Эпидемия инфарктов, "Юлия" с крыльями и новый генерал

Профессия чиновника в Харькове стала опасной для здоровья. На прошлой неделе председатель Харьковской облгосадминистрации (ХОГА) Арсен Аваков запретил  подчиненным участвовать в заседаниях комиссий и сессиях облсовета. Причина – инфаркт начальника Главного управления образования и науки обладминистрации Виктора Гаркавца. Приступ с ним случился прямо на заседании постоянной комиссии по вопросам науки и образования.

Губернатор по этому поводу заявил буквально следующее: "Отдельные депутаты облсовета позволяют себе хамство, юродство, издевательство над коллегами из государственной администрации, причем зачастую специалисты госадминистрации имеют богатейший опыт, являются беспрекословными авторитетами в своей отрасли, проработали годы и годы, а их заставляют выслушивать взбалмошные, ничем не обоснованные обвинения".

При этом губернатор дал понять, что случай с Гаркавцом не первый, а третий. Та же участь постигла руководителя управления по вопросам внутренней политики обладминистрации Константина Маслия и начальника Главного финансового управления ХОГА Сергея Овсянникова. Правда, злые языки утверждают, что эти недомогания с поведением депутатов облсовета никак не связаны. Да и без злых языков понятно, что вряд ли Константина Маслия, который долгое время занимал руководящие посты в милиции, могли довести до инфаркта депутаты облсовета. Но три инфаркта все равно многовато. Облсовет, конечно, добавляет вредности работе чиновников облгосадминистрации: дело в том, что большинство депутатов настроено по отношению к губернатору негативно.

Но вернемся к ситуации с Гаркавцом. Некоторые местные СМИ назвали фамилии людей, которые довели начальника управления образования до сердечного приступа. Это якобы  две дамы – заместитель председателя комиссии по вопросам науки и образования Лидия Дулуб и секретарь этой комиссии Любовь Покроева.

Конфликт двух представительниц облсовета с Виктором Гаркавцом имеет свою историю. В 2007-м Покроева обвиняла Гаркавца в том, что он мешает работе института беспрерывного образования, который она тогда возглавляла. С Лидией Дулуб тоже все непросто: она изначально выступала против назначения Гаркавца. И Гаркавец в долгу не остался: он обвинил Лидию Дулуб в том, что возглавляемый ею профсоюз работников образования уводит в неизвестном направлении средства, поступающие от членских взносов. По словам Гаркавца, все платят профсоюзные взносы, а в ответ получают от профсоюза всего ничего. В общем, конфликт между Гаркавцом с одной стороны и Дулуб с Покроевой – с другой к моменту заседания, которое закончилось для областного чиновника инфарктом, похоже, достиг своего пика, и ничего удивительного в том, что диалог велся на повышенных тонах, нет.  

Вряд ли кто-то может сказать, сколько еще тлеет таких конфликтов между областными чиновниками и депутатами. Но ясно одно - существовать автономно друг от друга они не могут, как бы ни хотелось обратного. В четверг, 27 августа, была обнародована информация о том, что специалисты Харьковской облгосадминистрации все же будут принимать участие в работе комиссий и сессиях облсовета. Это решение Арсен Аваков принял после консультаций с председателем облсовета Сергеем Черновым. В чем заключались эти консультации – неизвестно. Сергей Чернов, принявший участие в программе "STATUS QUO", так и не добавил ясности в этот вопрос, предпочтя обтекаемые формулировки. Хотя весьма любопытно, каким был этот диалог. Может быть, Аваков просил унять депутатов, а Чернов в свою очередь предлагал ввести принудительное обследование чиновников ХОГА у кардиолога… Это тем более любопытно, что депутаты облсовета не являются подчиненными председателя облсовета, поэтому гарантировать того, что ситуация с Гаркавцом не повторится, Чернов не может.

Несмотря на то, что инфарктный конфликт, кажется, исчерпан, скорее всего, это не последняя схватка между областной администрацией и облсоветом. Более того, с приближением президентских выборов страсти будут накаляться, так как областные чиновники и депутаты принадлежат к враждующим политическим лагерям. Ситуация усугубляется тем, что Аваков после президентских выборов вполне может лишиться своего поста. Этот факт с каждым днем ослабляет позиции губернатора, чем регионалы облсовета не преминут воспользоваться, ведь самый популярный способ пиара в Украине – не рассказать о своих достижениях, а побольнее пнуть оппонента.

В четверг, 27 августа, Юлия Тимошенко уже во второй раз за этот год посетила Харьков. Первый ее визит, который состоялся 17 марта, наделал немало шума. Причиной тому было огромное количество обещаний, данных премьером в Харькове. Не меньше шума наделал тот факт, что многие из них, пусть и не сразу, но выполнялись. Реализация одного обещания была почти доведена до логического конца во время второго визита Тимошенко в наш город: по словам премьер-министра, Кабмин передал ГП "Харьковский метрополитен" в коммунальную собственность Харькова. Кроме того, Тимошенко заявила, что Харькову уже перечислены обещанные 75 млн. грн. на строительство новых станций метро.

