райнин, интервьюПредседатель Харьковской ОГА Игорь Райнин рассказал о главном сопернике Кернеса, о том, когда зарегистрируют Оппоблок, а также о своей дальнейшей карьере в интервью Depo.ua.

- Как Вы можете охарактеризовать подготовку Харьковской области к будущим местным выборам?

- Она идет по графику. Абсолютно все мероприятия, согласно Закону "О местных выборах", на сегодня выполняются. Мною подписано распоряжение о соответствующей рабочей группе, которая будет обеспечивать процедуру проведения выборов. ЦИК сформировала абсолютно все территориальные избирательные комиссии на территории Харьковской области. Идет нормальный процесс. Планируется, что в течение 5-6 дней территориальные комиссии утвердят округа для выборов в областной и городской совет, то же сделают районные комиссии. После этого начнется процесс выдвижения кандидатов на конференциях политических партий, будет осуществляться регистрация. После регистрации кандидатов начнется то, что принято называть избирательны процессом.

- Комитет избирателей Украины внес город Харьков в перечень городов, где ожидаются проблемы на выборах: использование админресурса, подкуп избирателей и другое. Как упредить эти моменты?

- Я бы очень взвешенно относился к каким-то комментариям в целом. Не даю им оценку, потому что сколько людей, столько и мнений. Комитет избирателей - уважаемая общественная организация. Безусловно, в крупных городах всегда борьба достаточно напряженная. Я неоднократно говорил, что в Харькове еще ни один кандидат мэром легко не становился.

К сожалению, как в украинском, так и в харьковском политикуме определенное противоборство не всегда честное. Мы со своей стороны сделаем все для того, чтобы выборы были честными. Понятно, что будет много спекуляций на эту тему, потому что те, кто не видит для себя перспективы или проигрывает, чтобы не выпадать из политикума, наверняка будут что-то говорить и как-то себя проявлять.

Безусловно, город Харьков по ряду факторов интересен для обсуждения: и в силу поляризации взглядов, и в силу географического положения. Поэтому я бы разделял высказываемые мнения и ту работу, которую мы сейчас будем проводить вместе с городской территориальной комиссией каждый в своих полномочиях. Я сделаю все возможное, чтобы выборы были прозрачными, честными и понятными, независимо от результатов. Сам процесс я имею в виду.

На своей встрече в субботу (12 сентября, - Ред.) с госпожой Нулланд, заместителем госсекретаря США, я высказал пожелание, чтобы количество международных наблюдателей на местных выборах в Харьковской области было больше, скажем так, чтобы они были вообще. Не существует в мировой практике правила на местные выборы направлять большое количество наблюдателей. Для того чтобы снять все вопросы, я попросил рассмотреть такую возможность, и обращусь еще и к другим международным организациям.

Не могу сказать, готовы ли международные организации услышать мою просьбу, потому что, повторюсь, нет такой практики, и деятельность наблюдателей требует финансирования со стороны международных организаций, но мы будем просить об этом. Все будет делаться - это не просто слова - для того, чтобы особенно на территории города Харькова выборы в городской совет и выборы мэра города Харькова были понятны, прозрачны. Безусловно, будут люди, которые будут говорить, что все было нечестно, кто-то будет говорить - все честно. Но здесь нужно будет руководствоваться исключительно фактами и Законом.

- Почему БПП до последнего момента тянул с объявлением фамилии своего кандидата на должность мэра Харькова?

- Не думаю, что тянул. Выдвижение кандидатов начинается с 21 сентября и продолжается до 2 октября. Поэтому слово "тянуть" можно употреблять, если бы мы об этом объявляли в октябре или, как положено, на конференции, которую мы планируем провести в конце сентября. Тогда бы я согласился со словом "тянул".

