Об инициативе НБП по присвоению Молодежному парку г.Харькова имени Богдана Сташинского

Член совета Харьковской городской организации Национал-большевистской партии Владимир Цимбалюк:

-Я хочу озвучить три темы. Это присвоение имени Богдана Сташинского Молодежному парку и Харьковскому университету внутренних дел, а также установление памятной доски на здании Главного управления СБУ в Харьковской области. Вторая тема - создание национал-большевистского трибунала. И третья тема - о двойных стандартах в вопросах свободы слова.

Богдан Сташинский родился 4 ноября 1931 года во Львовской области. В 20 лет он начал сотрудничать со спецслужбами. В 24 года он был направлен на нелегальную зарубежную работу в Западную Германию. В 27-28 лет он выполнил спецзадание правительства и ликвидировал ряд лидеров украинских националистов и, в частности, Степана Бандеру. Более того, он свою работу не прекратил и после так называемого побега из Восточной Германии в Западную. Мы считаем, что Сташинский - выдающаяся личность. В связи с этим считаем, что страна должна знать своих героев, мы не должны забывать о тех людях, которые боролись за наше светлое будущее. И мы должны в меру наших возможностей сделать так, чтобы о таких людях знали дети, знало какую-то информацию население. Потому что так складывается ситуация, что те герои, которые реально положили здоровье и жизнь за то, чтобы построить это государство, они почему-то не заслужено забыты.

На что бы я еще хотел обратить внимание. Меня очень огорчила ситуация, которая 20 апреля этого года произошла в Харьковском горисполкоме. С таким беспределом я не сталкивался года с 2007-го, когда меня как организатора акции, официально заявленной, не запрещенной судом, до начала акции задержали на ул.Крещатик в Киеве, доставили в райотдел милиции и продержали 12 часов. И после того, как все уже начали разъезжаться с акции протеста против марша бандеровцев, меня выпустили из райотдела.

20 апреля этого года в соответствии с действующим законодательством было подготовлено письмо на имя председателя Харьковской облгосадминистрации (ХОГА) Михаила Добкина, председателя Харьковского облсовета Сергея Чернова и харьковского городского головы Геннадия Кернеса, где мы в соответствии со ст. 34 Конституции Украины информировали, что 21 апреля планируем провести мероприятие по информированию депутатов о нашей инициативе. В канцелярии ХОГА приняли письмо без проблем, в канцелярии облсовета письмо также приняли без проблем. А вот в канцелярии мэра возникли почему-то сумасшедшие проблемы. Дошло до того, что был вызван милиционер, который пытался вырвать у меня из рук видеокамеру, при этом постоянно кричал, что он не официальное лицо, а гражданин Украины, поэтому если он, по его словам, не официальное лицо, то я его не имею права снимать. Я всем разослал видеосъемку, но только два издания ее разместили.

На следующий день, 21 апреля, мы проводили незапрещенное судом мероприятие. И милиция на протяжении 15 минут всячески препятствовала нашим активистам раздавать Обращение депутатам облсовета. Накануне представители горисполкома мне сказали, что они нас "порвут", как кто-то там тряпку. Поэтому мы, предвидя такую ситуацию, изменили тактику проведения мероприятия. Мы договорились, и на раздачу обращений вышли наши девчонки. А для того, чтобы создать препятствия работникам милиции в противоправных действиях, кроме кинокамер, которые были задействованы, девчонки взяли своих детей. И вот девочки со своими маленькими детьми раздавали депутатам обращения. Потому что была "вказівка", что если придут молодые люди, схватить и увезти их, а после десяти выпустить. В итоге депутаты обращения получили, мероприятие было плодотворно завершено.

Мы работаем исключительно в рамках правового поля. Есть такое сложившееся заблуждение, что о всех своих мероприятиях необходимо уведомлять Харьковский горисполком. А горисполком принял свое бредовое положение, которое прокуратура почему-то до сих пор не опротестовала.

Второй вопрос - создание национал-большевистского трибунала. Сейчас у нас в организации обсуждается вопрос создания такого трибунала. Это будет некий прообраз общественного суда, который, мы надеемся, поддержат и другие общественные организации Харьковщины. Этот общественный суд должен будет вести на постоянной основе изучение, сбор материалов о преступной деятельности и бывших чиновников, и нынешних чиновников, для того чтобы мы не только обнародовали их противоправные действия, которые наносят ущерб харьковчанам, но и давали оценку этим действиям. Может, будем "черную метку" вручать, может еще что-то. Пока проект трибунала в разработке.

