.

- Так все же, ваше мнение, в чем залог успеха работы компании?

- Выполнять взятые на себя обязательства, независимо от внешних обстоятельств. Ценить каждого клиента. Сократить до минимума некритические расходы и избавиться от значимых рисков. Также в нынешних условиях важно уметь импровизировать, используя появившиеся шансы, гибко реагировать на любые изменения рынка.  

- Учитывая то, что аналитики прогнозируют рецессию экономик мира, какие ваши прогнозы  на  2020 -2021 год в части страхового бизнеса? Насколько ваша компания была готова к "черному лебедю", который изменил мир?

- «Черный лебедь» на то и черный, что предвидеть его невозможно. А вот готовыми к неожиданностям надо быть всегда. Прогнозировать сегодня что-либо довольно сложно. Воздействие коронавируса будет иметь далеко идущие последствия в ближайшие годы с точки зрения здоровья людей, безопасности и общего экономического развития. Уже сейчас понятно, что некоторые виды страхования, такие как страхование туристов, зеленая карта, - остаются на паузе, немного просел объем продаж по КАСКО.

При этом люди не перестали ездить на автомобилях, поэтому не снижается спрос на полисы ОСАГО. Благодаря ранее запущенным онлайн-сервисам продажи автогражданки планово растут (по данным МТСБУ «Мега-Гарант» вошел в 20-ку лидеров по продаже электронных полисов ОСАГО, реализовав порядка 26 тысяч е-договоров и заняв при этом 16 место).

Население стало больше заботиться о своем здоровье, отсюда вполне логичен интерес к медицинскому страхованию. Думаю, ДМС в ближайшем будущем ждут существенные изменения, так как клиенты хотят более широкого спектра страховых медицинских услуг.

То есть, как видим, происходит принудительное перераспределение страхового портфеля. В этой ситуации страдают в первую очередь те компании, у которых большая концентрация одного вида страхования.

Что же касается страхового портфеля «Мега-Гарант», то он достаточно диверсифицирован.

- Ограничения из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 вынудили страховщиков перестроиться и взаимодействовать с клиентами дистанционно. Но с возвращением к нормальному режиму  компания вернется к проверенному временем подходу – полноценной  работе офиса и через агентскую сеть и представительства и т. д. или внесет коррективы в общепринятый режим работы?

- Да, пандемия вынудила нас изменить формат общения с клиентами и перейти в дистанционный режим. Для нас это не стало проблемой, мы давно работали над тем, чтобы быть как можно ближе к клиенту, давая ему возможность взаимодействовать с компанией онлайн.

По возвращению к нормальному режиму, наверное, правильным будет предоставить клиенту право самому выбирать формат общения со страховщиком. Удобно онлайн – клиент должен иметь такую возможность взаимодействия с компанией. Хочет лично посетить офис или представительство – не вопрос, привык оформлять страховку у одного и того же агента много лет – пожалуйста.  

- Удаленная работа означает развитие онлайн-сервисов. Какие новые проекты вы запустили?

- Наверное, уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что в перспективе успешно конкурировать на страховом рынке смогут именно те компании, у которых уровень диджитализации и надежности инфраструктуры, поддерживающей онлайн-сервисы, будет выше, чем у конкурентов.

Работать над диджитализацией бизнес-процесов компания начала задолго до пандемии, и вынужденный перевод сотрудников на удаленную работу только подтвердил необходимость цифровизации сферы страховых услуг.

Сегодня мы расширяем не только спектр продаваемых электронных услуг, получая прибыль. Мы стремимся к предоставлению клиентам и качественного, максимально комфортного урегулирования страховых событий, понимая, что потребителю страховой услуги при покупке полиса важно получить гарантию того, что в нужный момент компания будет с ним на связи 24/7/365. Наши клиенты имеют возможность уведомить нас о наступлении страхового случая онлайн и не тратить своего времени на формальности.

- Немного об ОСАГО. Вы входите в перечень  страховщиков, которые  осуществляют выплаты в срок до 60 дней. За счет чего страховщик может этого достичь?

- Надо сказать, что, несмотря на карантин и связанные с ним ограничения, сфера ОСАГО достойно выдержала удар. В частности, в этих сложных условиях за счёт оптимизации и перевода бизнес-процессов в онлайн-режим, нам удалось улучшить качество урегулирования и сократить сроки осуществления выплат пострадавшим в ДТП. 

- Можно ли сказать, что кризис научит страховщиков диверсифицировать портфель?

- Любой кризис заставляет учиться новому, искать нестандартные решения, приспосабливаться к непривычным обстоятельствам, тем самым провоцирует либо развитие отдельных представителей отрасли, либо их уход с рынка. В нынешних условиях диверсифицированный страховой портфель и сбалансированная инвестиционная стратегия – условия выживаемости страховых компаний. Будем надеяться, что благодаря этому кризису вся страховая отрасль станет сильнее в долгосрочной перспективе.

- С 1июля произошла передача Национальному банку Украины функции регулятора небанковских финансовых рынков. Отечественный страховой рынок нуждается не только в институциональной поддержке. Сегодня важно  изучить и использовать опыт развитых стран по обеспечению высокого качества страховых услуг во всех стратегически и социально значимых для Украины сферах. Какие новшества  необходимо учесть?   

- Основной показатель, характеризующий состояние страховых рынков разных стран, - это уровень потребления страховых услуг. Показатель проникновения страхования на сегодняшний день в Украине составляет 1,4%. При этом в Европе - 5%, в среднем в мире - 6%.

Реформирование страхового рынка Украины – сложный глобальный процесс, расчитанный минимум на 5-7 лет. Я искренне надеюсь, что НБУ удастся выстроить сильный платежеспособный, устойчивый, конкурентный страховой сектор, способный поддержать экономический рост Украины без ущерба для финансовой стабильности, и качественно выполнять свою главную функцию — защищать население и бизнес от возможных убытков в случае наступления страховых событий.

- Каким видите рынок и вашу компанию после завершения его реформирования?

- Говорить об успешности реформ на страховом рынке можно будет в том случае, когда граждане и бизнес будут доверять страховым компаниями и активно использовать их услуги. Страховую компанию «Мега-Гарант» на этом рынке я вижу безусловно успешной, востребованной, активно участвующей в ключевых реформах страны.   

В этом году будет проходить юбилейный XX-й Международный финансовый форум ключевых игроков финансовых рынков, где будут обсуждаться актуальные вопросы состояния бизнеса, тенденции и прогнозы относительно будущих макроэкономических вызовов

- Что для вас означает этот форум?

- Международный финансовый форум – всегда событие. Это возможность обменяться профессиональным опытом, обсудить действующие и ожидаемые изменения в нормативной страховой базе, а также получение новых ресурсных знакомств.

В этом году форум особый. Во-первых, он юбилейный, двадцатый. Во-вторых, на момент его проведения пройдет не более двух месяцев с момента передачи Национальному банку Украины функции регулятора финансовых рынков. В-третьих, самое время делать выводы о трансформации общества под влиянием пандемии, подводить итоги потерь и достижений бизнесов, вносить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии. Уверена, будет конструктивно, информативно, интересно, насыщено, полезно и перспективно.

- Позвольте пожелать и в дальнейшем продолжать играть важную роль на страховом рынке Украины и вашего региона,и конечно, достигать поставленных целей!

- Спасибо. Хочу пожелать всем отсутствия страховых событий. Жить в свободной, мирной, процветающей Украине, верить в собственные силы и удачу, но при этом помнить, что в мире есть только один цивилизованный способ защитить себя от риска финансовых потерь – страхование.