Но я понимаю, о чем вы говорите. Могу сказать, что при определенных электоральных предпочтениях людей на территории области необходимо объединение демократических сил, нужно отбросить и личные, и политические амбиции.
Я обратился с предложением ко всем политическим организациям. Речь идет о том, что сама общественность должна выдвинуть единого кандидата. Как это происходило на самом деле? Очень плохо. Первый круглый стол провел мой заместитель по партии Виталий Маляренко и передал диалог одному из общественных активистов. Как я видел процесс: будет обозначена какая-то дата, придут люди, которые хотят участвовать в избрании единого кандидата в мэры, определят критерии, по которым они будут избирать, возможно, пригласят политические партии коалиции, о чем говорилось в моем обращении. А произошло следующее: каждый захотел быть первым, привел свою группу поддержки, ни одну политическую партию коалиции не пригласили, подняли руки. Все!

Несмотря на это, я с каждым местным руководителем партии коалиции разговаривал относительно единого кандидата. Буду крайне корректен: одна партия, которая позиционирует себя демократически, сразу сказала: мы не можем, мы будем выдвигать своего кандидата, у нас команда из Киева.

- "Самопомощь"?

- Я всегда, в отличие от оппонентов, корректен. Я никого не буду называть, потому что это был наш если не секретный, но приватный разговор. Это было бы некорректно.

Отсюда сложилась ситуация. Можно быть либо вместе, либо не вместе. В такой ситуации БПП не может не участвовать в избирательной кампании. Это было бы нечестно. Мы были логичны, мы выдвинули руководителя городской партийной организации.

Много сейчас в прессе пишут, какой Давтян нехороший. Это значит, что он мешает интересам. Причем, если внимательно перечитать оценки, если сложить статьи разных изданий, то вы увидите, что предложения одинаковые. Я считаю, что Давтян очень правильно поступает, что не реагирует. Все рассудит 25 октября и конкретные результаты.

Каждый сейчас претендует на второй тур, каждый понимает, что максимум, на что может сейчас рассчитывать, - второй тур. Во втором туре ситуация может быть разная. Александр Давтян и "Блок Петра Порошенко "Солидарность", кто бы что ни говорил, какие бы рейтинги ни рисовал, на сегодня среди демократических сил - лидеры. Естественно, рейтинг партийный и рейтинг Давтяна будут друг друга подтягивать, и выльется в нормальные цифры для выхода во второй тур. Могу сказать, что Александр Давтян прожил определенную жизнь, и он был в процессе различных событий. События двадцатилетней давности сейчас можно оценивать по-разному, но он много сделал в своей жизни. Он вместе со мной был как депутат областного совета в оппозиции, а это было из 136 человек 16 депутатов от "Батьківщини" и 3 от "Фронта змін". Наши рабочие места в областном совете были рядом. Я знаю его позицию. Он в хорошем смысле упрямый и с позицией - это тоже факт.
Мы долго думали над кандидатурой и решили быть логичными: руководитель городской партийной организации и должен идти на выборы. Городская организация проведет конференцию и официально выдвинет по процедуре, дальше совет областной организации утвердит, затем это решение утвердим центральной радой партии и на конференции, которая будет в конце сентября, я думаю, это будет 24-26 сентября, мы утвердим эту кандидатуру.

- Вы говорили, что обсуждалось несколько кандидатур, кого БПП мог выдвинуть в мэры Харькова. Сейчас можете назвать этих людей?

- Я бы не хотел. Могу сказать, что это люди популярные достаточно, не бизнесмены и не общественные деятели. Они - госслужащие. Мы понимаем, что выборы выборами, а идет сложный процесс работы в исполнительной власти  - это и вопросы, связанные с непростой осенью в смысле обороны нашего региона, это и непростое вхождение в зиму. Это хорошие менеджеры, я просто не могу их отпустить в избирательную мэрскую кампанию. Это потребовало бы серьезного отвлечения от основной работы.

- Кандидатура нардепа от БПП Михаила Кобцева рассматривалась? В свое время он утверждал, что Вы в целом не были против этого.

