19 ноября президент Украины Виктор Ющенко посетил Харьков. Глава государства открыл в Харьковской области Мемориал памяти жертв Голодомора 1932-1933 гг., принял участие во Всеукраинском уроке памяти, посвященном 75-й годовщине Голодомора, ознакомился с ходом подготовки города к проведению матчей финальной части чемпионата по футболу Евро-2012 и посетил харьковский "Турбоатом".

Тема Голодомора, пожалуй, была главной темой визита. Но приезд главы государства и его видение голодомора как геноцида никак не повлияли на высказывания альтернативной точки зрения на проблему, которая если не доминирует, то очень влиятельна на востоке Украины. 21 ноября в Харькове прошла международная научно-практическая конференция "Голод в СССР 30-х годов: исторические и политические оценки". На конференции российский историк, специалист по проблемам массового голода Виктор Кондрашин заявил: "Иосиф Сталин не планировал Голодомор, значительная часть ответственности за голод в СССР лежит на местном руководстве Компартии". По его словам, главной причиной Голодомора 1932-1933 гг. стала непродуманная аграрная политика сталинского режима и неблагоприятные климатические условия в те годы. В ходе конференции были продемонстрированы 69 рассекреченных документов из архива ФСБ России, в частности, переписка Сталина с местным руководством Компартии, которая свидетельствует о том, что Сталин был против вывоза из Украины зерна в том количестве, которое предлагал Косиор (тогда – первый секретарь КП(б) Украины). А после того как голод в Украине стал очевидным фактом, в страну наоборот начали завозить хлеб и организовывать продовольственную помощь для детей, сообщается в документах.

Конечно, были на конференции и политические высказывания. Открывая конференцию, народный депутат-харьковчанин (фракция Партии регионов) Дмитрий Шенцев заявил: "Преступно пытаться посеять раздор между народами России и Украины, спекулируя на теме Голодомора". А принимавший участие в работе конференции посол России в Украине Виктор Черномырдин отметил: "На теме Голодомора нельзя строить политику: это несправедливо и негуманно по отношению к погибшим и живым. Не политики должны давать оценку Голодомору, а ученые". Дмитрий Шенцев сообщил, что резолюция конференции будет разослана президентам и правительствам всех стран бывшего СССР, пострадавшим от голода 30-х гг., с просьбой не политизировать эту трагедию, а объединить усилия в ее изучении, чтобы "найти историческую правду о Голодоморе".

Проведенная научно-практическая конференция и относительно небольшое количество людей, принявших участие в чествовании памяти жертв Голодомора, свидетельствуют о том, что идея геноцида украинского народа никогда не станет объединяющей нацию в силу своей спорности. Более того, судя по отношению к проблеме харьковских политиков, тема геноцида украинского народа служит скорее разделяющей, чем объединяющей общество.

Но вернемся к визиту Ющенко. Пожалуй, нигде президента не ждали так, как на харьковском "Турбоатоме". На предприятии работает более пяти тысяч человек с разными политическими взглядами, но Ющенко ждали все, и банальное "посмотреть на президента" совершенно ни при чем. Дело в том, что Виктор Ющенко две недели назад буквально спас завод от очередной волны рейдерских атак, причем сделал это в ответ на просьбу трудового коллектива.

С мая прошлого года коммерческие структуры, подконтрольные российскому бизнесмену Константину Григоришину, не оставляют попыток получить оперативный контроль над ОАО "Турбоатом". Кабинет министров Украины со своей стороны усложнил ситуацию, пытаясь выставить 75% акций завода, принадлежащих государства, на продажу. Виктор Ющенко тогда согласился с руководством завода в том, что такое стратегически важное для Украины предприятие продавать нельзя, и ветировал Указы Кабмина о приватизации госпакета акций "Турбоатома".

Стоило утихнуть разговорам о возможной приватизации "Турбоатома", как грянул гром. 17 октября Кабмин принял решение о передаче корпоративных прав на управление государственным пакетом акций ОАО "Турбоатом" из Фонда государственного имущества Министерству промышленной политики.

27 октября в связи с решением Кабмина состоялось собрание трудового коллектива завода, на котором руководство предприятия четко обозначило ситуацию. И на собрании, и на проведенной позже пресс-конференции директор завода Виктор Субботин обрисовал четкую схему, по которой действовали рейдеры, лоббируя передачу корпоративных прав на управление государственным пакетом акций "Турбоатома" Министерству промышленной политики. Схема была простой и убедительной: олигарх Константин Григоришин спонсирует Компартию Украины, которая, в свою очередь, традиционно имеет влияние на Минпромполитики. Эта схема была подкреплена документами, фото- и видеоматериалами рейдерских захватов завода, которые не оставляли сомнений в том, что именно КПУ стоит за попытками Григоришина получить контроль над заводом, а решение Кабмина от 17 октября являлось, по сути, продолжением рейдерских атак на "Турбоатом".

Трудовой коллектив завода направил Виктору Ющенко письмо, в котором изложил свою позицию. Президент на письмо отреагировал и уже 29 октября приостановил действие п.1 распоряжения Кабинета министров Украины от 17 октября 2008 г. о передаче корпоративных прав на управление госпакетом акций ОАО "Турбоатом".

19 ноября в ходе посещения "Турбоатома" Виктор Ющенко подтвердил неизменность своей позиции, заявив: "Мы никому и никогда не отдадим ОАО "Турбоатом". По словам президента, "во многих странах работают турбины, произведенные в Харькове, и спрос на продукцию завода уникальный".

