Государство должно привести дома в порядок, чтобы в них можно было организовывать объединения совладельцев многоквартирных домов, и тогда процесс пойдет быстрее, - заявил 25 февраля в эфире радио "Эра" в Харькове депутат Харьковского облсовета (Партия Регионов) Анатолий Номеровский. По его словам, большинство домов эксплуатируются уже длительный срок, и в них нужно многое ремонтировать, например, кровли и коммунальные сети.

"Кроме того, в городе нужно создать специальную инициативную группу, которая бы пропагандировала идею создания ОСМД среди населения. В группу нужно пригласить руководителей лучших ОСМД города, в число которых входит, например, дом по ул.Дмитриевской, 5 (Ленинский р-н Харькова, председатель ОСМД - Юлия Самойлова). Это лучшая организация совладельцев, которая есть в районе, и Ю.Самойлова может рассказать желающим, как и что нужно сделать. А то ведь сейчас даже специальной литературы нет, в которой бы описывался процесс создания ОСМД", - отметил А.Номеровский.

Как отметил депутат Харьковского горсовета (фракция КПУ) Алексей Перепелица, сложность создания ОСМД даже не в том, что нет соответствующей литературы, а крайне низкой покупательной способности граждан. "Допустим, половина жильцов дома – пенсионеры с мизерной пенсией, а остальные вообще, может быть, без работы. И как они будут создавать ОСМД? Сейчас главное, направить усилия на повышение покупательной способности людей", - отметил депутат.

По словам руководителя проекта по энергосбережению Польско-украинской фундации в Харьковской области Вячеслава Гусева, два предыдущих года он руководил проектом оказания международной технической помощи громадам Харьковской области. "Я убедился, что проблема даже не в покупательной способности. Ведь деньги предлагали международные организации, а от громад требовалось только организоваться для софинансирования. Проблема заложена в менталитете населения, которое только и ждет, что кто-то придет к ним и сделает все, чтобы было хорошо жить. А мировые прогнозы говорят о том, что услуги ЖКХ не будут дешеветь, не произойдет этого и в Украине. Так что люди должны понять, что выход один - самим объединяться и устраивать свою жизнь. Устанавливать, например, счетчики, которые в два раза сокращают потребление тепла, а значит и коммунальные расходы", - отметил В.Гусев.

Как отметил президент Харьковского автоклуба Олег Колесник, В.Гусев очень понятно объяснил с точки зрения культуры Европы, что нужно сделать, чтобы платить меньше. "Но речь идет о ситуации в Украине. Автомобилисты часто могут видеть зимой свободный от снега участок шоссе – значит, под ним пролегла теплотрасса. Кто же будет оплачивать эти огромные теплопотери? Они не станут меньше, если даже на каждый дом поставить счетчик. И сейчас жильцы платят за услуги с учетом этих потерь, и дальше будут платить. Ничего не изменится", - отметил О.Колесников.

Как отметил депутат облсовета (фракция партии "Сильная Украина") Андрей Моченков, в других странах жилищно-коммунальная сфера является для инвесторов желанной областью. В Харьковской области есть целый ряд объектов ЖКХ, в которые можно инвестировать и развивать эту сферу. "Но проблема в том, что область нужно заинтересовать в привлечении инвестиций в сферу ЖКХ: оставить на местах те средства, которые будут сэкономлены в результате таких инвестиций. Эту проблему нужно решать на общегосударственном уровне", - отметил А.Моченков.

Справка "SQ". 25 февраля в Харькове прошло ток-шоу "Коло запитань", в котором приняли участие депутаты обл- и горсоветов, политологи, экономисты, представители общественных организаций.

Количество объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в Харьковской области за 2011 г. планируется увеличить на 120 (сейчас в области 455 ОСМД). В 2010 г. было создано 69 объединений, за январь 2011 г. - 22 объединения.

В 2010 г. на инвестпроекты по переоснащению и капремонтам домов ОСМД в области было выделено и освоено 3,7 млн.грн. Средства выделялись из стабилизационного фонда госбюджета в рамках программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 гг. для домов, сданных в эксплуатацию до 1 января 1989 г.