- Я в целом был не против. Вопрос только в стартовых рейтингах. Я к Михаилу с большим уважением отношусь, он действительно патриотически настроенный человек. Это факт. С непростым характером, это тоже мне очень нравится. Но, мне кажется, что нужно ему повысить уровень узнаваемости, чтобы реально претендовать на второй тур, а дальше - на победу.

- Где принималось окончательное решение о кандидате от БПП на пост мэра Харькова?

- Это наша инициатива. И здесь я абсолютно искренен. У меня тоже непростой характер. Не всегда возможно что-то навязать в таком объеме. Мы действительно хотели единого кандидата. Если бы это был человек мало мне знакомый, но поддержанный всеми, БПП как лидер среди демократических сил и как президентская сила поддержал бы его. Дальше просто вопрос логики. Я, безусловно, говорил о своих намерениях центральному руководству партии. Оно не имеет каких-то возражений.

- Есть мнение, что Харьков "сливают" под Кернеса...

- Я думаю, что те, кто это говорит, пусть пойдут и выиграют выборы. Всегда должен быть обоснованный разговор. В чем сливают? Кандидаты не те? Любой кандидат будет звучать как "не тот". И Кернес же "не тот" кандидат. Назовите "того" кандидата! Все "не те". Возможно, так и есть, и до идеала, конечно, далеко, предела совершенству любого человека нет - это мое мнение. Но это же как раз, к сожалению, и особенность харьковского политикума - все "не те"!

Я думаю, что во втором туре, когда все политические силы однозначно должны будут заявить, кого они поддерживают - "А" или "Б", мы увидим, кто "сливает".

- Вы уверены, что будет второй тур в Харькове?

- Я говорю о действующей системе, она предполагает два тура, но если будет 50%+1, тогда второй тур не проводится. Я думаю, что да, будет.

- Соответствует ли действительности информация, что на некоторых округах в Харьковской области БПП и "Відродження" согласовывают кандидатуры, чтобы на одном округе не сошлись сильные кандидаты?

- Опровергну самой нормой закона. Это домыслы. Сама норма закона не предполагает конкуренции двух людей в округах. Норма закона, которая, по моему мнению, требовала более глубокого обсуждения, предполагает конкуренцию между коллегами по партии, но в разных округах. Поэтому согласовывать округа просто нет смысла. К тому же, это разные электоральные слои. Поэтому сам тезис здесь невозможен. Грубо говоря, человек в округе может занять второе, третье место и быть депутатом, потому что он не конкурирует с конкурентом по округу, а конкурирует со своим коллегой.

- Какие у Вас сейчас отношения с Кернесом? Есть ли политический диалог? Предлагали ли вы ему сотрудничество?

- Я сразу сказал, что независимо от фамилии губернатора и мэра, губернатор и мэр должны сотрудничать в хозяйственных вопросах. Город Харьков - составная часть Харьковской области. Поэтому мы не можем оставить город Харьков на самотек. Хотя, конечно, де-юре это возможно: местное самоуправление и все остальное. Что касается политики, то нет, у нас нет никаких политических договоренностей. Это правда. Конечно, если называть политикой, когда я настойчиво, публично рекомендовал Харьковскому городскому совету не быть отдельной структурой и поддержать решение Верховной Рады и областного совета о признании России агрессором, тогда это да. Это была моя жесткая позиция, публично высказанная до голосования, а не после.

- Какое у Вас взаимоотношение с нынешним министром внутренних дел Арсеном Аваковым, который, как считается, курирует Харьковскую область?

- Я в хороших, добрых рабочих отношениях с Аваковым. Мы с ним были вместе в оппозиции с 2010 по 2014 год в Харьковском областном совете. Он много здесь работал, он был 5 лет губернатором, естественно, что остались и люди, и понимание процессов.
Я крайне горд тем, что на сегодня харьковчане занимают ключевые позиции в Киеве. Ложкин Борис Евгеньевич, глава администрации, Полторак Степан Тимофеевич, министр обороны, который 13 лет проработал в Харькове и мы его считаем харьковчанином, и он себя считает харьковчанином, Аваков Арсен Борисович, министр внутренних дел. Глава АПУ, министр обороны и министр внутренних дел - ключевые позиции сегодня в стране. Такого никогда не было. Это говорит о том, что харьковчане на сегодня востребованы. У меня одинаково хорошие рабочие отношения и с Ложкиным, и Полтораком, и с Аваковым, и с другими харьковчанами, которые работают на других должностях. Это помогает делу. Это создает здоровый, хороший лоббизм в хорошем плане, в плане продвижения идеи и конкуренции регионов.

