"Если в 2004 г. во время президентских выборов народ был заведен, активен, на него можно было воздействовать, то сейчас электорат пассивен, потерял веру ко всему", - заявил 28 октября заведующий кафедрой психологического консультирования и психотерапии ХНУ им. В.Каразина Александр Кочарян во время пресс-конференции "Психология политического выбора".

По словам А.Кочаряна, разочарование народа подобно "разочарованию пятилетнего ребенка, впервые разуверившегося во всесилии матери". "Именно поэтому отличительная черта текущей президентской кампании - воздействие на электорат через подсознание. Никто не объясняет программ нормально, не дает ответа на вопрос, почему же я должен выбирать именно этого кандидата. Возникает ощущение, что вся идеологическая борьба разворачивается на чисто бессознательном поле. Но это характерно для неразвитых обществ и обществ, которые имеют не достаточно рефлексивный, интеллектуальный, культурный электорат", - отметил А.Кочарян.

По его словам, в такой ситуации можно легко играть на идее мессианства. "Агитплакат Владимира Литвина "Только ему можно доверить судьбу" или Юлии Тимошенко "Вона працює" - это примеры ненавязчивого давления. Есть расчет на бессознательную реакцию, заинтересованность, то есть нас просто пытаются надуть. Или плакат "Я вас услышу": спрашивается, кто нас услышит? Это сентиментальность, которая брошена в массы, но на которую уже мало кто отреагирует", - подчеркнул А.Кочарян.

Как отметил доцент кафедры психологии Национального аэрокосмического университета им. Н.Жуковского "ХАИ" Максим Жидко, сейчас наблюдается яркий сдвиг с программ и рациональной аргументации в сторону сознательной или бессознательной идентификации с лидером. "Сегодня уже никто не разбирается в программах. Все ориентируются на то, к какому племени принадлежат. И это отображает общую социально-психологическую тенденцию - жизнь вне идеологической перспективы. К чему мы идем - непонятно. Президентские выборы - это выбор капитана корабля, который непонятно куда плывет", - подчеркнул М.Жидко.

По его словам, сегодня развивается психология временщика: никто - ни избиратель, ни политик - не собираются нести ответственность за выбор, ведут себя так, будто бы они в гостях. "И мне в этом отношении очень импонирует лозунг, с которым   шел на выборы харьковский городской голова Михаил Добкин: "Нам здесь жить". С точки зрения строительства общего будущего, а ведь в этом, по сути, главная роль выборов, - это очень конструктивная идея", - добавил М.Жидко.

Справка "SQ". Избирательная кампания по выборам президента Украины стартовала 19 октября. Центральная избирательная комиссия уже зарегистрировала кандидатами в президенты Украины юриста Олега Рябоконя, лидера "Фронта змін" Арсения Яценюка, председателя парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолия Гриценко, лидера Коммунистической партии, кандидата от Блока левых сил Петра Симоненко, нардепа-харьковчанку Инну Богословскую, председателя Верховной Рады Владимира Литвина, экс-министра экономики Сергея Тигипко, лидера Партии регионов Виктора Януковича, действующего президента Украины Виктора Ющенко.  

Выборы президента Украины назначены на 17 января 2010 г.