Неделя долговНа прошлой неделе по распоряжению местной власти в Харькове закончился отопительный сезон. После его окончания и перед началом нового традиционно обостряются отношения между поставщиками газа и предприятиями теплокоммунэнерго. Завершение этого отопительного сезона не стало исключением. "Газ Украины" поручил "Харьковгоргазу" с 19 апреля прекратить газоснабжение тех предприятий тепловой коммунальной энергетики, которые накопили значительные долги. В список крупных должников попало КП "Харьковские тепловые сети", которое задолжало "Газу Украины" 684,6 млн.грн. (уровень оплаты – 47%).

В "Харьковских теплосетях" сообщили, что, несмотря на прекращение газоснабжения, Харьков будет обеспечен горячей водой за счет мощностей ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5. Но проблема долгов остается. Харьковскую область отчасти спасает лишь то, что она не единственная такая: за природный газ, потребленный в этом отопительном сезоне, предприятия теплокоммунэнерго Украины задолжали "Газу Украины" больше 6,29 млрд.грн. Харьковская область в списке регионов-должников занимает одно их первых мест: хуже уровень оплаты только в Днепропетровской, Ивано-Франковской и Кировоградской областях.

Премьер-министр может сколько угодно требовать увольнения руководителей предприятий теплокоммунэнерго и даже отставки губернаторов областей, имеющих самые большие долги, однако проблемы это не решит, т.к. проблема эта системная и вряд ли исчезнет вместе с чиновниками. Причина образовавшей задолженности в том, что коммунальщики не спешили поднимать тарифы для населения. Это и неудивительно: подорожание любых коммунальных услуг в Украине – вопрос политический. До местных выборов повышение тарифов привело бы к падению рейтинга той политической силы, которую представляет правительство. Поэтому до выборов Кабмин особо и не настаивал на подорожании газа для населения. А после плебисцита оказалось, что закручивать гайки, требуя от местных властей повысить тарифы, поздновато: задолженности продолжали расти и достигли огромных размеров. И это несмотря на то, что даже в условиях кризиса и резкого снижения покупательской способности, уровень расчетов населения за газ оставался довольно высоким.

Как будет развиваться ситуация дальше, предугадать несложно. "Нефтегаз Украины" продолжит оставаться заложником политической ситуации: все, что можно выжать из коммунальщиков в части повышения тарифов, будет выжато в этом году, а вот в следующем, когда должны состояться парламентские выборы, о подорожании снова забудут. Если российский газ за это время не подешевеет (а предпосылок к этому нет), то задолженность предприятий ТКЭ в лучшем случае останется той же, что и до повышения тарифов. И это только если новые тарифы полностью перекроют затраты и на покупку газа, и на поддержание в рабочем состоянии сетей. (Кстати, для достижения этой цели правительство пытается разработать единые коммунальные тарифы для всех областей, но вряд ли эта затея увенчается успехом – слишком разные у предприятий затраты.) При худшем варианте развития событий задолженность будет расти: во-первых, возможно, и новые тарифы не покроют затрат коммунальщиков, а во-вторых, уровень платежей населения по ним упадет. И "Нефтегаз Украины" будет продолжать добирать средства, необходимые для расчета за газ с дружественным северным соседом, из государственного бюджета. То есть в конечном итоге все равно брать их из карманов украинцев, т.к. эти деньги могли бы пойти на строительство больниц и дорог, погашение дефицита Пенсионного фонда и вообще на массу полезных дел. Кстати, подобная система существовала в СССР: копеечные платежи населения не покрывали затрат коммунальщиков, и львиную долю брало на себя государство. В том числе и это привело к тому, что советская инфраструктура была, мягко говоря, не столь передовой, как западная: на многое просто не хватало денег.

Итак, с точки зрения власти поднимать тарифы плохо, т.к. население может счесть, что власть к нему несправедлива, и на выборах заменить одну власть на другую. Не поднимать тарифы тоже плохо: рассчитываться за импортный газ приходится за счет средств государственного бюджета, который и без того дырявый. Разорвать этот порочный круг можно только тогда, когда власти будет, в общем-то, все равно, как отреагирует на очередное повышение тарифов население. И как тут не задуматься о практической пользе тоталитаризма?