Добавлю ответ относительно Авакова и Ложкина. Могу сказать, что мне ни одного руководителя, ни одного заместителя, ни одного главу РГА из Киева не навязывали. А по рабочим вопросам эти люди участвуют, и мы им благодарны за это.

- Пытается ли в жизни региона участвовать экс-губернатор Михаил Добкин?

- Он народный депутат, он лидер областной организации партии "Оппозиционный блок", я сейчас не готов сказать, насколько он юридически оформлен как лидер, но, по крайней мере, себя так позиционирует. Конечно, они ведут работу со своим электоратом. Я считаю, что все партии должны иметь равные возможности для участия в выборном процессе в законодательном поле. Я разговаривал с основными политическими силами и четко им сказал, что я приемлю любые политические взгляды, и власть здесь никому мешать не будет, это неправильно. Но политические взгляды должны быть в рамках Украины. Все, что будет вываливаться и пытаться нарушить территориальную целостность, создать какую-то ауру или обстановку нелюбви к Украине, мы будем пресекать. Это карается законом.

- Будет ли зарегистрирована Харьковская областная организация партии "Оппозиционный блок"?

- Надутая изначально история со стороны "Оппозиционного блока". Любая политическая организация должна быть крайне заинтересована, чтоб их регистрация прошла по правильным, хорошим в юридическом смысле документам. Облорганизация БПП с третьего раза была зарегистрирована. Это рабочий процесс, в этом ничего такого нет. "Самопомощь", "Відродження" - тоже не с первого раза.
"Оппозиционный блок" подал документы, им сделали определенные замечания, такого же уровня, как и БПП, и другим, но люди отказались исправлять, пошли в суд. Судебный процесс же начат не Управлением юстиции, не третьими лицами. Они пошли в суд, потом из суда забрали документы. Подали жалобы на Управление юстиции о неправомерных действиях, и сами же их отозвали.

В итоге они же опять подали в Окружной суд города Киева. Я решение, искренне говорю, не видел, не понимаю, что они просили и что принял суд. У меня был разговор с начальником Главного управления юстиции Юрием Георгиевским, он сказал, что, по его мнению, по мнению Министерства юстиции, это решение требует апелляции. И сегодня апелляция на решение киевского суда находится в апелляционному суде города Киева.

Мы никоим образом не перечим "Оппозиционному блоку". Никто не создавал никаких клонов, никто никакими грязными механизмами не пользовался. Мое предположение, что у "Оппозиционного блока" нет огромного желания участвовать в избирательной кампании. Если бы было огромное желание, они проводили, хотя бы фоновую рекламу. Вы же видите, в Харькове ничего нет. То есть они, оказывается, и не собираются этого делать.

Второй момент: вместо того, чтобы взять и подготовить нормально документы, они создают вокруг этого много волнений. Я предполагаю, что тот же Добкин обещал в Киеве 50-60%. По крайней мере, в его словах такие реляции были. Но мы же понимаем, что таких процентов нет, учитывая, что есть "Відродження" и другие партии.

- Не будет ли эта ситуация основанием для "Оппозиционного блока" говорить, что выборы в Харьковской области нелегитимны?

- Говорить всегда можно. И будут говорить, особенно те партии, которые не наберут то, на что рассчитывают, те партии, которые проиграют. Планы же у всех большие. Если каждый расскажет, на что он рассчитывает, если мы соберем планы всех партий, то это порядка 350%.

