Photo . - Пан Хенрик, прокомментируйте слова нового посла республики Польша в Украине Яцека Ключковски о том, что в Харьковской области относительно мало польских компаний.

- Господин посол, как хороший хозяин, всегда не доволен, он хочет, чтобы польских предприятий в Харькове было больше. А если мы сравним ситуацию в Харькове с другими городами Юго-Восточной Украины, то Харьков выглядит не так уж плохо. В Украине есть областные центры, в которых нет ни одной польской фирмы. В Харькове есть ряд польских фирм, большинство работает в сфере производства мебели. В других сферах промышленности работают фирмы "Яваль – Украина", "Литпол-Украина", обслуживает Восточную Украину филиал банка "Кредит Банк - Украина". Самая серьезная фирма - "Новый стиль – Украина", которая производит стулья и кресла для офисов, в 2004 г. произвела около 1,7 млн.штук изделий. В Харькове работают несколько эксклюзивных представителей польских фирм. Например, харьковский "Мир дверей" сотрудничает с польскими компаниями – "Польсконе" и "Джипси Кингс", которые производят различные двери, в том числе стеклянные.

- Известно ли Вам о планах создания новых представительств или предприятий?


 - Несколько недель назад стало известно, что две польские фирмы, одна из которых "БЕМ" - производитель дверей, фасадов и других изделий из алюминиевых профилей, планируют начать бизнес в Харькове. Основной объем их продаж составляют входные двери в подъездах, оборудованные домофоном. Фирмы запланировали провести в Харькове маркетинговые исследования и рекламную акцию, для чего бесплатно установят двери в нескольких домах для изучения спроса. Планируется, что фирма будет открыта до конца 2005 г. Есть еще один пример создания в Харькове СП - это предприятие в сфере высоких технологий. Фирма "АДБ" совместно с Харьковским национальным университетом радиоэлектроники планирует создать СП в сфере разработки компьютерных программ. Это пример того, что польские фирмы готовы сотрудничать с Украиной в сфере создания наукоемкой продукции, что дает возможность харьковчанам знакомиться с новейшими технологиями мирового уровня. С планами создать бизнес представители польских фирм приезжают в Харьков постоянно. Очень часто все начинается с торговли, а потом ее объемы становятся такими большими, что приходится организовывать производство. Например, фирма "Яваль-Украина" приобрела участок земли и построила завод, который соответствует европейским требованиям. Некоторые фирмы покупают здания и делают там ремонт. А вот фирма "Литпол-Украина" ищет место для завода – земельный участок или пустующее здание.

- Чем занимается "Литпол-Украина"?

- Торгует специализированной металлической мебелью, которая используется на складах, в медицинских учреждениях и аптеках, а также в домах и офисах. Объем продаж фирмы в сравнении с началом ее деятельности в Харькове увеличился в 3-4 раза, и руководство фирмы хочет открыть производство, но найти участок проблематично. Если находится подходящее место, то за него просят слишком большую цену. Три-четыре недели назад из Польши приезжала группа представителей компании и встречалась с несколькими фирмами, которые предлагали земельные участки. Ознакомившись с ценами, представители отметили, что дешевле приобрести участок во Франции. Возможно, чтобы найти выход, мне придется обратиться к областным или городским властям. Может быть, в собственности города есть земля, которую можно было бы купить по разумной цене.

- На окраине Харькова планируется создание промышленной зоны "Рогань". Вы не изучали возможность выделения земельного участка для "Литпола" в этой зоне?


- Пока информация об этой зоне ко мне не попадала, но было бы неплохо, если бы я эту информацию получил, чтобы распространить ее среди польских фирм. В Польше что-то похожее на промышленные зоны создается часто. Если в городе есть специальные экономические зоны, то городские власти на окраине выделяют участок, делают дорогу (может, даже и железную), подводят энергоносители и приглашают предпринимателей. Землю продают или сдают в долгосрочную аренду. Если и в Украине будут создавать такие условия, то инвесторы сами придут. Самое главное - точно знать, кто хозяин земли, с кем договариваться. В Харькове бывает так, что у одного участка или здания несколько хозяев, и они не могут договориться между собой. А еще бывает, что когда инвестор договорился с одним хозяином, неожиданно выясняется, что есть еще один, который тоже требует свою долю. Так что идея промзоны очень и очень интересна.

