STATUS QUO

Председатель правления «Мегабанка» Алексей Яценко – о карантине, онлайн-услугах и клиентах

Когда мир поражен коронавирусом, а экономика – карантином, внимание к банковской системе, обеспечивающей движение крови экономики, т.е. денег, становится особенно пристальным. Как «Мегабанк» работает в условиях карантина? Об этом рассказал председатель правления банка Алексей Яценко.

- Сейчас, в условиях карантина, сколько отделений «Мегабанка» работает, сколько закрыты? По какому принципу выбирались те отделения, которые продолжают работать?

- На сегодня по всей стране работает больше 100 отделений «Мегабанка». Именно в Харькове работает 9 отделений с полным перечнем услуг (до карантина работало 16), 60 пунктов приема платежей (до карантина работало 80) и головной банк. В Харьковской области работает 16 отделений. В понедельник, 6 апреля, откроем еще 21 пункт приема платежей.  Фактически все пункты приема платежей с 6 апреля будут работать.

Выбор, какие именно отделения и пункты продолжат работу, мы делали, исходя из востребованности банковских услуг среди наших клиентов. Нужно было географически обеспечить покрытие всего города работающими отделениями и сделать доступ к услугам равновозможным. При этом учитывались нагрузка на отделения и количество клиентов, обслуживающихся в нем. 

- Почему было принято решение возобновить работу пунктов приема платежей в метро?

- Пункты приема платежей изначально были закрыты в связи с остановкой метрополитена и всех предприятий, работающих в подземных переходах. Мы до последнего оставались единственным учреждением, которое вело деятельность в переходах. Потом мы получили письмо от КП «Подземный город» с просьбой приостановить работу в связи с карантином и приостановкой работы подземки. Но основываясь на пожеланиях клиентов и коммунальных предприятий и при активном содействии городского совета КП «Подземный город» разрешило нам возобновить работу наших отделений в подземных переходах.

- Какие меры по дезинфекции предпринимаются в работающих отделениях банка? Сотрудникам выдают маски, антисептики?

- Все отделения и пункты приема платежей, безусловно, соблюдают требования и рекомендации Всемирной организации здравоохранения, Кабмина и Минздрава. Сотрудники работают в средствах индивидуальной защиты  - это маски и  перчатки. Все обеспечены антисептиками. Проводится дезинфекция помещений и рабочих поверхностей, проветривание.

По поводу клиентов в отделениях. Банк придерживается нормы, согласно которой в помещении должно находиться не более 1 человека на 10 квадратных метрах с расстоянием не менее полутора метров друг от друга. 

Что касается пунктов приема платежей, где есть только окошко обслуживания, то перед ним на полу нанесена специальная разметка, которая показывает людям, на какой дистанции друг от друга безопасно стоять в очереди. 

- Возникают ли конфликты в отделениях в связи с такими ограничительными мерами?

- Конфликтов нет. С каждым клиентом стараемся работать индивидуально. Отмечу высокую социальную ответственность наших клиентов, которые спокойно стоят на улице и ждут возможности зайти в отделение, если там уже достаточно людей.

- Как сотрудники банка добираются на работу в условиях ограниченной работы транспорта?

- Мы подвозим собственным и наемным транспортом наш персонал на работу и с работы. Это делается, чтобы обезопасить и наших сотрудников, и наших клиентов, которые контактируют с ними. Безусловно, мы следим за тем, чтобы перевозчики соблюдали все правила дезинфекции транспорта.

- Приостановка работы некоторых отделений - это временная мера?

- Приостановка работы ряда отделений - это, безусловно, временная мера: мы готовы в любой момент возобновить работу любого из них. Как я уже сказал, с 6 апреля заработает еще 21 отделение. Дальше будем смотреть на востребованность того или иного отделения.

Как только карантин официально закончится - мы возобновим работу абсолютно всех отделений и пунктов и в случае необходимости готовы открывать новые.

- Что с сотрудниками временно закрытых отделений?

- Мы осознаем свою социальную ответственность перед сотрудниками в условиях карантина. Те сотрудники, которые работали во временно закрытых отделениях, - преимущественно в тарифных отпусках. Небольшая часть - в отпусках за свой счет. При этом большое количество пунктов приема платежей и отделений позволяет нам обеспечить ротацию этих людей для того, чтобы всем дать возможность и поработать, и отдохнуть. 

