-- Алла Александровна, что Вам удалось сделать за четыре года работы в Верховной Раде третьего созыва?
-
Я инженер по образованию, и это, наверное, накладывает отпечаток на образ мышления. В начале, когда я пришла в Верховную Раду (далее ВР - "SQ"), я была озадачена: в работе я привыкла к четкому планированию, постановке конкретной цели. Ведь как работает инженер? Получил конкретное задание, решил проблему, довел до внедрения - и есть результат. В ВР, зная, в чем источник проблем Украины, я не могла понять: как я, народный депутат, могу справиться с решением общегосударственных проблем - избавить страну от безработицы, обеспечить достойный уровень оплаты труда, пенсий и пособий, как сделать, чтобы бюджет обеспечивал нормальную жизнь государства и гражданина. Я понимаю, что один человек мало что может сделать не только в ВР, но и в любом местном совете, даже если он будет откликаться на все жалобы и просьбы. Физически невозможно все успеть продумать и найти пути выполнения, да и возможностей мало. Становится понятной роль фракции: уже не один голос звучит в поддержку предложенного решения проблемы, а и голоса товарищей. Поэтому я стала обращаться с предложениями к руководству фракции, вносила предложения на ее собраниях. Практически по всем поставленным мной вопросам я получала поддержку: и когда это касалось принятия закона "О специальном режиме инвестирования в г.Харькове", и государственной поддержки предприятий сельскохозяйственного машиностроения и приборостроения. Все эти вопросы решались с учетом интересов харьковского региона и были поддержаны Компартией Украины.
- К сожалению, не всегда удавалось добиться достаточного бюджетного обеспечения для Харьковской области, не все вопросы и просьбы, с которыми ко мне обращались руководители предприятий и организаций, я могла удовлетворить. И причина не в моем нежелании или неумении. Проблема - в кризисной ситуации, сложившейся в экономике Украины, которая не может быть преодолена только путем принятия экономических мер. Нужны политические решения, в том числе в отношении курса реформ, которые уже более 10 лет ведутся в стране. Однако кое-что все-таки удавалось сделать: вносились предложения в проект бюджета, касающиеся работы отдельных предприятий и организаций. Но это неэффективный путь. Необходимо исходить из общих проблем региона, отраслей и т.д. Но местные власти не изъявили желания работать с народными депутатами-коммунистами, избранными по партийному списку. Если депутатов Александра Тищенко и Алексея Лисогорского (избраны от КПУ по одномандатным округам № 174 и №177 соответственно - "SQ") приглашали в облгосадминистрацию для обсуждения предложений по бюджету Украины, то "коммунистов-списочников" игнорировали.
И все же я считаю, что в течение этих четырех лет мне с товарищами удавалось отстаивать интересы граждан Украины. Ведь со стороны Кабинета министров и президента было предпринято несколько попыток урезать социальные завоевания трудящихся, отобрать льготы у тех, кто сегодня практически является нищим из-за политики, которая проводится в государстве. Сколько ими было внесено проектов законов, усугубляющих и без того сложное финансовое положение целых отраслей! С каким трудом нам удалось принять закон, устанавливающий первоочередность выплаты зарплаты, закон об ответственности руководителей предприятий за задержку выплаты зарплаты, новый пенсионный закон. И как обидно, когда на эти законы, нужные людям, накладывает вето президент.

- Не могли бы Вы сделать прогноз на вторую сессию: как будет работать парламент, будет ли образовано большинство?
- К сожалению, положение дел в нынешней ВР ухудшилось по сравнению с парламентом предыдущего созыва. В нынешнем составе ВР много народных депутатов, которые прошли при явной поддержке президента: блок "За единую Украину" создан из партий, прямо поддерживающих Кучму.
Я думаю, что большинство не было создано пока по одной простой причине: у многих депутатов от правых партий "взыграли" личные амбиции. Каждый из них хочет что-то получить: либо поднять свой престиж, либо попытаться стать ведущим политиком. Люди, пришедшие в парламент с блоком "Единая Украина", были не готовы к тому, что депутат играет второстепенную роль по сравнению с руководителем фракции. Очевидно, у этих людей есть свои экономические интересы. Если учесть, что поле деятельности - вся Украина, которая, к сожалению, не безразмерна, то где-то эти интересы должны пересекаться. Сейчас происходит утряска интересов (и личных, и экономических) как отдельных депутатов, так и кланов. Поэтому неизбежно, что "Единая Украина" разделилась. На первом плане у этих депутатов оказался меркантильный интерес.

