Старые песни о главном: квартплата и дело против АваковаПрошлая неделя оставила легкое ощущение дежавю: два ее основных события - тарифы квартплаты и уголовное дело, связанное с Арсеном Аваковым, - уже обсуждались неоднократно и даже набили оскомину.

Итак, темой номер один стала ситуация с квартплатой. Несколько дней город лихорадило: вопрос "неужели понизят???" буквально витал в воздухе. Понизили. На сколько именно в процентном соотношении - пока неизвестно: новые тарифы обещают в ближайшие время опубликовать в "Харьковских известиях". Правда, на сколько именно в том же процентном соотношении их повышали, так и осталось загадкой.

Напомним, городская власть Харькова волевым решением с 1 января повысила  квартплату, при этом еще и вывела из нее услугу вывоза мусора: за это теперь надо платить отдельно. По ориентировочным предварительным расчетам, в среднем квартплата для харьковчан подорожала процентов на 50. В отдельных случаях - в два раза, на 100%. Объяснили повышение традиционно: убыточностью предприятий коммунхоза из-за несоответствия тарифов реальным затратам и очень низкой зарплатой их сотрудников.

Харьковчане посокрушались на кухнях и просторах интернета, оппозиция и общественные организации провели пару десятков разрозненных акций протеста, и казалось, что на этом волна противодействия решению мэрии исчерпана. Однако критика прозвучала с неожиданной стороны. Премьер-министр Николай Азаров заявил, что он возмущен тем, что "некоторые руководители органов местной власти допустили повышение с 1 января тарифов ЖКХ в среднем на 8,3%" (на фоне 100%-го повышения эта цифра звучит несколько комично), и что нужно прекратить "этот тарифный разгул". Прекращать разгул в Харькове прибыл лично профильный министр Анатолий Близнюк. Комментируя ситуацию, он высказался в том ключе, что за чистоту в городе надо платить, минимальная зарплата повышается постоянно, поэтому и рост тарифов в целом закономерен, но в Харькове "получился резкий скачок, а это недопустимо". Решение о понижении тарифов исполком горсовета принял стремительно, еще до отъезда министра. Теперь осталось дождаться выпуска газеты и высчитать процент обещанного понижения.

Конечно, чисто экономический вопрос формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги благодаря "изящным" действиям центральной и местной власти превратился в чисто политический. Основная и, пожалуй, единственная причина такой трогательной заботы правительства о населении - приближение выборов. Ничто так не бьет по электорату, как принуждение населения к расставанию с кровно заработанными денежными знаками. Пенсионная реформа уже ударила по рейтингу Партии регионов, поэтому ни резкого повышения тарифов, ни отмены льгот, ни скачков цен власть не допустит. До выборов. После выборов, особенно если они закончатся с устраивающим основную политическую силу результатом, с большой долей вероятности можно ожидать резкого реформирования самых разных отраслей жизни страны.

Конечно, мэрия повышала тарифы, ориентируясь на потребности местных коммунальных предприятий. При этом лично мэр мог чувствовать себя спокойно: в отличие от губернаторов, которых президент может уволить одним росчерком пера, мэрская должность - выборная, и городской голова не подконтролен правительству. Но в ситуации с квартплатой в Харькове Партия регионов в очередной раз продемонстрировала сплоченность рядов и готовность служить общей цели в едином порыве: очевидно, что Геннадий Кернес подчинился именно партийному решению и политической целесообразности. Конечно, кроме идеологических факторов, у партии власти есть и гораздо более утилитарные рычаги влияния на представителей местного самоуправления - например, распределение госбюджетных денег: выделять их именно тем городам, руководство которых пользуется благосклонностью , - чем не метод управления?.. В общем, как бы там ни было, центральная власть продемонстрировала заботу о гражданах, власть местная ее в этом поддержала, и по идее все - и власть, и граждане - должны остаться довольны. Правда, немного волнует чисто меркантильный вопрос, на сколько именно в итоге понижены месяц назад повышенные тарифы. Вроде бы речь идет о снижении квартплаты в полтора раза. Похоже, в этой непростой ситуации власть не растерялась и использовала практически классический прием отвлечения общественного мнения: сначала тарифы повысили почти в два раза, потом – понизили в полтора, и итоговый результат представили ликующим гражданам как удешевление.

