В публикациях авторов «НД» мы пытаемся освещать темы с разных точек зрения. Поэтому по следам статьи о причинах жестокости работников правоохранительных органов представляем вниманию читателя иной взгляд.

В Харькове с третьего этажа одного из райотделов милиции выбросился мужчина: не выдержал пыток. У него в двух местах сломан позвоночник, и неизвестно, сможет ли молодой человек когда-нибудь ходить. Милиционеры отрицают, что применяли незаконные методы воздействия.

«До последнего момента не верил, что везут в райотдел и что это милиция»

37-летний мужчина вышел на лестничную площадку взять компьютерный диск у своего знакомого. «Вечером Глебу позвонили, – вспоминает отец Владимир Инютин, – и он вышел на пять минут в подъезд. Через полчаса в нашу дверь позвонили. Когда мы с женой открыли дверь, увидели двух соседок. Они сказали, что «вашего сына какие-то люди забрали!» – мы были просто потрясены. Уже потом мне сын рассказал, что произошло. Он стоял, разговаривал со своим знакомым. В это время с верхнего этажа спустились два человека. Нецензурно спросили, что Глеб и его знакомый тут делают. Сын ответил: «Я здесь живу. Не могли бы вы повежливее разговаривать?» После этого он наклонился, чтобы открыть входную дверь в квартиру, – и получил удар в голову. Затем на Глеба набросились еще несколько человек, повалили и начали избивать. «В квартире, к сожалению, ничего не было слышно, – отец кивает на бронированную дверь, – уже лежа на животе, сын видел, что мимо проходила женщина, она спросила: «Что вы здесь творите?» – «Ничего! Мы из милиции!». Того мужчину, который пришел к Глебу, прижали к стене, но не избивали. А Глеба избили, затащили в лифт, потом долго пытались затолкать в машину, опять-таки избивая. Сын говорит: до последнего момента не верил, что везут в райотдел и что это милиция! По словам соседок, на сотрудников правоохранительных органов эти люди действительно были не похожи. Но жена сразу же позвонила в милицию. Там сказали, что нашего сына к ним не доставляли! Наше состояние было, мягко говоря, шоковое».

Несмотря на сопротивление, на Глеба надели наручники и затолкали в машину. Все это время молодого человека зверски избивали. Глеб утверждает, что уже готовился к смерти. А когда его привезли в райотдел милиции, совсем потерял надежду.

«Пока поднялся на третий этаж РОВД, трижды падал, потому что били и руки были в наручниках, – говорит Глеб. – На просьбу ослабить наручники – у меня до сих пор от наручников следы кровавые – никак не отреагировали. И, когда заводили в кабинет, сказали, что вступят со мной в интимную связь... Но тут я уже терпеть не собирался...»

Молодой человек выпрыгнул в окно третьего этажа – и до сих пор считает, что именно это спасло ему жизнь. Перелом позвоночника в двух местах, переломы позвоночных отростков, травмы головы, шеи, внутренних органов – такой диагноз поставили в больнице. Будет ли пациент когда-нибудь ходить (даже после сделанных ему операций), врачи не говорят. Они, к слову, подтверждают: многие травмы молодой человек получил именно от побоев.

Сами правоохранители факт истязаний отвергают.

«Мне трудно представить...»

«Я инициировал проведение проверки по этому поводу. Ею занималась инспекция личного состава, – говорит помощник министра внутренних дел по правам человека Юрий Чумак. – По результатам этой проверки можно сказать, что есть информация, которая подтверждает: действия работников милиции были не совсем правильными как минимум. Сейчас все материалы переданы для дополнительной проверки и принятия решения прокуратурой. Насколько мне известно, материалы переданы в областную прокуратуру, где открыто уголовное дело по статье 365 («Превышение служебных полномочий»).

Дело возбуждено не против конкретных работников милиции, а по факту. Это значит, что расследование будет продолжаться. Работники милиции утверждают, что никаких методов физического и психологического воздействия к потерпевшему не применяли. Только когда его еще пытались задержать и он сопротивлялся – надели на него наручники. Мне трудно представить, чтобы молодой человек, здоровый и сильный, который не употребляет наркотики, не состоит на учете у психиатра, ни с того ни с сего будет прыгать с третьего этажа. Здесь, как мне кажется, есть еще повод для проведения определенных действий, чтобы выяснить истину в этой ситуации!»

По версии милиции, Глеб был задержан при попытке принять наркотики. По данным экспертизы – следов наркотических веществ в крови пострадавшего не обнаружено. «Мы не поверили в то, что Глеб принимал наркотики, – говорит его мать Любовь Инютина. – У него никогда не было никаких проблем с милицией. Он у меня спортсмен. Человек уважаемый. Его все и дома, и во дворе любят». Матери правоохранители не смогли внятно объяснить, за что же задержан ее сын.

– Когда я приехала в РОВД, я спросила: «Где мой сын? Что вы с ним сделали?» Все опустили головы. А один говорит: «Ваш сын выбросился из окна». Я спрашиваю: «За что его задержали?» – «За наркотики». – «При нем наркотики были?» – «Нет!» – рассказывает Любовь Инютина.

Глеб и его родители намерены сделать все для того, чтобы виновные были наказаны.

«Если все будет решено на национальном уровне, то нет перспектив обращаться в Европейский суд, – уверяет правозащитник Андрей Кристенко. – Если не будет доказана виновность тех или иных сотрудников, то Харьковская правозащитная группа будет поддерживать жалобу на нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В данном случае можно говорить о статье 3 Конвенции «Пытки, жестокое обращение».

Правозащитники уверены, что у Глеба есть все шансы добиться справедливости и компенсации от государства в Европейском суде.