Кроме того, более 25% сотрудников переведены на дистанционную работу. Фактически, все, у кого нет необходимости постоянно находиться в офисе, выполняют свои обязанности удаленно. 

- Как карантинные ограничения отразились на активности клиентов?

- Мы видим некоторое снижение нагрузки на отделения: именно поэтому было принято решение временно приостановить работу нескольких отделений. Видим сокращение востребованности банковских услуг. Люди стараются больше времени проводить дома, меньше выходить на улицу.

Но в целом независимо от карантина «Мегабанк» сегодня в состоянии предоставить  весь спектр банковских услуг. Причем основную массу таких услуг банк может обеспечить в дистанционном режиме. Поэтому многие наши клиенты выбрали онлайн-сервисы «Мегабанка». За первые две недели карантина мы увидели рост посетителей и рост пользователей в мобильном приложении более чем на 30%. 

- Расскажите подробнее. Какие услуги можно получить онлайн?

- Онлайн-сервисами можно воспользоваться как на сайте банка, так и в мобильном приложении todobank. Коммунальные услуги тоже можно оплатить через мобильное приложение todobank: необязательно при этом быть клиентом «Мегабанка» - достаточно просто скачать приложение. После этого в todobank можно осуществлять все виды платежей картой любого банка. В этом приложении можно посмотреть задолженность по вашему лицевому счету или вашему адресу.

Кроме того, онлайн-пользователям мы предлагаем приятный бонус. «Мегабанк» ввел 1% кешбэка (а это, напомню, возврат определенной суммы за потраченные деньги) не только за пользование картой todobank в платежных терминалах, супермаркетах, аптеках, на АЗС и т.д., но и расширил действие этого кешбэка на коммунальные услуги. Теперь все харьковчане, которые после 23 марта оплатят картой todobank  в одноименном мобильном приложении коммунальные услуги, получат 1% кешбэка.

Мы видим, что этот сервис и этот бонус набирают популярность, и, возможно, оставим его и после окончания карантина.

- Бонус доступен только при оплате картой todobank? Как ее получить?

- Да, кешбэк действует только на операции, совершенные картой todobank. Скачав приложение todobank, вы автоматически получаете возможность пользоваться электронным кошельком todobank prepaid (это электронные деньги, зарегистрированные в НБУ). Замечу, для того, чтобы пользоваться нашим приложением, необязательно заказывать физическую карту, как у всех. Пользователь может оценить весь функционал приложения, преимущества электронного кошелька и впоследствии заказать физический пластик, по которому начисляется кешбэк.

Для получения карты todobank внутри мобильного приложения достаточно сфотографировать свои документы (паспорт и идентификационный код). Подробная инструкция есть в приложении. С вами свяжется менеджер. Саму карту, физический пластик, вам доставит курьер прямо к месту, где вы пребываете на карантине.

- Почему вы решили ввести такой бонус? Ведь фактически кешбэк - это деньги банка.

- Ввести этот бонус нас побудило желание поддержать социальную ответственность харьковчан, которые соблюдают карантин, и внести, таким образом, свой вклад в развитие доступности онлайн-сервисов и онлайн-продуктов.

Кроме того, подчеркну: сегодня крайне важно обеспечить оплату коммунальных услуг, потому что городские службы продолжают выполнять свою работу. К тому же нагрузка и объемы работы у них возросли. КП «Жилкомсервис» дополнительно проводит дезинфекцию. Многие харьковчане остались дома на карантине, а значит - увеличивается количество мусора. Расходуется больше воды и растет нагрузка на сети. Пользуясь случаем, призываю харьковчан по возможности оплачивать коммунальные услуги. Тех, кто не может этого сделать самостоятельно, не имея опыта работы со смартфоном или онлайн-сервисами, призываю обращаться к детям и внукам, для которых это не проблема.  А молодежь прошу позаботиться о старшем поколении. 

После 10-го числа харьковчане традиционно получат единую квитанцию ЕРЦ. Если у вас еще нет карты todobank, но вы хотите получить кешбэк, - у вас есть в запасе время, чтобы заказать и получить карту. 

- «Мегабанк» еще в прошлом году стал активно «диджитализироваться». Карантин не остановил этот процесс?