- Алла Александровна, как Вы считаете, поддержат ли депутаты инициативу генпрокурора о возбуждении уголовного дела против Юлии Тимошенко?
- Я думаю, что депутаты проголосуют "за". Мне кажется, что сейчас достаточно оснований, чтобы депутаты так проголосовали. Оппозиция оппозицией, но все-таки есть человеческая порядочность и есть закон. Я хочу, чтобы закон действовал по отношению к любому члену общества. Если есть малейшие основания, чтобы возбудить дело и провести расследование, - нужно дать возможность это сделать. Может быть, нужно создать временную депутатскую следственную комиссию или поставить под депутатский контроль ход расследования, чтобы не было соблазна для политического расследования. Депутатам нужно подумать, как обеспечить объективность расследования.

Используйте Бонприкс коды акций Украина и экономте на покупках.

- Расскажите, как складываются Ваши отношения с губернатором Харьковской области?
- Я могу сказать однозначно: у меня с Евгением Петровичем никаких отношений нет. Я руководитель областной организации компартии Украины, народный депутат, однако можно по пальцам пересчитать, сколько раз губернатор обращался ко мне с какими-либо предложениями. Это не удивительно: у нас полное несовпадение как оценки ситуации (экономической в стране - "SQ"), так и перспектив и способов выхода из кризиса. Я думаю, что, к сожалению, эти отношения не изменятся. Потому что в основе этих отношений Кушнарева к представителям компартии, и Харьковского обкома в частности, лежит что-то, может быть, даже личное. Ведь руководитель областной государственной администрации должен быть индифферентен к идеологическому содержанию партии, он может внутренне симпатизировать чему-то, но внешне не должен проявлять своих симпатий. Определенные симпатии у Евгения Петровича есть, и они не касаются Коммунистической партии Украины.

- Как происходит сотрудничество партийной организации с городскими властями?
- Честно говоря, как-то странно иногда получается: человек, баллотируясь в совет любого уровня, на пост головы поселка или города, представляет свою программу развития. Многие кандидаты в депутаты, не только коммунисты, относятся к выборам именно так. Они идут в советы, чтобы реализовать свои программы, имея много конкретных предложений. А после выборов все забывается, будто бы ничего и не было. Человек определенный избран (со своими представлениями и мыслями), и пройдут месяцы или даже годы, прежде чем мы поймем: были вообще какие-нибудь планы у него или их не было, реализованы они или нет. Человек избран, например, депутатом городского или областного совета, он должен отчитаться перед избирателями. Городскому голове это делать сам Бог велел, ведь у него конкретная работа, от которой зависит положение дел во всем городе. Мне немного жаль, что я не смогла добиться победы на выборах на пост городского головы, потому что в той программе, которую я изложила, были заявлены очень серьезные намерения. От этих планов я не отказалась и как депутат ВР попытаюсь их реализовать. Но это будет зависеть не только от меня, но и от горожан, и от городских властей, и от других депутатов. Заранее не хочется рассказывать. Когда я буду готова, обязательно обращусь к городским властям и депутатскому корпусу. То, что я хочу сделать для Харькова, повлияет на всю Украину (все-таки Харьков, с пятью другими регионами, является ключевым звеном с точки зрения перспектив развития государства).

