Новое старое время, тендер на телепередачи и уход первого вице-губернатораНа прошлой неделе Верховная Рада, приложив немало усилий, вернула Украине так называемое зимнее время. В конце октября страна снова переведет часы, хотя еще месяц назад казалось, что манипуляции со стрелками остались в прошлом. Напомним, в сентябре парламент уже занимался эти вопросом - и отменил переход на зимнее время. Быстро, решительно и не терзаясь сомнениями. Почему это было сделано? По всей видимости, потому, что буквально за несколько месяцев до этого от перехода на зимнее время отказалась Россия. В Украине вопрос целесообразности перевода стрелок тоже обсуждается давно, но до голосования в сессионном зале никогда не доходило. Но в сентябре, видимо, решив, что могущественный сосед и "старший брат" плохого не посоветует, народные депутаты отважились на радикальный шаг и сказали свое решительное "нет" переводу часов.

Но тут оказалось, что все не так просто. Во-первых, именно зимнее время, которое пытались отменить, ближе к астрономическому времени Украины. До того, как два раза в год начали переводить часы, страна всегда жила по зимнему времени, а летнее было введено, чтобы максимально эффективно использовать длинный световой день, который бывает в конце весны и летом. Кроме того, оставшись на летнем времени, Украина несколько дистанцировала себя от большинства европейских стран, которые будут дважды в год переводить часы, как и раньше. То есть Европа стрелки переводит, Украина - не переводит, за счет этого получается "плавающая" разница во времени, что требует как минимум постоянного пересмотра графика транспортного сообщения.

Однако больше всего за возвращение зимнего времени боролась Западная Украина. Летнее время в зимние месяцы означает для Закарпатья, Львова и Ивано-Франковска начало светового дня в 9-10 утра. Медики считают это вредным, а министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога охарактеризовал решение депутатов как шаг против здравого смысла, попытку отменить законы природы и пренебречь наукой.

В итоге в парламенте появился новый законопроект - о возврате зимнего времени. Не с первой попытки, но его приняли. Через неделю страна переведет часы, а Кабмин должен решить, как жить дальше - всегда по зимнему времени или переводить часы и впредь, - и вынести это решение на суд Верховной Рады.

Вся эта на первый взгляд смешная, а на самом деле грустная история о попытке установить в Украине порядок исчисления времени очень наглядно продемонстрировала две проблемы. Первая - люди, призванные заниматься законотворчеством, то есть в значительной степени определять порядок жизни в стране, в своей деятельности вполне могут не обратить внимания на здравый смысл. Или как минимум не принять во внимание весь спектр возможных последствий тех или иных решений, не взвесить плюсы и минусы. По всей видимости, отмена зимнего времени в сентябре вслед за Россией объясняется "политической целесообразностью", а возврат к зимнему времени не с первой, а со второй попытки, но в тот же день, без широкого обсуждения, - простой дезорганизованностью депутатов.

Стоит обратить внимание еще вот на что. Перевод часов, в отличие от большинства законодательных актов, принимаемых в парламенте, касается не кого-то выборочно, а вообще всех граждан Украины. При этом обществу никак не объяснили необходимость и целесообразность ни первого решения депутатов, ни второго. Ладно бы оно было одно, но два взаимоисключающих... В итоге власть из-за некоторой поспешности и очевидной нелогичности своих действий имеет репутационные потери, которых легко можно было избежать. А люди воспринимают эту ситуацию со снисходительными улыбками.

На прошедшей неделе опять напомнил о себе телеканал "Фора". Когда на многострадальной "Форе" сменилось руководство, стало понятно, что канал в эфир вернется, но будет другим. На прошлой неделе топ-менеджмент канала собрал пресс-конференцию, на которой рассказал о своей новой редакционной политике. Во-первых, и.о. гендиректора "Форы" Виктор Мозговой представил нового программного директора канала. Им стал Нисон Ройтман, известный в городе в основном своей радикальной позицией по отношению к бродячим животным и программой о ЖКХ.