Конечно же, каждый, кто не доберет, скажет, что его обманули. Такая специфика не только украинского политикума, но и общества. Я думаю, что говорить будут. Но, а в чем проблема, если они будут зарегистрированы, то смогут участвовать. Все равно будут говорить, что им кто-то что-то мешал и не давал. Всегда оправдание можно найти.

- Что больше интересно для БПП в Харькове: мэрское кресло или городской совет?

- Мэр города и городской совет очень тесно взаимосвязаны. Политику и позицию мэра всегда во многом будет определять городской совет. Такого городского совета, как был эти 5 лет, уже не будет. Это очевидно. Будет другая ситуация, будут определенные депутатские группы, которые будут объединяться. Здесь абсолютно очевидно, что такого явного большинства в три четверти не будет ни у одной политической силы. Поэтому здесь мэру любому и любому составу городского совета придется сотрудничать. Мы в этом вопросе не выделяем главного. Для нас приоритет - это областной совет, городской совет, мэрская кампания и, безусловно, выборы в районных советах не будут брошены на самотек. Местные выборы - самые сложные, потому что большой объем, начиная от сельских советов, которые тоже избираются. У нас около 500 местных советов.

- Вас не интересует должность в Кабинете министров?

- Банален буду, ваше право верить или не верить - я, если бы совсем мыслил категорией должностей, из Киева, из должности замглавы Администрации Президента, из спокойного Киева, не вернулся бы в февральский Харьков. Малого того, по чиновничьей иерархии должность заместителя главы Администрации Президента гораздо более престижная.
Моя семья живет в Харькове, поэтому я приехал сюда и вернул с собой семью, которая со мной переезжала в Киев. У меня отец в Харькове живет, инвалид второй группы. Мама похоронена в Харькове. Это родная для меня территория.

Но я буду ровно столько здесь, сколько буду ощущать, что нужен региону, и, конечно же, как определит Президент Украины. Я - государственный служащий с достаточным стажем, где государство определит, там и буду работать. Это как военная служба. Офицер и командир части не определяют, где служить. Это нормальный процесс, это не отсутствие каких-то амбиций или еще чего-то еще.

Сегодня я полностью погружен в проблемы Харьковской области. Очень непростая осень в плане обороны. Очень непростая. Ту базу, которую россияне заявили, что будут строить весной, они ее будут строить. Это психологическое давление, но они ее будут строить в 30 километрах. Поэтому все непросто.

- В контексте обороны области интересует, когда начнется строительство "Европейского вала" на границе с Россией?

- Что касается областной администрации, все выполнено. А касается это в том числе земельных участков, которые в 50-метровой зоне. Мы готовы технически поддержать строителей. Наши строители уже имеют опыт возведения 31 взводного опорного пункта в Донецкой и Луганской области, это наибольший объем который построили регионы. Но за сам проект отвечает Кабинет министров и Государственная пограничная служба Украины. За ними эта реализация, а мы готовы в любой момент поддержать. На Кабинете министров этот вопрос рассматривался. Я знаю, что называются новые сроки начала работ, буквально неделя-две. Но, еще раз говорю, "Европейский вал" - это проект Кабинета министров, мы здесь в помощниках.

- Возможно, Вы хотели на что-то обратить внимание, о чем я не спросил?

- Много политических спекуляций, провокаций будет. Началось с того, что Райнин - агент СБУ, потом Яценюк в Чечне воевал. Все это смешно. Скажу одно, много будет провокаций. В том числе мелких.

Людям тоже нужно быть внимательнее, замечать, когда им циничное вранье "вешают на уши". Допустим, бигборды по всей стране, люди идут в сельсоветы, горсоветы, а обещают контрактную армию. Причем здесь сельский или областной совет к контрактной армии? Это циничный обман граждан. И таких примеров много.

Каждая каденция совета все слабее и слабее по качеству депутатов. Но вопрос же не только к депутатам, но и к обществу. Позволяют. Позволяют "повесить лапшу". В это сложное время и журналистика должна быть ответственной и эту шелуху, отсекать.