- Конечно, нет. В апреле «Мегабанк» переезжает на собственный карточный процессинг. Это проект, которым банк занимался последние два года. Мы максимально ускоряем работу по финализации новых сервисов и возможностей, которые будут появляться в нашем мобильном приложении todobank. Что будет нового? Возможность зачисления денежных переводов WesternUnion, Moneygram и т.д. прямо на карту todobank либо на любую карту внутри нашего приложения, онлайн-обмен валюты, значительно расширится перечень услуг, которые можно оплатить, платежи по свободным реквизитам, управление текущими и депозитными счетами и многое другое.

- Замечает ли банк в связи с карантином отток депозитов?

- Мы отмечаем достаточно спокойное поведение вкладчиков и не фиксируем больших оттоков депозитов. Единственное, что отличает ситуацию, - это меньшее количество новых вкладчиков. Мы специально ввели продукт, который позволяет автоматически пролонгировать все открытые депозиты. У нас работает колл-центр, который обзванивает вкладчиков и заранее напоминает им о том, что приближается конечный срок вклада. Кто хочет депозит забрать - может прийти и забрать его. Клиенты временно закрытых отделений закреплены за ближайшими работающими отделениями.

Вкладчики, у которых сейчас заканчивается срок вклада, могут не переживать: их вклад будет автоматически продлен или на аналогичный срок с процентной ставкой до 13,5%, или на вклад «По требованию», процентная ставка по которому составляет 8,5% в гривне. При этом клиенты не потеряют ставку и начисления процентов.  По окончанию карантина они могут прийти и спокойно снять этот вклад с начисленными за время карантина процентами. Пока клиенты на карантине, их деньги продолжают работать. Кроме этого, с 3 апреля мы решили поддержать наших клиентов и ​​увеличить процентные ставки по вкладам, которые оформляются в период карантина.

После кризиса 2014-2015 годов регулятором было сделано достаточно много для обеспечения стабильности банковской системы. Сегодня банковская система как никогда за годы независимости Украины стабильна и ликвидна и нет повода для переживаний.

- Завершая тему карантина. Крупный бизнес включился в помощь городу, покупая медицинское оборудование и защитные средства. «Мегабанк» принимал участие в этом процессе?

- Конечно, да. Банк приобрел некоторые позиции из списка, сформированного Антикризисным штабом. В частности, на себя «Мегабанк» взял покупку 4 позиций медоборудования на общую сумму 1,7 млн грн для городской клинической многопрофильной больницы № 17.

- Не планируется ли кредитных каникул для заемщиков?

- «Мегабанк» здесь так же, как и все, выполняет условия Кабмина. Законодательно «кредитные каникулы» - это отсутствие штрафов и пени за просроченные платежи. Но подчеркну: в любом случае клиент должен контактировать с банком. Ситуация у всех разная: кто-то потерял работу, кто-то временно остался без доходов в связи с уходом в отпуск за свой счет, у кого-то заработок сократился. Вместе с клиентом банк будет определять изменение условий дальнейшего обслуживания кредитов. Мы настроены максимально идти навстречу клиенту. При этом необязательно приходить в отделение - можно контактировать с менеджерами дистанционно. 

Массовых запросов на кредитные каникулы пока нет. Сейчас мы видим достаточно хорошую платежную дисциплину среди наших клиентов. 

- Как оплатить кредит без визита в отделение?

- Через 47 терминалов самообслуживания m-box, многие из них установлены в супермаркетах. С их перечнем можно ознакомиться на сайте. Заплатить можно также в любом из работающих отделений или на сайте ЕРЦ

- Что делать клиентам, у которых наступил срок перевыпуска платежных карт?

- Если у вас заканчивается срок действия карты, то менеджер банка свяжется с вами. Есть два варианта: либо вы самостоятельно заберете перевыпущенную карту в ближайшем отделении, либо вам ее бесплатно доставит курьер.

Можно ли забрать валютный депозит?

- Да, конечно. В первые дни карантина действительно были сложности с наличной валютой в целом в банках Украины, хотя в своих отделениях мы повышенного спроса не наблюдали. На сегодня вопрос с доставкой наличной валюты постепенно решается. Если вы желаете забрать такой вклад, то желательно заранее проинформировать об этом своего менеджера.

- В обществе есть панические настроения. Не будут ли повышаться проценты по кредитам?

- Нет. По кредитам физических лиц «Мегабанк» не планирует повышать процентную ставку. Более того, банк будет стараться максимально лояльно подходить к трудностям и проблемам, с которыми столкнулись клиенты. Поэтому об увеличении процентных ставок по кредитам речи быть не может. 