- Какие направления экономического сотрудничества между Харьковской областью и Польшей Вы считаете наиболее перспективными?


- В Харькове есть разнопрофильная промышленность, вузы и, пожалуй, нет только металлургических заводов. В Харькове есть рабочая сила, менеджеры и ученые. Я часто говорю полякам, которые желают открыть бизнес в Харькове, что здесь можно реализовать большинство проектов.

 - Отмечается ли изменение активности польских бизнесменов в их планах создания бизнеса в Харькове в связи с проблемами, возникшими вокруг СРИД?

 - Не могу сказать, что изменения произошли настолько значительные, что об этом стоит говорить. Хочу отметить, что в свое время одна из польских фирм зарегистрировала свой бизнес-проект в секретариате СРИД в Харькове. Фирма еще ничего не делала, а только проводила маркетинговые исследования, но к ним уже зачастили проверяющие. Проверки были связаны с участием в СРИД. А когда эта фирма начала торговлю, контроль стал еще интенсивнее. И тогда они приостановили свое участие в проекте и продолжили работу в обычном режиме.

- Ожидается ли в Харькове реализация крупномасштабных украинско-польских проектов?


- Почему Польша так быстро развивается? С самого начала наше правительство приняло во внимание, что развитие производства, торговли и сервиса требует создания условий для развития малого и среднего бизнеса. В Польше было много крупных комбинатов и заводов, на которых работало до 50 тыс.чел. Когда начался кризис, первыми пострадали крупные предприятия, которые было решено реструктуризировать. В каждой фирме можно найти ту часть, которая работает эффективно. Эту часть можно отделить, а остальное закрыть. Резкие реформы начались в Польше в 90-х годах. У нас была ситуация, похожая на ту, которая сейчас у вас, после оранжевой революции. Только у нас была огромная поддержка правительства со стороны всего народа, и нам удалось твердо провести реформы. Сейчас мы уже в Евросоюзе, но реформы продолжаем осуществлять. В Польше малый и средний бизнес дает в госбюджет около 60% налогов. Если вы ожидаете от Польши огромных проектов в Украине, то я в этом сомневаюсь. Крупные проекты появляются очень редко. Вот пример конца 90-х годов. Фирма "Холанд Бизон" решила создать на харьковском заводе им.Малышева совместное производство зерноуборочных комбайнов. На заводе начали собирать польские комбайны "Бизон" и одновременно готовиться к их производству. В какой-то момент харьковские инженеры заявили, что они справятся сами, и этот, можно сказать, масштабный проект был прерван. Вот еще пример. Около двух лет назад на выставке в Кременчуге встретились представители завода Малышева и польской фирмы "Бумар", которая, как и завод Малышева, занимается производством спецтехники. В рамках СЭВ эти предприятия сотрудничали и теперь решили возобновить связи. "Бумар" предложил малышевцам изготавливать отливки из алюминия, но их количество руководство завода не устроило. "Бумар" успешно работал, выпуская такое количество отливок, и считал, что и для их бывшего партнера этого будет достаточно. Этот пример показывает, что на крупных заводах Харькова должны произойти изменения, им надо прекратить ждать миллионных заказов для предприятий, на которых работает по 50 тыс.чел. Лучше поискать 50 малых проектов, чем ждать, когда появится один огромный.

- Тем не менее, недавно прошла информация о возможном сотрудничестве харьковских и польских предприятий в сфере производства военной техники.