- Вы член постоянного комитета по вопросам энергетики, ядерной политики и ядерной безопасности. Какими Вы видите пути развития ТЭК?
Моя позиция - это развитие техники, новейших технологий, промышленности. Чтобы государство развивалось, оно должно использовать новейшие технологии. Но реалии другие: постоянные катастрофы в угольной промышленности, теперь - в авиации. Я думаю, мы многого не знаем из того, что творится в промышленности. Сложилась очень серьезная ситуация. Речь идет, по всей видимости, о разрушении системы управления обществом и государством. Это выражается в том, что нет системы модернизации, реконструкции, поддержки промышленности, и вообще техники, хотя бы на безопасном уровне. Кстати, нет системы, которая бы обеспечивала соответствие кадров уровню техники.
Украина (если мы хотим, чтобы она развивалась как государство и люди повышали свое благосостояние) только на пути развития новых технологий. Для этого нужны деньги и специалисты. Поэтому я считаю, что нужно подумать о молодых людях, обеспечить их работой и повышать их квалификацию. Если мое поколение передаст свои знания поколению наших детей, то развитие Украине обеспечено. Если мы не сможем этого сделать, то можно считать, что Украина как государство не состоялось.

- До избрания народным депутатом Вы работали на "Хартроне". Как на заводе к Вам относятся теперь?
- К сожалению, депутаты-коммунисты, и вообще представители партии, находятся в определенном информационном вакууме. Это не упрек журналистам. Информационный вакуум, в моем понимании, - попытка отсечь нас вообще от общества. Вот пример: до избрания депутатом я работала на "Хартроне". Во время избирательной кампании 2002 г. я обратилась к руководству завода с письмом, в котором просила оказать содействие в проведении встречи с моими товарищами (рабочими завода), мне не позволили. У меня такое впечатление, что боятся влияния коммунистов, ведь наш непосредственный контакт с людьми позволяет избирателям понять, насколько компетентен депутат, как он владеет вопросом, чем занимается. Во время избирательной кампании этого года я писала письма практически во все крупные предприятия и организации города (директорам, ректорам вузов) с просьбой провести встречи с избирателями в помещениях этих предприятий. Но практически отовсюду под различными предлогами я получила отказ, причем предлоги, по моему мнению, зачастую были надуманными.
- Алла Александровна, часто сравнивают результаты выборов 1998 и 2002 гг. для Компартии Украины. Есть мнение, что партия ослабила свои позиции. Так ли это, и что происходит по Вашему мнению?
- Политическая позиция партии практически не изменилась. Можно говорить что угодно, просчитывать, как часто Симоненко в своих выступлениях цитирует Ленина. Но такой анализ, конечно же, неправильный, и какие-либо выводы из этого делать нельзя. Мы находимся в буржуазном, капиталистическом обществе, и основой экономических отношений являются отношения капиталистические. Мы - против эксплуатации, против приватизации, против того, что все народное положено в карман. Но сегодня изменить ситуацию парламентской работой невозможно, потому что в парламенте мне, извините, "не хватает кнопок". Их нужно 226, чтобы остановить приватизацию. Я не могу отойти от своих идейных позиций. Частная собственность существует. Во многом она создана незаконно, с чем я буду бороться.
Сейчас КПУ находится в более жестком и жестоком политическом окружении, чем раньше. В этих условиях можно не удивляться результатам выборов. Я убеждена, что на самом деле процент голосов, отданных за коммунистов, такой же, а может быть даже и выше, чем в 1998 г. Тот низкий процент голосов, который мы получили, был обеспечен путем различных махинаций или манипуляций со стороны властей. СМИ имеют колоссальное воздействие на умы, на сознание людей. И они, в большинстве своем, обслуживают интересы буржуазии. Коммунистам необходимо усилить непосредственную работу с людьми.

