Известный харьковский блогер Александр Зарайский поделился своим опытом участия в жизни православной общины и сделал отличный фоторепортаж.

Село Черкасские Тишки, судя по записям, возникло в начале XVII века, и практически с самого начала в селе существовал храм Рождества Пресвятой Богородицы. Более того, в соседнем селе Русские Тишки был "парный" храм Введения Богоматери во храм, который до наших дней не сохранился.

В дальнейшем на деньги помещика Андрея Тихоцкого и жителей села в 1830 году в Черкасских Тишках был построен каменный храм, который и достоял до наших дней. Иконостас для него писал Илья Репин.
На сегодня здание храма является памятником архитектуры.

А в 1928 году большевики снесли на храме купол и колокольню.

Говорят, хотели разрушить и сам храм, но на его защиту встали жители села, которые заявили, что полностью уничтожить храм будет можно, только перебив их всех. По какой-то причине большевики этого делать не стали – и в дальнейшем организовали в храме кинотеатр.

После освобождения Харькова в 1943 году храм вернули верующим, и в нем начались службы. Однако купол не был восстановлен вплоть до наших дней. Для меня загадка, почему так произошло. Ну ладно, в советские времена не давали восстанавливать. Но почему это не сделали в 90-х и в начале 2000-х годов, мне непонятно. Ведь на протяжении многих десятилетий он оставался единственным храмом в этом направлении на многие десятки километров, а в праздники ломился от верующих.

С увеличением количества храмов и церквей прихожан в нем становилось все меньше и меньше. И к тому моменту, когда туда в ноябре 2005 года пришел служить отец Андрей, храм был в заброшенном состоянии, а территория заросла бурьяном. Даже в воскресный день на службу приходило не больше 5 человек…

В мой первый приезд людей на службе было немного: все-таки будний день.

Во дворе храма полным ходом шли ремонтные работы по восстановлению купола

А внутри самого храма стояли леса.

Из-за ремонтных работ алтарь пришлось перенести в левую честь храма, где и проходила служба.

С этого дня я стал приезжать в Черкасские Тишки как можно чаще

А прихожане начали потихоньку привыкать к тому, что у них в храме появился "человек с фотоаппаратом". Впрочем, уже совсем скоро многие из них, увидев меня на службе, начинали с нетерпением ждать появления в интернете новых фотографий. Да и вообще, в моих глазах эта община была отличным примером того, как вокруг хорошего батюшки  постепенно собрались замечательные, позитивные люди.

Дети в храме… Мне всегда было интересно, что их туда привлекает, о чем они молятся, когда ставят свечки.

Я практически не помню своего детства, особенно раннего. Но одно из сохранившихся самых ранних детских воспоминаний связано с посещением церкви и моим причастием. Я уже не помню, кто из бабушек меня туда водил – то ли бабушка Шура, то ли прабабушка Гапа (что более вероятно), но это единственное детское воспоминание, которое у меня сохранилось с того периода (4–6 лет).

Самое странное, что это посещение церкви мне потом еще несколько раз снилось уже в подростковом возрасте, причем так ярко, как никакие другие сны. Во сне я опять был маленьким и смотрел вверх на колокола, висящие возле храма, вдыхал запах свечей и ладана и чувствовал языком вкус причастия.

Из-за того, что этот сон повторялся несколько раз, я уже не был до конца уверен, действительно ли у меня было/есть это воспоминание из детства или мне это всего лишь снилось.

Спустя тридцать пять лет от времени этих воспоминаний Отец Андрей, рассуждая о причастии, скажет так: "Если человек хоть раз причастился, он обязательно опять вернется в храм. Он может не остаться в нем, но обязательно хоть единожды, но вернется"…

На своей первой пасхальной всенощной я заснул. Присел на скамейку, чтобы дать возможность ногам отдохнуть, закрыл на секунду глаза – и провалился в сон, судя по времени на часах, проспал так около часа…

Мне всегда было любопытно, в каких "грехах" исповедуются дети… Нет, не потому, что они безгрешны, ведь часть страстей, запрещенных 10-ю заповедями, доступны в любом возрасте – и ничто не мешает ребенку согрешить, умыкнув игрушку у своего сверстника. Но один из элементов исповеди – это осознание негативности своего проступка и искреннее раскаяние в его совершении. Как-то не припомню из своего детства, чтобы я тогда осознавал греховность тех или иных своих действий, а тем более – чтобы раскаивался в чем-то.

Как говорил Батюшка, плохо, когда человек превращает исповедь в формальность, в такой себе "пропуск к причастию"… 

- Ну шо Митрофановна, кайся…

- Ой, грешна, Батюшка! Ой, грешна!

- В чем же ты грешна, Митрофановна?

- Ой, Батюшка, во всем грешна! Во всем!

- Значить, Митрофановна, мопед у Кизьмича на той неделе тоже ты украла?

- Господь с Вами, Батюшка! Шо ж Вы такое кажите! Не я, конешно! Як Бог свят, не я!

- Ну а шо ж ты кажешь, Митрофановна, шо во всем грешна-то?..

Много лет подряд я очень хотел искупаться в проруби на Крещение, а удалось мне это сделать впервые только в 2013 году в Тишках

Во время одной из служб в алтарь стремительно вошел сын батюшки, опустился на колени, о чем-то очень быстро помолился – и убежал по своим детским делам. Все это заняло какие-то доли секунды. О чем просил Бога крошечный человечек, осталось неизвестным

Это была последняя служба, на которой я присутствовал, и последняя фотография, сделанная в этом храме… Согласно распоряжению Владыки, Отец Андрей был откомандирован в Канаду в качестве настоятеля Православной Троицкой общины города Квебек.