STATUS QUO

ВИТАЛИЙ НЕМИЛОСТИВЫЙ: НЕ ВАЖНО, ГОСУДАРСТВО ВЛАДЕЕТ ПРЕДПРИЯТИЕМ ИЛИ НЕТ, ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СОБСТВЕННИК БЫЛ ЭФФЕКТИВНЫМ

. - Завершена ли процедура санации предприятия? - Санация продолжается. Благодаря инвесторам, завод с декабря 2004 г. начал и успешно продолжает производство двигателей. В то, что это возможно, не верили ни власти, ни работники предприятия, но в течение года нам удалось изменить ситуацию. Сейчас мы уделяем внимание не только производственным проблемам, но и маркетингу и сбыту. Мы ставим задачу - восстановить репутацию предприятия и создать сбытовую сеть с постоянными партнерами - дилерами, дистрибуторами. В наших планах - создать представительства в ряде стран бывшего СССР, в первую очередь в России и Казахстане. Первоочередная задача - завоевать прочные позиции в Украине, затем - в России и Казахстане. Сейчас на заводе работает 780 человек. - Сокращена ли территория предприятия в ходе санации? - Площадь завода не изменилась. Мы планируем сократить ее, но это дорогостоящий и длительный процесс, который займет около трех лет. Оптимальная площадь будет зависеть от объемов производства предприятия. Сейчас основные фонды позволяют обеспечить выпуск до 75 тыс. двигателей в год. Если будут покупатели, мы готовы за год увеличить объем производства до 25 тыс. штук. - Какие дизели производит "Серп и Молот"? - Наш модельный ряд составляют рядные моторы мощностью 65-320 л.с. Самые маломощные - СМД-14 и СМД-15, самые мощные - СМД-31. Кстати, двигатель СМД-15 был создан в середине 90-х годов специально для малых тракторов и около 7 тыс. штук было поставлено на "Южмаш" для тракторов ЮМЗ. Эти двигатели также подходят и для тракторов Минского тракторного завода (Беларусь). Сейчас с МТЗ ведутся переговоры о возможности поставки им наших двигателей. - Какова, по вашим оценкам, емкость украинского рынка дизелей? - Если учитывать все сегменты рынка (первичного и вторичного), где могут найти применение наши дизели, то потребность Украины в дизелях в 2005 г. может составить более 10 тыс. Потребность Кременчугского автомобильного завода составляет более 2,5 тыс. дизелей, Харьковского тракторного завода - около 3 тыс., "Ленинская кузница" планирует по лицензии МТЗ произвести 3,5 тыс. тракторов, "Южмаш" - 2 тыс. тракторов. Дизели нужны и многим не таким крупным заводам, и потребителям на огромном вторичном рынке. Например, один только дилер Ярославского моторостроительного завода (Россия) в 2004 г. завез в Украину 2,5 тыс. двигателей. Основной объем двигателей был завезен из России и Беларуси. "Серп и Молот" в 2005 г. планирует произвести 2,4 тыс. двигателей. - Много ли пришлось перестраивать в производстве? - Произведена коренная реорганизация. Некоторые цеха реконструированы, в основных цехах проведен ремонт, установлено новое оборудование. Практически все оборудование последние 5-7 лет не работало, и часть оборудования восстановлению не подлежит. Поэтому нам пришлось размещать заказы на изготовление ряда узлов на других заводах. Мы постарались разместить заказы в Украине. Даже те заказы, которые раньше мы размещали в России и Белоруссии, теперь заказываем на украинских заводах. В частности, можно смело сказать, что благодаря нам начал работать Купянский литейный завод. Сейчас на нем восстановлено производство отливок для наших дизелей почти 50 наименований, в том числе корпуса моторов. - Ранее сообщалось, что Купянский литейный осваивает новую, более современную технологию литья. Не об этой ли технологии идет речь? - Технологию они восстановили старую, но качество отливок нас вполне устраивает. - А что нового в дизелях СМД образца 2005 г.? - Мы пошли по пути улучшения надежности двигателя за счет применения более качественных комплектующих, деталей и узлов. В первую очередь мы заменили уплотнительные элементы трущихся частей (применявшиеся раньше не выдерживали критики). Теперь двигатель укомплектовывается резинотехническими изделиями концерна "Freudenberg Simrit". Это очень авторитетная фирма, с которой сотрудничает большинство моторостроительных компаний мира. Мы надеемся, что за счет применения новых комплектующих ресурс модернизированного двигателя составит более 6 тыс. моточасов. Мы уверены, что качество модернизированного на первом этапе двигателя вполне устроит потребителей. На втором этапе модернизации планируем изменить конструкцию основных узлов. Эту работу планируется начать в 2007 г. - Вы ориентируетесь на украинский рынок и рынок стран СНГ. А ставится ли задача приведения двигателя в соответствие к евростандартам? - От этой задачи мы никуда не денемся. Но это в планах следующих этапов модернизации двигателя. Первый я назвал - восстановление ресурса до 6-10, а может и до 20 тыс. моточасов за счет улучшения качества собственных и покупных комплектующих, сырья и материалов. Мы расширяем круг поставщиков сырья и материалов, что создает конкуренцию и инициирует их улучшать качество. Второй этап - оснащение двигателя более современными