Харьков, история, Яворницкий, РепинВ Харьковском художественном музее хранится самое известное полотно в отечественной живописи – картина Ильи Репина "Запорожцы". Иногда произведение называют "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". А создает данное послание один из самых выдающихся отечественных ученых-историков – Дмитрий Яворницкий, друг живописца, выступивший в роли модели для центрального персонажа полотна – писаря.

6 ноября Дмитрию Яворницкому исполнилось бы 163 года.

Харьковский студент

Дмитрий Яворницкий родился в селе Борисовка Харьковской губернии в 1855 году в семье сельского дьякона. Как считал сам историк, его род вел начало из города Явор из Галиции. Предки были польскими шляхтичами, которые из-за неких гонений бежали из пределов Речи Посполитой на Слобожанщину. Но здесь Яворницкие утратили шляхетство: часть оказалась в мещанском сословии, часть в - духовном.

В Харькове Яворницкий учился в трех учебных заведениях. 12-ти лет от роду он поступил в Харьковское уездное училище. В 1874 году - в Харьковскую духовную семинарию, желая пойти по стопам отца. С 1877 по 1881 годы учился в Харьковском императорском университете, затем несколько лет преподавал там же.

В исторической науке Яворницкий выбрал нишу, которая была на тот момент еще относительно свободна, – изучение запорожского казачества. В 80-х он несколько лет проводил раскопки на днепровских порогах.

От первого до последнего, в лодке, причем едва не поплатился и жизнию… Не забудьте, что я лажу в Запорожье уже три года подряд, что я производил там раскопки, вскрыл 24 могилы, нашел в них много разных вещей, видел много разных запорожских портретов, выкопал запорожца с усами, трубкой и прочее…

Из письма краеведу Феофану Лебединскому, 1884 год.  

Вскоре Яворницкий стал крупнейший специалистом в империи по истории казацких времен. Он был оставлен преподавать в Харьковском университете, а также с лекциями ездил в Екатеринослав, Полтаву, Чернигов, Херсон, Москву и Санкт-Петербург.

Дважды сепаратист

В 1885 году Яворницкий совершенно неожиданно для себя был отстранен от работы в университете по подозрению в южнорусском сепаратизме (Украина в те времена неофициально называлась Югом России). Но свою причастность к противоправной деятельности ученый категорически отрицал.

Яворницкому пришлось перебраться в Санкт-Петербург, где он начал преподавать в гимназии и на педагогических курсах. Правда, и тут его подстерегала неудача. В 1891 году он снова был заподозрен в сепаратистских воззрениях и уволен со всех должностей.

Но часто не бывает худа без добра. В столице империи историк встретился с еще одним выходцем из Харьковской губернии – на тот момент уже очень знаменитым художником Ильей Репиным. Эта встреча сыграла огромную роль и в жизни Яворницкого, и в жизни Репина.

Соавтор Репина

С 1989 года Илья Репин работал над одним из самых значительных своих произведений – "Запорожцы". Встреча с Яворницким радикально изменила работу. Тому, что картина была завершена именно в том виде, в каком ее ныне обозревают посетители музеев, мы во многом обязаны соавторству историка и живописца.

Яворницкий снабжал художника подробностями из быта запорожцев, а также предоставил ему большое количество предметов старины из своей коллекции.

Прошу Вас поскорей доставить мне оставшиеся у Вас запорожские мои этюды: бандура Мазепы, серебряная сулея, пороховница, чернильница. Они мне очень нужны.

Из письма Репина Яворницкому, 1887 год

И наконец, сам Яворницкий стал одной из моделей для персонажей картины.

Первый масляный эскиз Илья Репин подарил Дмитрию Яворницкому в благодарность за участие в создании полотна. Из-за увольнений Яворницкий крепко нуждался в деньгах, но брать плату с Репина за участие в работе было не тактичным, несмотря на крайне высокие заработки живописца. Поэтому Репин с Яворницким договорились продать эскиз Третьякову. Но тот категорически отказался приобретать его без готовой картины. Репин пообещал продать меценату-коллекционеру и готовое плотно. Первый вариант купил император Александр Третий за 35 тысяч рублей (ныне он хранится в Спнкт-Петербурге). А вот второй, написанный немного позже, в 1893 году, достался Третьякову. Впоследствии картина из Третьяковской галереи переместилась в Харьковский художественный музей, что более чем справедливо: созданное харьковцами великое полотно хранится в Первой столице. А эскиз Яворницкого так и остался в Третьяковке.

Yes

Вторая версия картины "Запорожцы" 1893 года. Хранится в Харьковском художественном музее

Яворницкий предложил Репину продолжить совместную работу и написать картину "Совет шведского короля Карла ХІІ, Гетмана украинского казачества Мазепы, кошевого атамана Гордиенки, состоявшаяся на Полтавщине близ местечка Диканьки".

Гетман Мазепа, выражаясь современным языком, был одним из наиболее востребованных персонажей у авторов художественно-исторических произведений. О нем писали Байрон. Пушкин, Булгарин, Гюго.

Но различные взгляды на образ гетмана у Репина и Яворницкого застопорили реализацию проекта на начальной стадии. Репин считал Мазепу отрицательным историческим персонажем. Яворницкий склонялся к идее, что в истории отрицательных и положительных персонажей не существует: его интересовал масштаб исторической личности. В общем, картина не увидела свет…

Эмигрировать отказался

Гражданскую войну Яворницкий встретил в Екатеринославе, где заведовал историческим музеем. В особых симпатиях к одной из сторон противостояний историк замечен не был. Известно лишь о его знакомстве со знаменитым генералом Александром Шкуро – кубанским казаком, который проявлял интерес к казацкой старине.

К большевикам историк был более чем равнодушен, но от эмиграции отказался, так как не мог оставить свою коллекцию старины.

Карьерные взлеты и падения продолжились и при новой власти. Вначале Яворницкий удостоился всестороннего признания заслуг – в 1929 году его избрали членом украинской Академии наук. В 1932-м уволили с должности директора музея с формулировкой "за буржуазный национализм". Однако под репрессии историк не попал. Он продолжал работу над историческими трудами, в 1937 году в разгар "большого террора" стал доктором общественных наук после издания книги "История города Екатеринослава".

Его самая известная работа - "История запорожских казаков" - издавалась в 1892-1897 годах, переиздавалась в 1990-м на украинском языке. И совсем недавно, в 2017-м, вышло издание на русском языке.