- В чем заключается эта работа?
- Во-первых, мы издаем газету "Красное знамя". Во-вторых, это публичные выступления, публичная работа всех членов партии. Мы пошли по пути непосредственного общения с людьми. У нас работают агитпосты, члены партии работают в агитбригадах в отдаленных сельских районах (общаемся, раздаем наши газеты, отвечаем на вопросы жителей). Только КПУ может себе позволить непосредственный контакт с массой людей, поскольку численность партии достаточная для такой работы, и если каждый член партии в месяц пообщается с 5-6 жителями, это уже хорошо. Мы несем людям информацию, которую специально готовим, работая со статистическими данными. Я из ВР привожу очень много интересных материалов, на основании которых мы выпускаем информационные листки, бюллетени. С этими цифрами, с этими данными наши товарищи идут к жителям области. Мы хотим, чтобы люди знали, что происходит, чтобы они знали правду.
- Николай Томенко (народный депутат, председатель постоянного комитета ВР по вопросам свободы слова - "SQ") до выборов сказал, что в список КПУ вошли более прагматичные люди, "люди, занимающие высокие должности в государстве". То есть, в составе партии произошли изменения более глубокие, чем те, о которых говорите Вы. Так ли это?
- Я не знаю, почему и насколько отличается или не отличается список. Говоря о персоналиях, можно сказать, что в парламент пришли другие люди. Я не думаю, что наш список особо прагматичный. При его формировании мы исходили из следующих требований: во-первых, обеспечить высокий профессиональный уровень деятельности фракции в ВР (депутатом должен быть человек грамотный, способный работать с информацией, он должен уметь грамотно изложить свои мысли). Во-вторых, депутаты должны быть публичными политиками (члены фракции проводят очень много встреч с избирателями). В-третьих, должна быть обеспечена на высоком уровне партийная работа (все депутаты-коммунисты ориентированы на укрепление партии как политической организации).

- Как Вам удается совмещать политическую жизнь с семейными заботами?
- Совсем недавно, 26 июля, была седьмая годовщина со дня смерти моего мужа. Он был членом партии, был коммунистом по убеждению. И если бы не его моральная поддержка, я бы не занялась политикой. Я, в принципе, всегда была активным человеком и считала, что если мне видна проблема и я знаю, как ее решить, то нужно об этом сказать и нужно этого добиваться. Я и в советское время могла предложить, настоять, добиться. И я не одинока. Таких людей много. Причем намного больше, чем депутатов всех уровне по всей Украине. Муж меня очень поддерживал. Если бы не его поддержка, я, наверное, не смогла бы серьезно заниматься политикой, потому что семья, дети требуют много сил и внимания. Он мне в этом помогал, никогда не возмущался, если мне нужно было поехать в Москву, в Киев на какие-то встречи, конференции (еще в советское время и после 1991 г., когда это было очень опасно). Дети однозначно разделяют мои взгляды (старшему сыну 33 года, младшему будет 22). Старший сын в зрелом возрасте, имеет свой жизненный опыт и коммунистом стал по убеждениям. Сыновья не члены партии, но убеждения их коммунистичны. Интересно, как это проявляется в жизни: как они оценивают проблемы, с которыми сталкиваются, какую занимают позицию.

- Алла Александровна, есть ли какие-то хобби у народного депутата Александровской?
- Особых увлечений у меня практически нет. В молодости я серьезно занималась спортом, играла в баскетбольной команде мастеров. Это было очень сильное увлечение. Потом, когда вышла замуж, появились дети, начались чисто семейные заботы. Я как все женщины вязала, шила, пекла пироги, что мне очень нравилось. А потом, когда жизнь начала ломаться, пришлось заняться политикой. И тогда на хобби уже просто не оставалось времени.
- Книги? Мне очень нравится Чехов. Но сейчас не могу его читать, просто тяжело. Когда читала его раньше, видела юмор, а теперь в глаза больше бросаются социальные проблемы. Теперь говорю себе: "Боже мой, как это тяжело, ведь то же самое происходит сейчас!". Раньше очень любила зарубежную литературу, но сегодня не могу ее перечитывать: проблемы, которые раньше воспринимались как психологическая драма, сегодня живут рядом с нами. Недавно перечитала Джерома К. Джерома. Там и отдохнула!