Интересно, что не смотря на то что директор "Турбоатома" Виктор Субботин является председателем Харьковской облорганизации Соцпартии и никак не может быть назван человеком, близким Виктору Ющенко, президент активно и последовательно защищал "Турбоатом" от поползновений рейдеров. Помогая руководству завода сохранить предприятие в руках государства, Виктор Ющенко ведет себя не как политик, а как государственный деятель. Факт этот примечателен, так как украинский политический олимп изобилует политиками всех мастей, но настоящих государственных деятелей там практически нет.

Война застройщиков с ГАСКом (Государственный архитектурно-строительный контроль) приняла на прошлой неделе еще более удивительные формы. Отгремели заявления и пикеты, и для застройщиков настало время эпистолярного жанра. А ГАСК, похоже, перешел к активным "полевым" действиям.

Итак, в прошедшую пятницу появилась информация о том, что харьковские застройщики подписали два письма: одно было адресовано министру регионального развития и строительства Василию Куйбиде, а второе – сотрудникам областной инспекции ГАСКа. В первом письме застройщики пожаловались на то, что "репрессивные действия" со стороны харьковского ГАСКа и "Укргосстройэкспертизы" переросли в "войну", потребовали отставки руководства этих учреждений и заявили о готовности продолжать акции протеста.

Есть в письме министру еще один интересный момент. Застройщики жалуются, что "компанию МКДУ вызывают в Киев на заседание лицензионной комиссии ГАСК" (именно так в тексте – "вызывают компанию"), где, по мнению авторов письма, МКДУ лишат лицензии "по формальным поводам, сфабрикованным чиновниками Харьковской областной инспекции ГАСК". Кроме того, в письме идет речь о "безосновательно предъявленных ГАСКом штрафных санкциях" в адрес компании "Финансово-строительная группа". Интересно, что застройщики почему-то не стали засорять сознание профильного министра ненужными подробностями и не указали суть претензий ГАСКа к этим компаниям.

В письме, адресованном сотрудникам ГАСКа, застройщики посетовали на то, что "к руководству областной инспекции ГАСК сегодня пришли некомпетентные люди, бизнесмены, приватизировавшие государственные должности с целью личной наживы".

Ситуация, мягко говоря, ненормальная. Представьте, что Вас ограбили на улице, и Вы, вместо того чтобы идти в милицию с заявлением, собираете пресс-конференцию на тему "Бандитский произвол в Харькове" и пишете министру МВД гневные письма. Харьковские застройщики ведут себя примерно также. Ведь если нарушается закон, то необходимо обращаться в соответствующие органы. Зачем созывать пресс-конференции, устраивать пикеты и писать письма, полные гневных, но общих фраз? Правда, в СБУ застройщики все же обратились. Но обратились как-то странно: они провели совещание с начальником Харьковского облуправления СБУ Андреем Мухатаевым, тот пообещал разобраться в ситуации, и, собственно, все. Где заявления в милицию, прокуратуру и СБУ о вымогательстве взяток и превышении должностных полномочий? Возможно, эти заявления существуют, но застройщики явно предпочитают вести борьбу с чиновниками не в юридической, а в публичной плоскости. Вероятно, дело в том, что нарушения, на которые указывает ГАСК, действительно имеют место, а потому идти официальным путем застройщикам крайне невыгодно.

Эту версию косвенно подтвердили сами строительные компании, которые почему-то разоткровенничались в письме сотрудникам ГАСКа: "Мы, конечно же, не святые, у каждой компании есть недостатки, мы подчас допускаем какие-то нарушения существующих (и тоже далеко не безупречных) норм, но мы всегда прислушивались и подчинялись всем разумным требованиям и замечаниям с вашей стороны". Есть в этой фразе нечто очень странное: речь идет не о "законных", а о "разумных" требованиях. Наверное, до начала конфликта с ГАСКом "разумность требований" оценивали сами застройщики. Теперь, кажется, их обеспокоенность становится понятна. Непонятно только, почему бы застройщикам не сосредоточить усилия на борьбе с "небезупречными" нормами вместо того, чтобы бороться с руководством ГАСКа. В конце концов, не будет там Протаса, занимающего должность начальника отдела в cеверо-восточном регионе Управления контроля за объектами строительства в районах и городах Харьковской области, – появится кто-то другой, кто также легко сможет превратить ГАСК в инструмент для давления на застройщиков.

Впрочем, ГАСК тоже не стал в этот день, 21 ноября, образцом здравомыслия. На строительной площадке ООО "Перспектива" по ул.Героев Сталинграда в Харькове появились неизвестные, которые представились сотрудниками инспекции ГАСК и заблокировали въезд на стройплощадку миксеров с бетоном.

Как заявил гендиректора "Перспективы" Станислав Нестеренко, неизвестные вели себя крайне неадекватно и бросались под колеса миксеров. "В результате того, что был нарушен технологический процесс заливки перекрытий 11-го этажа строящегося здания, компании нанесен ущерб в размере 500 тыс.грн.", - заявил С.Нестеренко.

ГАСК выдает разрешения и контролирует работы, но никак не должен блокировать строительство, засылая своих сотрудников "не пущать" бетономешалки на стройплощадки. Если у ГАСКа есть претензии к качеству – можно обратиться в суд, который вынесет соответствующее решение. В этом случае появление на стройплощадке сотрудников ГАСКа необязательно: обязательно появление судебных исполнителей и при необходимости – сотрудников милиции. В общем, ГАСК вслед за застройщиками окончательно стал на тропу войны - беспощадной, абсурдной, а главное – полузаконной.