- Прокомментируйте, пожалуйста, информацию о кадровых перестановках в правлении и наблюдательном совете банка.

- Действительно, в правлении банка произошли изменения и перестановки организационной структуры. «Мегабанк» последние три года занимался диджитализацией и повышением своей технологичности. Карантин, кстати, показал правильность этого пути и востребованность этих направлений. Результат – некоторые структурные изменения: в банке создано управление транзакционного бизнеса, которое будет заниматься всеми видами платежей и онлайн-сервисов. Речь не только о мобильном приложении и сайте ЕРЦ: речь также о терминалах самообслуживания, в которых в этом году появится большое количество новых возможностей, связанных и с платежами, и с услугами, которые можно оплатить. 

Базовой услугой нового подразделения, естественно, остается Единый расчетный центр. 

Один из родоначальников ЕРЦ Юрий Сергеев, который проработал в банке больше 20 лет и которому сейчас 68 лет, перешел на должность советника председателя правления и будет мне помогать развивать транзакционный бизнес. У банка есть планы по расширению деятельности ЕРЦ за пределы Харькова, в Харьковскую область, и в другие крупные регионы Украины. 

Что касается направления розничного бизнеса. С учетом смещения вектора на технологичность и онлайн сменился и руководитель розничного бизнеса. На текущий момент в работе с розницей больше внимание нужно уделять вопросам диджитализации, и новый руководитель, Андрей Третьяк, сделает это своим приоритетом.

В целом, «Мегабанк» периодически проводит ротации в составе правления, и никакой сенсационности в последних кадровых решениях нет.

По поводу Наблюдательного совета. В Набсовете «Мегабанка» по уставу - семь человек. Действующих членов совета сейчас шесть. В декабре прошлого года истек срок полномочий представителя от нашего иностранного акционера - немецкого государственного банка KfW. Это место вакантно до переизбрания нового члена совета на общем собрании акционеров. Полномочия остальных членов Набсовета в силе, они были избраны в прошлом году со сроком полномочий три года.

- В прошлом году некоторые СМИ писали о том, что у «Мегабанка» были какие-то сложности с Нацбанком. Регулятор обвинял банк в некорректной работе и в невыполнении нормативов. Точка в этом вопросе поставлена?

- На сегодня у «Мегабанка» нет никаких судебных процессов с регулятором. Все точки по судебным решениям были поставлены в прошлом году. Для нас важно было отстоять в суде свою репутацию и репутацию наших иностранных партнеров, наших клиентов и вкладчиков в части обвинения в адрес банка по поводу несоблюдения правил финансового мониторинга. 

История с финансовыми нормативами по капиталу появилась по результатам стресс-теста НБУ, который регулятор проводит каждый год для всех крупнейших банков, и мы здесь -не исключение. По результатам стресс-теста «Мегабанк», как и другие банки, разработал программу действий на случай наступления каких-то негативных макроэкономических сценариев. Такая программа призвана обеспечить стабильность банка в условиях негативных сценариев. Уверен, каждый из банков благодарен регулятору за эту работу, потому что сегодня мы как раз и переживаем некоторые аспекты негативного макроэкономического сценария. 

Могу сказать, что сегодня «Мегабанк» выполняет как все требования НБУ, так и все обязательства, взятые на себя перед иностранными партнерами, а также нашими вкладчиками и клиентами. 

- Как вы оцениваете настроения бизнеса? Какие последствия будет иметь карантин?

- Этот карантин - необычное явление не только для банка, Украины, но и для всего мира. Сейчас каждый бизнес ищет свои решения в сложившейся ситуации. Это мы наблюдаем по нашим клиентам из разных секторов экономики. Есть представители общепита, которые вынуждены были закрыться на карантин, и сейчас собственники ищут новую бизнес-модель, прорабатывают новые варианты. Есть представители крупного бизнеса, промышленных предприятий, которые выработали правила безопасной работы в условиях карантина. Есть те, кто частично снизил объемы, но продолжает работать. 

Главная ценность не только «Мегабанка», но и любого банка - это его клиенты. Конечно, мы стараемся услышать каждого клиента и найти для него индивидуальное решение.  И это правило действует не только в период карантина, а всегда. 

В любом случае карантин повлияет на экономическое состояние и граждан, и бизнеса, и целых секторов экономики. Максимально оценить последствия мы сможем только тогда, когда ситуация с пандемией закончится.  На мой взгляд, причин для серьезного беспокойства пока не видно.