Третий вопрос - о двойных стандартах. Мне очень обидно, что в Харькове могут свободно действовать нелегализованные в установленном законом порядке общественные организации. Их деятельность освещается в определенных СМИ. Причем сам факт участия в нелегализованных организациях - это уже факт правонарушения. Такие организации свободно доносят до людей свои идеи. А наша организация, которая легализована в установленном законом порядке, даже при наличии решения финансовой составляющей, такой возможности лишена. И нам это показала ближайшая ситуация, которая сложилась с "Форой".

Телеканал "Фора" отказался по идеологической составляющей пускать в прямой эфир данную пресс-конференцию. Эта пресс-конференция должна была состояться еще неделю назад. Сначала ее отложили на один день, потом на два дня, потом был праздник. И вот договорились со "Статус-кво" провести пресс-конференцию в таком формате.

Вопрос: Имел ли Богдан Сташинский прямое отношение к Харькову? И есть ли смысл увековечивать его память именно в нашем городе, поскольку большинство харьковчан даже не знают ничего об этом человеке? Может, стоило бы провести соцопрос среди людей по поводу переименования парка?

В.Цимбалюк:

- Да, действительно, пока мы не располагаем информацией о том, что Сташинский имел какое-либо отношение к Харькову. Но, однако, практика последних двух десятилетий показала, что отличие тех или иных лиц, как правило, не связано с тем, имел ли человек отношение к Харькову или нет. Есть некие идеологические воззрения тех или иных групп харьковчан, которые считают, что тот или иной человек заслуживает, чтобы быть увековеченным в городе Харькове. И они инициируют те или иные мероприятия. Приведу пример.

Тот же Молодежный парк, который, как известно, находится на территории православного кладбища. Там были похоронены выдающиеся люди. Там и сейчас стоит действующий православный храм. Однако это не помешало на православном кладбище поставить незаконно...хочу сразу отметить, незаконно.. камень Украинской повстанческой армии, которая убивала как раз православных украинцев, православных священников. И это не мешает никому.

Мы считаем, что если Молодежный парк будет носить имя Сташинского, который ликвидировал одного из страшнейших бандитов 20-го столетия Степана Бандеру, то таким косвенным методом мы принудим национально сознательную общину убрать с православной территории камень, посвященный бандитам из УПА.

Богдан Сташинский - это уникальная личность. Мы сейчас сделали запросы в соответствующие архивы Российской Федерации на информацию о Сташинском. Он очень в молодом возрасте выполнял серьезные поручения государства.

Игорь Черкащенко:

- Вот по поводу соцопроса. Недавно был ролик, медиа-группа "Объектив" показывала, из которого выяснилось, что у них якобы на форуме проводится такой соцопрос: стоит ли присвоить Молодежному парку имя Сташинского. Но о результатах я пока не в курсе, надо зайти на сайт и посмотреть.

Вопрос: Есть в горсовете комиссия по топонимике. Она целенаправленно занимается переименованием улиц, площадей, проспектов, парков. А вы пытались каким-то образом лоббировать свою инициативу через членов этой комиссии?

В.Цимбалюк:

- 5 апреля от харьковской городской организации "НБП" были направлены по этому вопросу соответствующие обращения к губернатору М.Добкину, председателю облсовета С.Чернову, мэру Г.Кернесу и, соответственно, депутатам облсовета и горсовета. 6 апреля мы пикетировали сессию горсовета. Мы пытались раздать депутатам обращение, которое передали в канцелярию накануне. Депутаты брали эти обращения неохотно. По состоянию на 26 апреля из горсовета никаких писем пока не поступало. Хотя в принципе по закону обращений граждан они в 15-дневный срок должны нам ответить или хотя бы сообщить, что они направили куда-то наше обращение для проработки.

Из города такой информации не поступило. Зато поступила из облгосадминистрации. Из управления градостроительства и архитектуры и из управления внутренней политики и связей с общественностью пришли письма. Так вот, управление градостроительства нас проинформировало, что этим вопросом как раз и занимается соответствующая комиссия по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды, но посоветовали больше работать именно с городской комиссией.

Управление внутренней политики сообщило, что направили наше обращение в управление СБУ Харьковской области, в Харьковский горсовет, в Харьковский университет внутренних дел и в общественный совет при облгосадминистрации. И после получения соответствующих ответов они пообещали проинформировать нас о позиции тех или иных структур.

Мы подождем 30 дней, и если из города не поступит никаких сообщений, будем задействовать в этом направлении органы прокуратуры. Одновременно мы уже начали вести работу с депутатами горсовета, чтобы донести до них эту информацию.

Вопрос: Как известно, семья Сташинского тесно сотрудничала с организацией украинских националистов (ОУН). Фактически он перешел на сторону советских спецслужб, что в принципе было нехарактерно в такой ситуации для него. И, проведя ряд успешных спецопераций по уничтожению лидеров ОУН-УПА, Сташинский в августе 1961 г. перебежал в западный Берлин. Как вам кажется, насколько вообще правильно увековечивать в Харькове имя человека, который дважды был перебежчиком? Знаете, как сейчас у нас переход из одной политической силы в другую - это вполне нормальное явление. Может, здесь можно провести аналогию?

