Людмила Александровна, будут ли в этом году праздник последнего звонка и выпускные вечера чем-то отличаться от предыдущих?
Практически никаких новшеств не будет. Для каждого нового выпуска это большой праздник. Это самый трогательный день для выпускников, и как он пройдет, зависит, в первую очередь, от них самих. Моя мечта - чтобы этот праздник был действительно прощанием со школой, а не парадом лучших нарядов или лучших кулинарных возможностей. Необходимо всячески внедрять и распространять добрую традицию прощания со школой, а это намного сложнее, чем просто купить очень красивое платье или заказать блюдо. К пышным торжествам больше тяготеет город, в селе, к счастью, больше уделяют внимания выдумке и смекалке в проведении праздника.

На Ваш взгляд, оправдывает ли себя 12- балльная система оценок в школе? Какие выводы можно сделать за год ее применения?
Система была введена очень быстро, и, к сожалению, ни учителя, ни ученики не были готовы к ней как психологически, так и методологически. Начало учебного года было сложным периодом. Я думаю, если в дальнейшем будут осуществляться подобные широкомасштабные реформы, то сначала их нужно апробировать в отдельных регионах. Это позволит наработать опыт, и уже после этого распространить новую систему на все школы страны. Мы еще не преодолели все психологические и методологические трудности, но следующий учебный год будем начинать в более стабильном положении. Выражая мнение многих наших педагогов и учеников, могу сказать, что новая система позволяет более объективно оценивать знания, умения и стремления к получению знаний у ребенка. Эта система более гибкая, хотя и не новая. В подтверждение могу привести тот факт, что наши вузы многие годы используют практику многобалльной системы оценки знаний поступающих. И это, как правило, ни у кого не вызывало больших трудностей, хотя выпускники приходили из школ, где действовала 5-балльная система. Вузы вводили свою систему, имея на это право. Абитуриенты не жаловались, потому что осознавали, что такая система поможет более объективно оценить их знания.
В школах дети легче перешли на новую систему, чем учителя. Я думаю, что те мероприятия, которые были проведены (методические, организационные, обучающие курсы), позволяют нам уверенно говорить о том, что 12-балльная система уже нормально работает. В этом году мы ожидаем, что 1200 выпускников получат золотые и серебряные медали.
(Для получения золотой медали все годовые, семестровые и экзаменационные оценки должны быть не ниже 10 баллов. Для получения серебряной медали необходимо соблюдение тех же условий, но допускаются две оценки не ниже 8 баллов - "SQ").
Как Вы расцениваете ситуацию, когда при такой системе оценок не бывает второгодников?
Новая система направлена на то, чтобы у ребенка не создавались стрессовые ситуации. Ему не говорят: "ты плохой, ты хуже всех, и поэтому должен еще год учиться". Это совершенно другой подход. Самое главное в школе - это ребенок с его способностями, знаниями и проблемами. Способности и определенные склонности к чему-то есть у каждого ребенка, но их надо найти и развивать. Это гораздо сложнее, чем увидеть явные достоинства и таланты. Не всегда это могут сделать и родители. Новые подходы ставят ребенка в центр внимания всей образовательной системы. Сначала его нужно похвалить за то, чему он научился, что новое узнал и к чему стремится. А потом уже можно говорить: "Вот здесь тебе еще нужно немного поработать, поучиться". Но при этом понятно, что такой подход увеличивает нагрузку на учителя. Учитель должен быть готов и методологически, и психологически заниматься и с теми детьми, которые показали очень слабые знания.
Нынешняя педагогика - педагогика партнерства. Она предусматривает прямой контакт учителя с ребенком, но, с другой стороны, требует от преподавателя умения не преступить ту черту, за которой начинается "панибратство". "Мы партнеры, мы вместе учимся. Я помогаю тебе познавать этот мир, давай это делать вместе", - говорит учитель. При этом ребенок должен помнить, что учитель знает больше, но дает ему простор для творчества, может оценивать и советовать. Раньше в школе были иные подходы. Учителя не виноваты в том, что не могут сразу преодолеть устоявшиеся стереотипы, ведь их так учили, и система подготовки была основана на других принципах. Поэтому перестройка учителя происходит не так быстро. Первые сдвиги уже есть, что очень важно. Новая система требует постоянного обучения: учится ребенок, а вместе с ним - педагог. Это колоссальный труд - и душевный, и физический. Гораздо легче было оставить двоечника на второй год и "сбросить его со счетов". И не потому, что были плохие учителя, а потому, что такой была система.