На прошлой неделе Геннадий Кернес сообщил в интервью, что КП "Горэлектротранс" взяло кредит в размере 70 млн.грн. под 16% годовых. Причем в эту сумму входит задолженность по процентам по ранее взятому кредиту. На вопрос о том, как убыточный "Горэлектротранс" собирается погасить долг, мэр ответил: "Он будет зарабатывать деньги на ремонте и обслуживании подвижного состава. Мы же не отдаем ремонтную базу. К примеру, мы передаем троллейбус в аренду за 1 гривну, но, чтобы отремонтировать его, предприниматель должен заехать в наше депо и заплатить нашему слесарю, который на вес золота". Выглядело бы это логичным, если бы немного раньше в том же интервью Геннадий Кернес не рассказал о том, что на базе четырех депо, которые остались в Харькове, будут созданы четыре коммунальных предприятия "с учетом участия в них частных компаний, которые работают на рынке пассажирских перевозок". Как именно "Горэлектротранс" собирается погашать кредит, если ремонтом подвижного состава будут фактически заниматься другие КП, мэр так и не ответил, спрятавшись за туманной формулировкой о привлечении инвесторов, которые будут "инвестировать деньги в те обязательства, которые взяли на конкурсной основе, в том числе - и в своевременную выплату зарплаты". В общем, слова мэра можно расценивать так: кредит берет "Горэлектротранс", а рассчитываться по обязательствам предприятия будут некие инвесторы. Комбинация выглядит весьма сомнительной.

Правда, банкиры, как правило, в сомнительных комбинациях не участвуют, предпочитая надежное обеспечение обязательств. И такое обеспечение у них уже есть. Еще в феврале прошлого года Харьковский горсовет дал согласие на то, чтобы сумму имущества "Горэлектротранса", которое заложено в банке, увеличить с 50 до 60 млн.грн. Кроме того, в октябре 2009 года, во время очередной забастовки работников "Горэлектротранса", в СМИ просочилась информация о том, что через банк "Актив", который кредитует "Горэлектротранс", сотрудникам этого КП выдается зарплата. В общем, банк "Актив" работает с "Горэлектротрансом" давно и плотно, а потому наверняка хорошо осведомлен о положении дел на предприятии. Учитывая прагматизм банкиров, который является необходимым условием их существования, можно предположить, что "Актив", продолжая кредитовать "Горэлектротранс", рассчитывает получить от сотрудничества с городской властью нечто более весомое, чем идеи о привлечении неких инвесторов.

Учитывая количество скандалов и негативной информации о заводе имени Малышева и даже не будучи специалистом в экономике и танкостроении, можно предположить, что ситуация на этом предприятии, мягко говоря, непростая. На прошлой неделе глубину проблем завода стало возможно измерить в цифрах. В среду, 20 апреля, и.о. гендиректора завода Владимир Мазин заявил, что прошлое руководство предприятия накопило задолженность на общую сумму 561 млн.грн. Наиболее критичными являются долги по коммунальным платежам (36 млн.грн.), зарплате (26,8 млн.грн.), налогам и сборам (в частности, в Пенсионный фонд - 66,8 млн.грн.), а также по кредитам и процентам по ним (113 млн.грн.) и по решениям судов (44 млн.грн.).

Справляться с этими проблемами новое руководство предприятия решило, в том числе, с помощью реструктуризации. Так, по словам первого заместителя генерального директора Леонида Шоломицкого, подразделения завода будут выделяться в отдельные производства как субъекты хозяйственной деятельности со своими балансами. Первым производством, которое получит самостоятельный статус, станет двигательное. Шоломицкий заявил, что сейчас проходит наполнение уставного капитала предприятия, на его баланс передаются оборотные и необоротные активы, и планируется, что уже через месяц двигательное производство заработает как самостоятельная структура. На очереди – производство литейное.

Дробить предприятие на отдельные структуры – странный способ оздоровить его работу. Тем более, это не совсем согласуется с курсом на сокращение управленческого аппарата, который взяло новое руководство. Но вполне возможно, эта "реструктуризация" преследует одну цель: вывести с ГП "Завод им. Малышева" основные фонды этого предприятия, дабы они не достались кредиторам. Ведь кредиторы вполне могут потребовать через суд возврата долгов путем наложения ареста и реализации имущества, что просто похоронит предприятие.

Несмотря на проблемы, руководители завода с оптимизмом смотрят в будущее: по словам Мазина, предприятие загружено заказами минимум на пять лет.