топливными насосами, модернизация системы подачи топлива, системы отвода выхлопных газов. Третий этап - модернизация головки блока цилиндров, что позволит достичь для 4-цилиндрового двигателя стандарта "Евро-2", а для 6-цилиндрового - "Евро-3". - Как организовано научно-техническое сопровождение производства и модернизации двигателей? - Мы создали новый конструкторский отдел, для работы в котором пригласили высококвалифицированных специалистов, имеющих огромный опыт. Главный конструктор завода, Семен Зиновьевич Ягудин, раньше работал на заводе им. Малышева. Мы заключили договор о сотрудничестве с Главным конструкторским бюро по дизелестроению. По этому договору бюро берет на себя функции внешней приемки. Специалисты бюро будут делать выборочный контроль двигателей, узлов и комплектующих, проводить ресурсные испытания и выдавать заключения. - Что вы делаете для освоения рынка сбыта? - Предлагаем свою продукцию производителям тракторной техники, участвуем в выставках. Недавно провели семинар, на который пригласили представителей крупных организаций, зарекомендовавших себя на вторичном рынке запчастей, узлов и комплектующих для сельскохозяйственной, автомобильной, дорожной и строительной техники. В числе таких организаций - ООО "Компания "Агро-Союз" (Днепропетровск), ООО "Донснаб-трактор" (Харьков), ООО "Укравтозапчасть" (Киев), ООО "Украгрозапчасть" (Харьков.), ООО "Агроимпорт" (Харьков), ООО "Универсал-Комплект" (Харьков). Участники семинара поставили перед нами две основные задачи, которые надо решить, чтобы вывести СМД на рынок Украины, - организацию мощной рекламной и пиар-кампании и создание системы сервисного обслуживания. Система сервисных центров должна быть организована таким образом, чтобы в течение 48 часов можно было устранить любую неполадку в моторе, причем в любой точке Украины. Сейчас занимаемся решением этих задач. С новым руководством ХТЗ, которое планирует восстанавливать систему сервисного обслуживания своих тракторов, ведем переговоры о возможности объединения наших усилий. Мы предлагаем включать в сервисные центры ХТЗ отделение по ремонту наших моторов. Также сотрудничаем с конкретными заводами - с Херсонским комбайновым подписали протокол о намерениях, согласно которому мы в июне этого года должны поставить им первые 4-5 двигателей. С комбайновым заводом "Обрій" подписан контракт на поставку 4 двигателей. - Как инвесторы строят отношения с Фондом госимущества, владеющим контрольным пакетом акций "Серпа и Молота"? - Инвесторы ведут с ФГИ переговоры о выкупе государственного пакета акций. Этот процесс в завершающей стадии. Речь идет о стоимости пакета, которую инвесторы предлагают пересмотреть. - Какие структуры являются инвесторами завода? - В Харькове создана корпорация "УкрИннМаш", в которую входят "Серп и Молот", Харьковский завод транспортного оборудования, Харьковский завод холодильных машин, заводы "Будгидропривод" и "Стройгидравлика". В корпорацию также входит завод "Рожищесельмаш", расположенный неподалеку от Луцка, и ряд коммерческих структур. Все эти предприятия являются учредителями концерна и, соответственно, инвесторами "Серпа и Молота". Мы ставим перед собой задачу путем скоординированной технической и оптимальной сбытовой и закупочной политики увеличить объемы производства и продаж. Корпорация уже достигла определенных успехов. На предприятиях увеличивается загрузка производственных площадей и зарплата. - Вы - депутат Коминтерновского райсовета Харькова. Что интересного Вы, производственник, находите в общественной деятельности? - Деятельность депутата, может быть, менее интересна, чем производственная. Ее можно расценивать как дополнительную ответственность за людей, живущих в районе, работающих и уплачивающих налоги. В райсовете я сталкиваюсь с проблемами, которые знакомы руководителям крупных промышленных предприятий, поэтому могу сказать, что ничего особенно интересного нет, обычная работа. - Как Вы относитесь к идее объединения бизнеса и политики? - Позиция акционеров предприятий, входящих в корпорацию, в том числе и моя, заключается в том, что мы противники такого объединения. Мы поддерживаем такой тезис: "Если бизнесмен идет в политику, значит, он не смог реализовать себя в бизнесе". Нам пока удается реализовать себя в бизнесе, поэтому мы будем и дальше заниматься производством, развитием промышленности, а политики пусть работают в политике. - Наладились ли отношения с новыми людьми в профильных министерствах, Минпромполитики, например? - Как раньше, так и сейчас - в Украине нет промышленной политики. И задачу выживания каждый завод, каждый трудовой коллектив решает практически самостоятельно. Промышленную политику может себе позволить богатое государство. Я думаю, что если бы в период распада СССР начали заниматься промышленной политикой, то сейчас было бы значительно легче организовывать бизнес. Сейчас только эффективный собственник, не важно, государство или акционерное общество, может привести предприятие к успешному развитию.
Автор: , , ,