Ройтман рассказал о желании сделать обновленную "Фору" "общественным и народным телевидением". Для этого, по его словам, будет создана сеть "общественных корреспондентов", что позволит предоставлять зрителю более конкретную и объективную информацию. Созданию действительно народного ТВ, видимо, должна поспособствовать практика приглашения харьковчан в студию. Именно они, отметил Ройтман, станут "главным действующим лицом канала", а традиционные для ТВ спикеры будут отчитываться перед ними о проделанной работе. Чем общественные корреспонденты отличаются от корреспондентов обычных, работающих в любом СМИ, и почему полученная ими информация будет более объективной, Нисон Менделевич не пояснил.

Однако основное ноу-хау, которое намерена внедрить "Фора", - это отбор программ на конкурсной основе, проведение так называемых тендеров. Оставив в стороне вопрос о том, кто в Харькове мог бы стать судьей такого отбора, то есть адекватно и профессионально оценить что-либо как потенциально успешный телепродукт, стоит отметить, что в самой по себе идее конкурсного отбора ничего плохого нет. В конце концов, конкуренция - это один из факторов развития. Однако в данном конкретном случае, скорее всего, проведение тендеров не приведет к какому-либо прорыву, появлению в программной сетке канала продуктов качественно иного уровня. По той простой причине, что им неоткуда взяться. Скорее всего, к участию в конкурсе будут заявлены уже готовые проекты обычного для Харькова уровня. Безусловно, появление новых интересных идей возможно. Но для их превращения в качественно иной продукт не в последнюю очередь нужны деньги, причем деньги немалые, и конкурсная комиссия в этом вопросе никак не поможет. А желания спонсоров вкладывать деньги в масштабные харьковские телепроекты пока не видно. Да и откуда ему взяться, ведь даже если та или иная передача будет однозначно лучшей на "Форе", причем с большим отрывом, ей все равно будет очень тяжело стать прибыльной в силу общего невысокого рейтинга канала.

Кроме того, вряд ли проведение конкурсов приведет к тому, что на "Форе" появится контент, неожиданный, так сказать, с идеологической точки зрения. Раньше канал был подконтролен оппозиционным структурам, теперь ситуация радикально изменилась, и это изменение и является залогом возращения канала в эфир. Поэтому общая концепция обновленной "Форы", пожалуй, достаточно предсказуема.

Виктор Мозговой еще раз пообещал, что буквально к середине ноября "Фора" вернется в эфир, поэтому уже достаточно скоро станет понятно, к чему привела идея проводить тендеры для отбора программ. Эта идея, кстати, противоречит тому, как поступают многие игроки телевизионного рынка зарубежных стран. Ведь по логике все должно быть с точностью до наоборот: не создатели того или иного телепродукта должны участвовать в конкурсах, пытаясь таким образом попасть в эфир. А каналы вынуждены бороться за качественный контент, в том числе – покупать программы, потому что именно высококлассный контент может сделать канал рейтинговым.

Отдельно на пресс-конференции был затронут вопрос о том, какие новости можно будет увидеть на "Форе". Неоднократно говорилось об "АТН", Мозговой в ответ напомнил о тендерах и рассказал, с какими новостными службами он уже провел переговоры с прицелом на сотрудничество. Как и следовало ожидать, "АТН" среди них не оказалось. А вообще, весь этот разговор о новостях лишний раз продемонстрировал тот факт, что с такой редакционной политикой, как сейчас, "АТН" не найдется места в харьковском эфире.

И закрывая тему масс-медиа – еще одна новость. На прошлой неделе достаточно известный в городе журналист Сергей Потимков в пресс-центре "STATUS QUO" презентовал новый проект – харьковское интернет-телевидение (сокращенно – ХИТ). Презентация больше напоминала не мероприятие для СМИ, а встречу старых друзей и врагов: ответов на серьезные вопросы почти не было, зато было много ностальгических воспоминаний, стихов, лозунгов и пикирований (иногда тоже в стихах). По сути было сказано, что новый ресурс не будет всецело политическим или социальным, а отразит "жизнь во всей ее полноте". Однако очевидно, что прежде всего этот проект является попыткой создать своего рода идеологическую альтернативу местному телевидению. Один из его организаторов, вечно протестующий журналист Андрей Войцеховский, так и сказал в своем блоге на новом ресурсе: мол, "наши каналы – "Фору" и "А/ТВК" - закрыли, поэтому мы уходим в интернет".