Означает ли переход на 12-летнее образование то, что школьная программа 11-летней школы "растянута" на 12 лет с незначительными корректировками?
Нет, она не "растянута", а построена на более тщательном подходе к обучению и разработке учебных планов. Дети будут учиться в течение более продолжительного времени и получать такие знания, которыми в будущем смогут воспользоваться. Приведу пример обучения иностранному языку. На это отводится много часов и в средней, и в высшей школе, но, к сожалению, молодые люди практически не говорят на иностранных языках. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Появляются новые технологии обучения иностранному языку, повысилась востребованность его знания.
Хочу отметить, что при реформировании средней школы мы должны помнить об имеющихся очень хороших наработках. Мы учимся на опыте других, говорим об интеграции в европейское пространство, о глобализации образования, о том, что уровень образованности во всех странах должен соответствовать каким-то общим критериям. Но при этом нужно помнить, что у нас есть хорошие традиции национальной школы. Наши школьники всегда получали очень хорошую математическую, физическую подготовку, хорошее базовое образование в целом. Сегодня мы переходим на профильную школу. Это значит, что если у ребенка больше развиты гуманитарные способности - нужно развивать эти способности, если математические - то математические. Мы не будем заставлять ребенка зубрить математику в огромном объеме при его склонности к литературе. Но, с другой стороны, мы должны помнить, что общеобразовательный уровень населения не должен снизиться.

Должны ли в связи с переходом на 12-летнее образование заменяться учебники? И какой уровень обеспеченности ими школ?
Сегодня потребности школ в учебниках удовлетворены на 96%. Заявки на них мы делаем централизованно - в Министерство образования. Если они будут выполнены, то школы области будут полностью обеспечены учебниками. В связи с 12-летним образованием необходимо менять всю учебную базу, а это очень сложно. Конечно же, она будет меняться постепенно. Сегодня дети учатся по учебникам разных годов выпуска. Если эти учебники изданы в 1998 -2002 гг., родители школьников должны будут внести 20% стоимости. Эта сумма не превышает 5-6 гривень. Если же книги более старые, плата не вносится. Для тех родителей, которые хотят и могут купить новые учебники, книги есть в свободной продаже.

Кроме частичной оплаты учебников, должны ли родители вносить какие-либо средства на нужды школы?
Это происходит исключительно добровольно. К сожалению, тех денег, которые сейчас выделяются на содержание школ (для текущего и капитального ремонта, закупки мебели и оборудования) недостаточно. Поэтому мы обращаемся за помощью к спонсорам - организациям и частным лицам, фондам. Этих денег зачастую тоже бывает недостаточно, и приходится обращаться к родителям. Но при этом подчеркиваю, что если родители могут оказать помощь - они ее оказывают, если не могут, то это не значит, что их ребенка не будут учить так, как нужно.

В этом году в школах области был введен ряд новых предметов, в частности, девятиклассники начали изучать "Харьковщиноведение". Насколько эти предметы необходимы и эффективны?
Когда я бывала за рубежом, всегда с завистью относилась к тому факту, что дети и молодежь этой страны с большой гордостью рассказывают о своем родном городе, о какой-либо его достопримечательности. У нас далеко не все дети знают об истории и достопримечательностях своего края. На Харьковщине очень много выдающихся имен и достижений, много славных традиций, уникальных мест, а Харьков - образовательный и культурный центр восточной Украины. Поэтому каждый ребенок имеет основания гордиться своей "малой" родиной. Это не высокопарные слова, это действительно так. Новый школьный курс именно на это и направлен. Конечно, введения одного такого курса недостаточно, но он дает повод для того, чтобы обратить внимание на пробелы в воспитании учащихся и стимул к изучению родного края.
Новый курс дети изучают по учебнику "История Харьковщины", составленному и подготовленному учеными-историками Харьковского национального университета им.Каразина. В программу курса включены и экскурсии по родному краю, и встречи со знаменитыми людьми или их потомками, и знакомство с Харьковом. Развитию этих направлений обязательно будет уделено внимание, хотя их реализация, конечно, связана с трудностями, в первую очередь, финансовыми.