- Польша выиграла тендер на поставку танков в Малайзию. Для полной комплектации танков не хватало пушек и двигателей. Рассматривался вариант заказа двигателей на заводе им.Малышева. Ко мне обращались из Министерства иностранных дел Польши с просьбой предоставить общую информацию о заводе для организации приезда на предприятие польской делегации, но чем это закончилось, я не знаю. В прессе сообщалось, что Польша будет участвовать в поставках вооружения для новой армии Ирака и что также возможно сотрудничество с Украиной в этом деле, но точной информации у меня нет.

- Как вы оцениваете перспективы создания СП в сфере фармации?

- В этой сфере очень сложная ситуация. Для того чтобы производство было рентабельным, нужен спрос. Некоторые польские фармацевтические компании, торговавшие в Украине своими лекарствами, вынашивали планы создания в Украине если не предприятий по производству, то хотя бы по расфасовке лекарств. Но выяснилось, что производительность их оборудования такова, что если оно отработает одну смену, то будет обеспечена потребность целой области в лекарствах по меньшей мере на год. Уровень потребления лекарств в Украине, как и в Польше, слишком мал по сравнению с тем, сколько тратят на лекарства, витамины и биодобавки в развитых странах. Но рынок лекарств в Украине быстро растет, и в ближайшем будущем можно будет говорить о серьезном сотрудничестве. В Польше в начале 90-х перед фармацевтическими заводами встала задача удовлетворить требования Евросоюза, создать условия производства на уровне GMP. Для этого нужны были крупные капиталовложения, и многие польские фирмы, которые раньше выступали под названием "Польфа", получили иностранных учредителей, которые вложили деньги в создание условий, разработки новых лекарств и новые технологии их изготовления. Был также создан государственный польский фармацевтический концерн, который объединил предприятия, не имеющие иностранного инвестора. Создание концерна и объединение усилий позволило выдерживать конкуренцию и готовится к вступлению в Евросоюз. Так что, я думаю, с развитием рынка лекарств и в Украине появятся иностранные инвесторы в этой сфере. Придут и польские фирмы, причем им не придется начинать с нуля. В Украине (в Киеве) есть представительство "Чех-Польфа". Это бывшая государственная структура, которая имела эксклюзивное право на экспорт польских лекарств. И она так хорошо работает, что многие польские компании продолжают пользоваться ее услугами.

- Есть ли частные структуры, которые занимаются организацией сотрудничества польских и украинских фирм?

 - В Харькове есть только одна структура - торгово-промышленая палата. Есть еще структуры вроде ивестиционных фондов и т.п., но торгово-промышленная палата одна. Я очень часто сравниваю Харьков с Варшавой. Эти города похожи. В Харькове 1,5 млн. жителей, в Варшаве - 1,8 млн., площадь примерно одинакова. Однако в Варшаве намного больше торгово-промышленных и экономических палат. Конечно, Варшава - столица, но даже если учесть это обстоятельство, все равно Харьков значительно проигрывает в этом секторе экономики. В Варшаве много региональных палат, которые действуют независимо, например палата производителей молока и молочных изделий. И во всей Польше много палат такого типа. Эти структуры созданы не по указанию администрации, а предприятиями–добровольцами, которые объединялись, чтобы действовать вместе. Ведь малому предприятию тяжело сделать так, чтобы его голос услышали, а если голосов много, то это сделать легче. В Украине я встречаюсь с ситуацией, когда считают, что фирмы созданы для подобных организаций, а не они для фирм. Польские палаты помогают наладить международное сотрудничество. Приведу примеры. В Донецке проходит выставка "Уголь-Майнинг". Туда приезжают и польские фирмы, которые производят оборудование для шахт и угледобывающей промышленности. В этом году эти фирмы создали структуру "Польска техника гурнича", которая организовала поездку учредителей в Луганск. В октябре в Харькове прошла выставка "Энергосбережение". На эту выставку впервые приехали четыре польские фирмы, а поездку организовала Польско-русская торгово-промышленная палата (хотя в Польше есть и польско-украинская). Для участия в выставках не имеет значения кто организатор поездки. В Польше уже многие знают, что в Харьков можно довольно комфортно добраться из Киева на поезде и что по факсу можно забронировать место в гостинице. Но первый шаг группам удается легче. В Польше также действует и государственная поддержка для польских фирм, заинтересованных в налаживании контактов за рубежом. Компаниям, которые участвуют в зарубежных выставках, государство компенсирует около 50% затрат. Но для того, чтобы получить компенсацию, нужно разработать проект, подать документы в министерство, а речь идет о малом и среднем бизнесе, в котором нет лишних людей. Эту работу поручают палате. В Польше также есть фирмы, которые организовывают туристические бизнес-поездки, и профессиональные агентства, которые делают это за деньги. Встречи бизнесменов помогает организовывать и консульство.