Новый ресурс – это пока, конечно, вообще не телевидение, а сайт, на котором собран видеоматериал. Станет ли он полноценным интернет-телеканалом – покажет время. Тут многое зависит не только от креативности и упорства его создателей, но и от финансирования. Вопрос о том, кто же спонсирует новый проект, остался на пресс-конференции без ответа. Однако главному спонсору оппозиционных СМИ, Арсену Авакову, любые масс-медиа, очевидно, уже не очень интересны: ситуация с каналами это продемонстрировала достаточно наглядно. Кто мог бы достаточно явно симпатизировать проекту Потимкова и при этом системно и регулярно помогать деньгами – неясно.

И второй момент. Возможно, все обстоятельства действительно сложатся очень благополучно для создателей нового проекта, и ХИТ сможет стать некой идеологической альтернативой местным телеканалам. Однако узнают ли об этом те, для кого затевается проект, - пользователи? Нет. В основном потому, что массово люди все же смотрят обычные телевизоры. И даже прямые эфиры в интернете по количеству зрителей, а значит, и по популярности пока что никак не смогут конкурировать с телеканалами.

На прошлой неделе первый заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации

Владимир Бабаев был избран ректором Харьковской национальной академии городского хозяйства. Он подавал свою кандидатуру на конкурс, за него проголосовал коллектив, и теперь дело только за решением Министерства образования. Можно не сомневаться, что кандидатуру Бабаева утвердят.

Слухи об увольнении одного из вице-губернаторов ходили по городу давно, но то, что речь идет о Владимире Бабаеве, все равно оказалось неожиданным. Его характеризуют как человека дела. И то, что с 1998 года Владимир Бабаев был вице-мэром, а потом вице-губернатором, несмотря на несколько смен центральной власти в стране, - лишнее тому подтверждение. Скорее всего, причина ухода Бабаева с должности зама губернатора в том, что в январе ему исполняется 60 лет, а это граничный возраст для госслужащего.

В ближайшее время Харьковскую облгосадминистрацию ждут кадровые перестановки. Сейчас, если не считать уже почти ушедшего Владимира Бабаева, у Михаила Добкина – шесть замов: Виталий Алексейчук, Валентин Дулуб, Евгений Савин, Юрий Сапронов, Василий Хома и Игорь Шурма. Во-первых, кто-то из них станет первым заместителем председателя ХОГА. А во-вторых, еще в начале года было анонсировано сокращение вице-губернаторов в рамках второго этапа административной реформы. У большинства глав регионов Украины должно остаться по три заместителя – первый зам, просто зам и заместитель – руководитель аппарата. У губернаторов областей, принимающих Евро, - еще заместитель по вопросам Евро (правда, эта должность, вероятно, через пару месяцев после чемпионата тоже будет сокращена).

Так что двое из нынешних замов лишатся своих кресел. Кто это – с уверенностью сказать нельзя. Пожалуй, спокойно может себя чувствовать Игорь Шурма. Он – человек, пришедший в областную власть по личному приглашению Михаила Добкина, кроме того, имеет хорошую репутацию в своей сфере. В активе Валентина Дулуба – огромный управленческий опыт, полученный на разных должностях. Юрий Сапронов известен желанием работать и смелыми масштабными проектами, правда, ни один из этих проектов еще не реализован. Виталий Алексейчук недавно был отстранен от руководства областной рабочей группой по вопросам рационального и эффективного использования земель, вместо него назначили Василия Хому. Земельный вопрос для области сейчас крайне актуален, поэтому такое кадровое решение может быть показательным. За Евгением Савиным нет ни громких неудач, ни каких-либо известных инициатив, поэтому говорить о его перспективах сложно. Как бы там ни было, в ближайшее время ситуация должна разрешиться.