В.Цимбалюк:

- Я бы просил вас не сопоставлять ту политическую проституцию, которая у нас сейчас процветает, и то, что делал агент Сташинский. Когда ему было 20 лет, он учился во Львовском пединституте. В принципе, он подавал серьезные надежды. Он не был реальным перебежчиком. И, я думаю, мы сможем вам представить эту информацию в ближайшие месяц-полтора, когда придут ответы из госархивов РФ. Первый факт очень серьезный - о нем ничего плохого не говорили его бывшие сослуживцы.

Вопрос: Возможно, это просто замалчивание?

В.Цимбалюк:

- Нет, есть другой нюанс. Я считаю, что это на самом деле прокол спецслужбы. Если бы сейчас такое произошло, то, безусловно, Сташинский отбыл 8 лет тюрьмы, он бы с чистыми документами никуда не уехал бы. То есть он бы все равно остался под вечным надзором и т.д., и т.п. Второй прокол советской спецслужбы в том, что они его не осудили. То есть если он находился на службе и сбежал, его должен был осудить военный трибунал. А его не осудили. Это еще одно обстоятельство, которое показывает, что в 1960-е годы это просто прошла операция по легализации одного из своих агентов. То есть для Сташинского была придумана легенда о том, что он здесь не может находиться под контролем КГБ, о том, что он был орудием в руках этого государства. Они сбежали с женой-немкой в Западную Германию, там он сдался властям, рассказал о преступлениях, которые ему никто не мог по большому счету инкрементировать, поскольку все было выполнено чисто. Там он отбыл наказание, получил новый комплект документов и поехал работать дальше в свою страну.

Вопрос: Знаете, 8 лет отсидеть в тюрьме, чтобы легализоваться, тоже как-то странно.

В.Цимбалюк:

- Ему дали восемь лет, а отсидел он четыре года. То есть на самом деле, сейчас все это понимают, была просто легализация агента. Немецкие спецслужбы действовали аналогично. Для того чтобы легализовать своего агента, они могли ему и ногу отрезать, лишь бы он был легализованным. А здоровому человеку отсидеть... и не в нашей же тюрьме, а в их тюрьме... Это нет никаких проблем. Нет доказательств тому, что Сташинский предал свою страну, нету.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что такое национал-большевистский трибунал. Это будет нечто общественного суда, который сейчас проводят общественные организации "Прорвемся" и другие? Кто будет первыми "жертвами" или "подсудимыми" этого трибунала? И когда он начнет свою работу?

В.Цимбалюк:

- Я не знаком с работой организации, которую вы назвали. Мы сейчас только разрабатываем положение и регламент работы трибунала, он должен действовать как постоянный орган. Мы надеемся, что люди нас поддержат морально и информативно. В трибунал будут входить только члены городской организации НБП. Спектр подсудимых трибунала будет широким - от Василия Третецкого (председатель Харьковской областной организации Украинской народной партии - "SQ") до городского головы Геннадия Кернеса. 

Вопрос: НБП в свое время была серьезной организацией в России. Там более 50 политзаключенных за акции прямого действия. Вы планируете проводить какие-то акции прямого действия и т.д.? Есть ли в планах что-нибудь помимо продвижения идеи переименования парка?

В.Цимбалюк:

- Как элемент воздействия на власть акции прямого действия - это абсолютно нормально и правильно. Мы тоже будем их проводить. Наша организация существует с 2003 г. Иногда мы были видны, иногда не были. Но начиная с 2004-2005 гг., мы вообще никакого отношения не имеем к тем людям, которых вы имеете в виду в России. Вы наверняка имеете в виду харьковчанина Эдуарда Лимонова. В 2004 г. Лимонов тоже стал "оранжевым". Мы были у него на съезде, поняли, что он стал прислужником крупного капитала: он отказался от тех идеологических позиций, на которых строилась российская национал-большевистская организация. Мы с того периода однозначно не имеем к ним никакого отношения.

Хочу сказать, что мы перед президентом Украины поднимаем одну инициативу. В частности, харьковская городская организация НБП направила письмо президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой присвоить звание Героя Украины харьковскому разведчику Александру Святогорову-Зоричу. А.Святогоров-Зорич - легендарная личность, он родом из Харькова, был разведчиком, руководил операцией по ликвидации Степана Бандеры. Люди должны знать, что никто не забыт и ничто не забыто. Есть также инициатива по Павлу Судоплатову, который также должен быть отмечен. Он многое сделал в борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Судоплатов руководил партизанскими отрядами на Западной Украине. Он глыба, знаменательная личность.