Волнует во всей этой ситуации другое. Масса отраслей нуждается в системном коренном реформировании - это становится все очевиднее. Такое реформирование часто предполагает принятие непопулярных решений. Но в погоне за электоральными баллами власть откладывает эти преобразования, загоняя и себя, и страну в глухой угол: от того, что в определенных, особо наболевших, сферах ничего не делается (например, в системе льгот), ситуация не остается неизменной - она ухудшается. Тот же вопрос поднятия тарифов, правда, на газ - одно из требований МВФ. Уж насколько стране нужны эти деньги, кажется, знают все, но руководство не идет на повышение - потому что власть нужна сильнее. Политической воли на принятие непопулярных решений сейчас у власти нет, и это "сейчас" длится уже достаточно долго. И получается, что или когда-нибудь все же придется реализовывать сразу комплекс бьющих по населению мер, или ситуация будет ухудшаться и ухудшаться.

На прошлой неделе стало известно, что прокуратура Харьковской области возбудила уголовное дело по факту превышения служебных полномочий Арсеном Аваковым в то время, когда он работал председателем Харьковской облгосадминистрации. Дело возбуждено по ч. 3 ст. 365 Уголовного кодекса Украины (превышение власти или служебных полномочий, карается лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет). В деле фигурирует все та же земля в районе Песочина. По информации прокуратуры, на документе о выделении земельного участка с незаконно измененным целевым назначением стоит подпись лично Авакова. В начале января прокуратура уже возбудила дело по факту незаконного отчуждения земли возле Песочина, и в этом контексте тоже упоминалось тогдашнее руководство обладминистрации. Почему расследование участия в этом Авакова решили выделить в отдельное производство и почему дело о его служебных полномочиях не возбудили сразу - неизвестно, но факт остается фактом: теперь можно говорить об уголовном преследовании лично Арсена Авакова.

Стоит отметить, что вот то, первое, дело, возбужденное в самом начале года, очень хорошо подготовило общественность к дальнейшему развитию событий. Тогда дела, грубо говоря, против Авакова еще не было, но СМИ буквально взорвались публикациями о его уголовном преследовании. Теперь дело уже есть, но воспринялось это гораздо спокойнее - ситуация перестала быть сенсационной и новой.

Конечно, на информацию о возбуждении уголовного дела отреагировали сам Арсен Аваков и центральная "Батьківщина". Отреагировали традиционно эмоционально и абстрактно: конкретно и по сути озвученных подозрений общественность с этой стороны баррикад, похоже, никаких комментариев не дождется. Центральный аппарат партии в своем ответе весьма пафосно и неправомерно именовал Арсена Борисовича "законно избранным мэром Харькова" и выразил уверенность, что возбуждение этого уголовного дела является прямым следствием "активности Харьковской областной и городской организаций партии в борьбе за освобождение Юлии Тимошенко из-за решетки Качановской колонии". Вряд ли у здравомыслящего человека подобное предположение может вызвать что-то, кроме недоуменной улыбки. О какой активности идет речь, непонятно совершенно. Видимо, под "активной борьбой за освобождение из-за решетки" понимаются немногочисленные и уже даже нечастые пикеты. Когда лично Арсен Борисович в последний раз выступал от имени партии или занимался делами партии хоть на каком-нибудь уровне, тем более - организацией повседневной работы, припомнить непросто. Каким образом возбуждение дела против Авакова, который давно находится за границей, может помешать местной "Батьківщині" продолжать в том же ключе "активно бороться" здесь, в Харькове, - понять невозможно. В общем, даже традиционные уже слова о политических преследованиях прозвучали бы более правдоподобно, чем предложенное "Батьківщиной" объяснение событий.