На следующий день после визита премьера Сергей Чернов заявил, что деньги на строительство харьковского метро так и не поступили.  Он отметил: "Когда подрядчик получит деньги и начнется строительство новых станций метро, тогда можно будет говорить о том, что Харьков эту сумму получил". В общем, с деньгами, как это часто бывает, произошло какое-то недоразумение. Правда, харьковский городской голова Михаил Добкин был настроен оптимистично. По его словам, после перехода метро в коммунальную собственность Харькова государство будет продолжать выделять деньги на его строительство. "Например, несмотря на то что киевский метрополитен давно в коммунальной собственности, ему каждый год выделяется 150-200 млн.грн. на строительство метро", - подчеркнул мэр. Правда, он не учел того факта, что Харьков все же не столица, а потому судьбой харьковского метрополитена любая центральная власть вне зависимости от ее "цвета" будет озабочена гораздо меньше, чем судьбой метрополитена столичного. Так что единственная надежда харьковчан – на твердость слова Юлии Владимировны да на президентские выборы, в преддверии которых кандидату в президенты Тимошенко крайне невыгодно забывать о своих обещаниях.

Еще один результат первого визита Юлии Тимошенко – улучшение ситуации на Харьковском авиазаводе. В четверг премьер поставила перед заводчанами новую задачу. Речь шла о том, что заводу прежде всего нужно рассчитаться с заказчиками по ранее заключенным контрактам, за которые уже перечислены деньги. Вряд ли эта инициатива премьера вызвала у руководства ХАЗа восторг: где деньги по старым контрактам, знает только Всевышний, бывший директор завода Павел Науменко и, возможно, следователи прокуратуры, ведущие уголовное дело о многомиллионных хищениях на авиазаводе. Так что выполнять старые обязательства ХАЗу придется фактически бесплатно.

Не смотря на крайне "неудобную" задачу, которую поставила авиазаводу премьер-министр, харьковские авиастроители решили по-своему отметить повышенное внимание Тимошенко к своему предприятию. Директор ХАЗа Анатолий Мялица заявил, что один из самолетов, который сейчас делается на заводе, в честь премьер-министра Юлии Тимошенко назовут "Юлия". Жест, конечно, производит впечатление. Правда, ход этот довольно рискованный: самолет-то не достроен. А вдруг придется просить еще денег, и уже не у Тимошенко? Картина "Мялица просит у Януковича денег на достройку самолета "Юлия" будет выглядеть весьма комично. Впрочем, самолет всегда можно будет переименовать в "Виктора" или (чем черт не шутит) "Арсения".

На прошлой неделе Харьков получил нового начальника областной милиции. Им стал Анатолий Слипченко, который, очевидно, в ожидании назначения, числился советником министра МВД. Слипченко, в отличие от двух предыдущих начальников Главного управления МВД Украины в Харьковской области Развадовского и Крижановского, является харьковчанином и даже занимал пост начальника облуправления МВД, правда, недолго – с сентября 2003-го по апрель 2004-го. То, что новый начальник облуправления милиции не "варяг", сразу породило слухи: дескать, он является креатурой городской власти. Михаил Добкин эти домыслы опроверг, заявив: "Кандидат на должность начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области Анатолий Слипченко не является моей креатурой, я не лоббировал его назначение".

Был факт лоббирования или нет – неважно. И так очевидно, что новый начальник харьковской милиции не станет ловить "коррупционеров" из горсовета и вообще, противостояние между областной милицией и городской властью, скорее всего, прекратится полностью. Залогом мира и спокойствия между милицией и местной властью является, во-первых, харьковское происхождение Анатолия Слипченко, а во-вторых, его положение в структуре МВД: в отличие от Развадовского, Слипченко сложно назвать креатурой министра, а значит, нарываться на неприятности, как это делал "прикрытый" дружбой с министром Развадовский, ему не с руки.

В политическом плане назначение Анатолия Слипченко означает одно: Юлия Тимошенко сдала свои позиции в Харьковской области. В преддверии президентских выборов такой начальник, как Развадовский, был бы Тимошенко очень полезен: креатура подконтрольного Тимошенко министра МВД, к тому же поднаторевший в публичных скандалах и привыкший решать все проблемы кавалеристским наскоком – что может быть лучше в то время, когда политическое противостояние накалится до предела? Но факт остается фактом: исключительно полезный для Тимошенко Развадовский был заменен на потенциально бесконфликтного Слипченко. Если назначение Слипченко действительно было плодом лоббистских усилий харьковских градоначальников (а этого, несмотря на заявления Добкина, исключать нельзя), то можно констатировать: за четыре года харьковская городская власть сумела нарастить влияние, выходящее далеко за пределы области.