- Планируется ли наладить производство двигателей в Харькове?

- Да, такие планы есть. В августе 2005 г. в Минпромполитики прошло заседание коллегии, на котором было утверждено решение о создании в Харькове Научно-технического центра по двигателестроению (НТЦД). Теперь рабочая группа, в состав которой вхожу и я, занимается разработкой положения о создании этого центра. Его задачей будет консолидация научных и технических кадров в сфере моторостроения. Планируется собрать весь опыт, который имеется на ряде предприятий по моторостроению и в вузах страны, в том числе использовать опыт ХКБД в создании двигателей, как танковых, так и народно-хозяйственного значения. С помощью НТЦД предприятиям будет проще создавать, испытывать и сертифицировать тракторные и автомобильные двигатели. В связи с тем, что прекратили работу Государственное специальное КБ по дизелестроению и ХЗТД, в двигателестроении образовалась ниша, которую нужно заполнить. Конечная цель - приступить к созданию нового семейства двигателей, которые будут отвечать современным требованиям и иметь перспективу развития, иными словами - сохранить двигателестроение в Украине.

- Выделены ли на эти цели средства из госбюджета?

- Непосредственно на создание центра деньги не выделяются. Мы боремся за то, чтобы была утверждена программа создания малолитражных дизелей для АПК (программа рассчитана до 2010 г.). Серия двигателей станет базой, на которой начнет развиваться центр, который не может быть виртуальным. Он должен иметь конкретную задачу. Центр будет формироваться позже, с учетом опыта работы в рамках программы создания производства малолитражных дизелей. Будет определена форма объединения предприятий и учреждений в центр, например, - корпорация. Когда мы завершим разработку положения о центре, его должны будут утвердить в Кабмине. Сейчас важно то, что есть программа создания малых двигателей, она прошла согласование в профильных министерствах и подготовлена для подачи в Кабмин для утверждения. В этом году в программе планируется задействовать ХКБД, завод им. Малышева, Харьковский завод тракторных самоходных шасси и ХТЗ. ХКБД - основной исполнитель и мы будем на тендерной основе включать в программу новых участников.

- Производство каких двигателей планируется освоить в рамках программы?

- ХКБД разработало двигатели 17-60 л.с. в 2-х, 3-х и 4-х цилиндровом исполнении для тракторов. Производство двигателей планируется освоить на заводе им. Малышева. Сейчас изготовлены опытные образцы дизелей, которые прошли полный комплекс испытаний. Кроме того, в программе предусмотрена разработка (создание конструкторской документации и опытных образцов) семейства двигателей мощностью 60-120 л.с. Разработанные двигатели соответствуют требованиям по экологии в рамках Евро-2, новые мы планируем создавать с учетом требований Евро-3 и Евро-4. - Почему в качестве ведущего учреждения центра выбрано ХКБД? - ХКБД в этом году будет отмечать 75-летие, имеет множество наработок. В структуре ХКБД есть опытное производство, исследовательские стенды, штат опытных разработчиков, исследователей и расчетчиков. В ХКБД организован филиал кафедры ДВС ХПИ, на базе этой кафедры создан специализированный ученый совет по двигателестроению. В него входят представители предприятий и академических вузов, которые генерируют идеи и имеют высокий научный потенциал. Сейчас необходимо довести до сведения государственных мужей, что новые разработки должны идти именно через ХКБД и этих специалистов. Будет большой ошибкой не использовать этот уникальный опыт, то есть не поручить ХКБД разработки новых моторов, ведь это - последняя возможность сохранить в стране двигателестроение! Чтобы разработать линейку двигателей 60-120 л.с. по меркам развитых стран нужно несколько десятков миллионов долларов и около 7 лет. Если поручить это ХКБД, мы, используя свои заделы, сможем реализовать этот проект за два-три года и не за космические суммы. Нам необходимо осваивать около 5 млн.грн. в год и серия двигателей будет разработана. -

 А что будет дальше с вашей разработкой?