Отреагировал на ситуацию и сам Арсен Аваков. Его мнение появилось не на сайте местной организации партии, что было бы логично в контексте версии о политической подоплеке событий, а на подконтрольном ему интернет-ресурсе - сайте "Главное". Комментарий был очень шаблонным и коротким - тоже без контраргументов по сути, зато со словами о "политическом давлении на лидера оппозиции в преддверии выборов", хотя реальность недвусмысленно свидетельствует о том, что ни давления нет (или, по крайней мере, не политика является первостепенной), ни оппозиции в контексте выборов в Харькове нет, ни лидера у нее нет... Что бросилось в этом комментарии в глаза - так это манипулирование юридическими понятиями в попытке сгустить краски. Аваков заявил, что в прокуратуру для допроса были вызваны его жена и сын: "Заметьте, вызваны по делу, которое возбуждено по факту, то есть не в отношении конкретных лиц. Таким образом, эти допросы являются ярким свидетельством давления на меня через моих близких". Независимо от того, дело фактовое или в отношении кого-то, в рамках следственных действий могут допрашиваться люди, которые, по мнению следствия, способны пролить свет на ситуацию. И эти слова о давлении - простая подтасовка фактов, призванная вызвать возмущение.

Теперь остается два вопроса. Первый - планирует ли Арсен Борисович возвращаться в Украину и второй - примет ли он участие в выборах? С большой долей вероятности ответ на оба вопроса - нет. Приезжать в родную страну для экс-губернатора уже просто бессмысленно и с субъективной точки зрения опасно: он вполне может лишиться здесь свободы, потому что обвинение в совершении должностного преступления - это не шутка. Тем более, даже сам Арсен Аваков аргументировано свою невиновность не доказывает.

А с потенциальным участием в выборах могут возникнуть исключительно процедурные трудности, причем связанные как раз с вышесказанным. Дело в том, что, согласно закону о выборах, народным депутатом может избираться человек, который в течение пяти последних лет проживает в государственных границах Украины. Конечно, есть формальные моменты - например, скорее всего, Арсен Борисович все еще прописан в Украине и будет апеллировать к этому. Однако то, что его давно нет в стране, общеизвестно. Более того, в ближайшее время его могут объявить в розыск, возможно - в международный. Поэтому ЦИК, ссылаясь на эту норму закона, вполне может отказать Авакову в регистрации кандидатом в депутаты, а суд, в случае попытки оспорить это решение, поддержать Центризбирком и трактовать поездку Авакова за границу как выезд за пределы Украины с целью проживания. Еще одним основанием для отказа в регистрации или для снятия с регистрации является вступивший в силу судебный приговор за совершение уголовного преступления. В свете последних событий такой вариант чисто теоретически тоже может стать препятствием для участия Авакова в выборах, но это маловероятно - в силу временных рамок.

И не стоит забывать, что, сколько бы ни муссировалась версия о заказном характере и политических преследованиях, Арсен Аваков все равно от этой ситуации несет репутационные потери. Он - фигурант уголовного дела, и этот факт не мог не отразиться на результате экс-губернатора, участвуй он в выборах. Другое дело, что без Авакова "Батьківщина", скорее всего, не возьмет в Харьковской области ни одного мажоритарного округа. Ей остается рассчитывать только на результат, набранный по партийным спискам. Рейтинг Партии регионов падает очень стремительно, но при этом рейтинг "Батьківщини", несмотря на активно создаваемый вокруг Юлии Тимошенко ореол мученицы, растет крайне медленно, по некоторым соцопросам – в рамках статистической погрешности. Отсутствие Авакова в период предвыборной кампании тоже сыграет свою негативную роль. С идеологической точки зрения партии нужен не абстрактный, а вполне осязаемый деятельный лидер, а с чисто практической точки зрения для эффективной агитации в такой крупной области, как Харьковская, нужны люди, что предполагает продуманную и системную кадровую политику, и финансовые вливания. Под чьим руководством и за чьи деньги будет проводиться в регионе предвыборная кампания "Батьківщини" и будет ли она вообще, кто понесет перед руководством этой партии ответственность за результаты выборов - пока совершенно непонятно.