- Какова роль харьковского областного управления евроинтеграции и аналогичного управления горсовета в налаживании отношений между польскими регионами и Харьковской областью?

 - Это очень интересный вопрос. Администрация может помогать работать предпринимателям, но иногда лучше, чтобы она ничего не делала. Когда в Польше произошли изменения, ментальность работников администраций изменилась не сразу. Но время шло, денег в бюджете не хватало, и государство решило сократить расходы на содержание работников госаппарата. Их работу компьютеризировали и автоматизировали, часть работников уволили, и оказалось, что оставшиеся справляются с работой. Ведь они начали работать, а не чай пить. Зарплата в администрациях не такая высокая, как в промышленности, но у нас большой уровень безработицы (средняя - около 18%, но есть регионы, где уровень безработицы составляет 30%), и люди стали ценить работу в администрациях. Чиновники поняли, что они работают за деньги налогоплательщиков и должны работать для них. Польша планировала вступление в Евросоюз, и реформы в государственном управлении сразу проводили так, чтобы можно было взаимодействовать с соответствующими структурами в Евросоюзе - на уровне государства, городов и поселков. Оказалось, что мы должны сотрудничать с этими структурами, чтобы приобрести их опыт управления, и это нам удалось. Сейчас польские администрации и структуры местного самоуправления тоже хотят сотрудничать с соответствующими украинскими структурами и передавать им свой опыт. Такая работа ведется при участии управлений облгосадминистрации и горсовета. В Харьков приезжают из Познани, из Великопольского воеводства, и, наоборот, местные руководители приезжают в Польшу. Сотрудничество началось, но эту работу надо ускорять, потому что время идет.

- Вы говорите, что в Украине нужно ускорять реформы, а почему в Польше все произошло так быстро?

 - В Польше другая ситуация. У нас даже при советской власти была частная собственность на землю, частная торговля, были кооперативы и совхозы. Совхозы не получались прибыльными, а частные структуры были прибыльны всегда. У нас были живы люди, которые жили в стране до того, как к власти пришли коммунисты. Они напоминали, что возможна другая жизнь. Что можно жить без "дефицита", без того, чтобы получать мясо по карточкам. Польское население просто ждало возможности вернуть старую жизнь. И вот президент Польши Лех Валенса провозгласил принцип экономической свободы: "делайте все, что не запрещено". В Польше начались реформы, появились частные структуры. И в Росси, и в Украине на основе крупных предприятий тоже появились частные экономические структуры, но эти структуры не всегда прозрачны, не всегда можно узнать, кто владелец, как он владеет предприятием. Для успешной поддержки малого и среднего бизнеса нужны средства, капитал, а привлечь его в малый и средней бизнес не так просто. Кстати, не все в Западной Европе знают о состоянии дел в Украине. Я встречаюсь с людьми из Европы, и они восклицают: "Теперь у них в Украине свобода, почему же они так медленно разворачиваются!?". Они не понимают, что в стране, которая последние 70 лет была в структуре СССР, не так просто избавиться от полученного "наследства" и переходный период должен продолжаться дольше. Но я всегда подчеркиваю, что я желаю всем, чтобы их страны так же быстро изменялись, как Украина. Теперь Украина ждет реформ, когда правительство отдаст часть власти на места - в области, в города, в районы. Если это удастся, то люди поймут, что они хозяева и им не на кого жаловаться, если у них что-то плохо получается.