-  Дальше нужны средства для приобретения станков и организации технологических линий на оснащение заводов. Это даст возможность развиваться двигателестроению. Например "Серп и Молот" сейчас выпускает запчасти и узлы двигателей, и заводу обязательно нужна помощь, чтобы он не умер окончательно. Но все должно быть прозрачно. Каждый год мы должны видеть внедрение новых разработок, в т.ч. в сфере энергосбережения, освоения прорывных технологий. Тогда деньги не будут с плачевным результатом уходить на подпитку многих предприятий. Нужно сделать целевые вложения для решения конкретной задачи, а потом приступить к решению другой.

- Кому планируется сбывать двигатели?

- Украина попадает во все большую зависимость от иностранных производителей моторов. Если удастся создать семейство двигателей, которое предлагает ХКБД, мы закроем потребность Украины в моторах для тракторов. Как минимум, это будут моторы и основные комплектующие к ним для отечественных производителей тракторной техники. Основными потребителями двигателей 17-60 л.с. будут ХТЗ и "Южмаш" (Днепропетровск). Есть планы создать на базе тракторного и автомобильный двигатель. У нас есть опытный образец двигателя мощностью 90 л.с., который мы предлагаем для испытания на автомобилях "Газель" и УАЗ. Двигатель получился экономичным. Бензиновый двигатель автомобиля "Газель" расходует 18 л на 100 км, а наш - 12 л. Далее - поставки двигателей для электростанций и силовых установок, катеров, строительных машин, а в перспективе - для автомобиля "Дозор" мощностью 250 л.с. Такие двигатели будут востребованы на автобусах типа "Богдан" (сейчас на этих автобусах установлены двигатели, изготовленные в Японии).

- Где будет размещаться производство двигателей?


- Предприятия, на которых можно разместить производство, еще есть. Самое подготовленное - ГП "Завод им. Малышева". Сейчас это предприятие загружено на 25% и есть производственные площади, которые нужно заполнять, закупая оборудование. С одной стороны будут созданы новые рабочие места, с другой - будет решаться проблема экономической независимости в сфере двигателестроения.

- Как планируете отмечать юбилей ХКБД?


- Сейчас рассматриваем предложения об организации юбилея. Юбилей планируем провести 22 сентября. Это будет общий праздник ХКБД, завода им. Малышева и ХПИ. Все началось в 1931 г., когда перед заводом им.Малышева (тогда это был паравозостроительный завод) была поставлена задача - создать танковый двигатель. Это была сложнейшая задача, ведь танковый двигатель должен быть компактным, мощным и обязательно дизельным. Было создано специальное конструкторское бюро. Специалисты КБ и ХПИ разработали двигатель В2, которым был оснащен танк Т-34. Двигатель прославил нашу двигателестроительную школу. Различные его модификации и сейчас выпускаются в России, на Челябинском тракторном заводе. В двигателе применяются уже новые материалы, совершенствуются детали, узлы, но принципиальная конструкция осталась прежней. В послевоенные годы ХКБД разработало новое семейство танковых двигателей - 5ТДФ, 6ТД, 3ТД. Эти двухтактные турбопоршневые дизели имеют самые высокие в мире показатели удельной мощности с килограмма массы и единицы объема двигателя. Уникальная конструкция этого двигателя позволила создать мощную малогабаритную моторно-трансмиссионную установку, которая совершила техническую революцию в танкостроении. В современном украинском танке Т-84 объем моторного отделения составляет 3,2 м3, в нем применяется двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Таких уникальных удельных параметров кроме нас не достигла ни одна страна. Чтобы не потерять имеющееся преимущество над конкурентами, мы продолжаем совершенствование изделий. Работаем в тесном творческом сотрудничестве - ХКБД, завод им. Малышева и ХПИ. Так что праздник не только у нас, но и у ХПИ, ученые которого разработали научные подходы к созданию двигателей, и у дружественных предприятий, совместно с которыми мы выпускаем двигатели для бронетехники и народного хозяйства. Мы подумаем, как сделать, чтобы праздник стал средством популяризации двигателестроения в Украине и дал новый импульс его развитию.