Работа в этом направлении ограничивается курсом для 9 классов?
Нет. Сейчас мы ставим перед собой задачу разработать на основании всех имеющихся в Украине нормативных актов программу проведения воспитательной работы в школах Харьковской области. Она будет содержать не только концептуальные подходы, но и практические рекомендации. В ней воплотятся результаты работы педагогов-новаторов, коллективов лучших школ Харьковщины.
Некоторые предметы, введенные в школах области, например, "Валеология", являются не обязательными, а факультативными. Учебные планы предусматривают возможность введения подобных предметов. Подходы к их изучению требуют научного обоснования. В этом направлении работают и сотрудники Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, и ученые-педагоги харьковской высшей школы. При этом нужно помнить, что учебный план не безразмерен, и нагрузки на детей должны быть сбалансированы.

Как бы Вы оценили уровень работы частных школ?
Все школы, независимо от формы собственности, выполняют государственную задачу - обучение и воспитание детей. Все школы должны придерживаться государственных стандартов и требований. В Харькове сейчас 32 общеобразовательные школы негосударственной формы собственности. Все они получили лицензию на право проведения образовательного процесса. В этих школах обучается около 3,5 тысяч детей. Это около 1% всех школьников области. Начиная с 2000 года, проводится государственная аттестация этих учебных заведений. При этом оценивается уровень подготовки преподавателей, методическое и техническое обеспечение школ. Все эти школы разные. Они, в отличие от государственных школ с устоявшимися традициями, сложившимися коллективами, только начинают жить. Но уже есть такие школы, которые зарекомендовали себя как сформировавшиеся, например, специализированная школа Народной украинской академии, "Старт-школа", "Школа Бойко", "Приватный коллегиум", "Олимп".
Мы планируем со временем разработать рейтинг учебных заведений всех уровней, начиная от средней школы и заканчивая высшей. Мы будем делать это совместно с представителями и управленческих структур, и учебных заведений. В рейтинге будет учтено мнение всех - и тех, кто руководит, и тех, кто учит, и тех, кто учится, и даже родителей. Скажем так, рейтинг должен быть государственно-общественным. Тогда я буду иметь моральное право сказать, что какая-то школа лучше других.

Исходя из чего можно выбрать школу для своего ребенка?
Ко мне часто обращаются с таким вопросом, и я всегда отвечаю: мы готовы и обязаны дать полную информацию о том, какие условия, требования и возможности у каждой школы, но выбирать все же нужно родителям.

Людмила Александровна, в новой должности Вы находитесь недавно. Если можно, расскажите о себе.
Я не харьковчанка, но родилась в Украине. Мои родители окончили харьковский вуз и получили распределение в Россию, в Туапсе. Родители остались жить в Туапсе, но привили мне непоколебимую уверенность в том, что Харьков - лучший город в мире, и лучшие вузы - харьковские. Поэтому я после окончания школы поступила в Харьковский автомобильно-дорожный институт, закончила его, а потом работала в нем. Защитила кандидатскую, стала доцентом, работала на разных должностях. Последняя моя должность в ХАДИ - проректор. Затем в течение 1,5 лет работала проректором в частном вузе - Народной украинской академии. Наверное, это помогает мне понять проблемы как государственного, так и приватного образования. Затем я перешла на работу в Главное управление образования и науки, где работаю уже 6 лет. Основной сферой моей деятельности было высшее образование и наука, но я была первым заместителем начальника, поэтому занималась проблемами и школы, и интеграции всех уровней образования.