STATUS QUO

Куда пропал газ из квитанции ЕРЦ "Мегабанка": полезно знать

В конце прошлого года из перечня услуг, внесенных в единую квитанцию Единого расчетного центра "Мегабанка", исчезла оплата природного газа, что доставило тысячам харьковчан массу неудобств. В рамках нашей постоянной рубрики "Полезно знать" Status Quo дает исчерпывающую и систематизированную информацию, позволяющую быстро разобраться в проблеме.

Как раньше оплачивались коммунальные услуги?

Старожилы помнят ворохи квитанций в почтовых ящиках и утомительную процедуру оплаты коммунальных услуг. И без того не самый быстрый процесс превращался в целое приключение, особенно в том случае, когда надо было, например, разобраться со своими предыдущими платежами или оформить субсидию. Ситуация осложнялась тем, что базы данных плательщиков, которые вели коммунальные предприятия, не всегда поддерживались в актуальном состоянии.

Что произошло с появлением на рынке Единого расчетного центра?

В 1998 - 1999 годах в системе коммунальных платежей был наведен порядок. Харьковчанам рассылается не 5-6, а одна квитанция для оплаты всех видов коммунальных услуг и энергоносителей. Единая квитанция принимается к оплате всеми отделениями Ощадбанка, коммерческих банков, почты и в специальных пунктах приема коммунальных платежей, которых сейчас в городе более 80-ти. Расположены эти пункты в метро, на рынках и в самых посещаемых харьковчанами местах.

Каждый, кто приходит в пункт приема платежей, может получить полную информацию о состоянии своих платежей (начисления, задолженности, предыдущие оплаты) и прямо на месте решить, какую сумму и за какие услуги внести. Пункты приема платежей работают по безбумажной технологии: достаточно назвать оператору адрес, сколько и за что вы платите и протянуть в окошко деньги. Заполнять квитанцию при этом нет никакой необходимости. Оплатить коммунальные услуги также можно при помощи пластиковой карты и через интернет.

Единый расчетный центр позволил решить проблему с назначением субсидий. В Харькове для назначения субсидии достаточно обратиться в отдел социальной защиты. Сотрудник отдела направит запрос в "Мегабанк" и получит полную информацию о состоянии платежей абонента. Хождения по душным коридорам абонентских отделов коммунальных организаций остались для харьковчан в прошлом.

Как это работает?

За видимой плательщику простотой кроется титанический труд сотрудников ЕРЦ. Для начала нужно собрать абонентские базы данных всех коммунальщиков и согласовать их между собой. Привести базы данных в порядок, унифицировать адреса, согласовать данные плательщиков - все это огромная работа, во-первых, техническая, а во-вторых – организационная (к счастью, городские власти Харькова с 1999 года оказывали "Мегабанку" постоянную поддержку в создании ЕРЦ). В итоге за 15 лет была выработана уникальная технология.

Кроме создания базы данных плательщиков необходимо сделать так, чтобы потребитель смог этой базой воспользоваться – узнать свою задолженность по каждому виду коммунальных услуг, просмотреть свои платежи, сделанные ранее. Для этого было открыто 80 пунктов приема, которые, в отличие от отделений Сбербанка и других банков, принимающих коммунальные платежи, предоставляют полный комплекс услуг, то есть дают информацию по задолженностям и платежам.

Какой интерес у коммунальщиков?

Все очень просто: когда платить удобно, потребитель платит охотнее. В Харькове уровень оплаты коммунальных услуг выше, чем в целом по Украине. Более того, везде, где открывался Единый расчетный центр "Мегабанка" (этой услугой сейчас пользуется 2 миллиона украинских семей в 11 регионах страны), наблюдался ощутимый рост уровня оплаты коммунальных услуг. Образно говоря, на каждую копейку, потраченную на услуги Единого расчетного центра, коммунальное предприятие получает гривну, которую могло бы и не получить или получить позже, потому что клиент забыл квитанцию дома, не дошел до отделения банка, забыл сумму задолженности, решил, что оплатил на прошлой неделе, и так далее.

Почему "Харьковгазсбыт" отказался от услуг ЕРЦ?

Формальная причина - постановление Кабмина №792 от 30 сентября 2015 года «Об обеспечении проведения расчетов за потребленный природный газ". Оно предусматривает, что с 1 декабря газоснабжающие предприятия должны платить банковским учреждениям и предприятиям почтовой связи не 1%, как было раньше, а 0,3% от суммы, поступающей от бытовых потребителей. "Мегабанк" это не устраивает, т.к. 0,3% не покрывает себестоимости текущих расходов на прием и обработку платежей. Это не устраивает и другие банки, которые тоже ввели комиссию за каждый газовый платеж, занимаясь при этом только лишь приемом и перечислением платежей.

Почему постановление Кабмина как причина не состоятельно?

Дело в том, что в постановлении Кабмина речь идет об "оплате услуг по приему платежей от бытовых потребителей банковскими учреждениями". Но услуги ЕРЦ - это не только прием платежей как таковой, то есть не только перевод средств из пункта А в пункт Б. Это еще и комплекс других работ, напрямую не связанных с собственно банковскими операциями, например – поддержание баз данных о плательщиках в актуальном состоянии. Поэтому речь идет об услуге, которая не регулируется постановлением правительства. 

Какова истинная причина позиции "Харьковгазсбыта"?

Этого не знает никто. Истинные причины того, почему руководители коммерческой структуры осложнили жизнь сотням тысяч харьковчан и себе в том числе, остаются загадкой. "Харьковгазсбыт" появился на рынке коммунальных услуг всего 5-6 месяцев назад. Может быть, малый опыт работы на рынке и стал причиной такой непродуманной позиции руководства предприятия. Возможно, за счет "сэкономленных" средств "Харьковгазсбыт" планирует организовать собственный расчетный центр, а возможно, руководство этого предприятия предполагало, что банк возьмет расходы на себя, оплачивая дополнительный доход "Харьковгазсбыта".

Почему "Мегабанк" берет 3 грн. за оплату газа?

Этот факт возмутил многих горожан, ведь все привыкли, что "Мегабанк" не берет оплаты за совершение коммунального платежа. Все дело в том, что благодаря, мягко говоря, странной позиции ООО "Харьковгазсбыт" платеж за газ стал для банка обычным платежом, который не имеет отношения к Единому расчетному центру. А любой банковский перевод в любом банке оплачивается согласно тарифам, которые связаны с затратами на его осуществление. Так что "Мегабанк" не вводил никаких отдельных комиссий - просто платеж за газ в этом банке перестал отличаться от таких же платежей в других банковских учреждениях Украины.

Что будет дальше?

Неизвестно. "Мегабанк" уже озвучил свою позицию: Единый расчетный центр готов восстановить status quo, вернуть строку "природный газ" в единую квитанцию, т.е. снова включить газовщиков в систему ЕРЦ и перестать взимать комиссию. Все, что для этого  требуется, – вернуть уровень оплаты за услуги ЕРЦ, который делает работу Единого расчетного центра хотя бы неубыточной. Эта вполне понятная позиция была озвучена в том числе публично, и для руководства "Харьковгазсбыта" секретом не является. Кроме того, позицию "Мегабанка" поддержала городская власть Харькова: мэрия тоже публично выразила недовольство неудобствами, которые вынуждены терпеть харьковчане. ООО "Харьковгазсбыт" продолжает прятаться за постановление Кабмина, не выказывая ни малейшего желания решать проблему. Пока что ситуация зашла в глухой угол.

comments powered by Disqus