Технических фальсификаций на парламентских выборах 2012 года, скорее всего, не будет, поскольку в новом законе о выборах достаточно детально прописана процедурная часть. Об этом  в ходе круглого стола на тему "Новый закон о выборах: игра по новым правилам" в пресс-центре информагентства "STATUS QUO" заявила харьковский политолог Юлия Биденко.

"У меня есть опыт работы тренером для членов избирательных комиссий, и я могу сказать, что многие вопросы, которые были проблемными для участковых и окружных комиссий, в этом законе разрешены. Например, появились понятия "документация", "деловодство", "доказательства". Лучше прописан механизм обжалования, лучше прописана работа со списком избирателей. Поэтому технических фальсификаций не будет", - заявила Ю.Биденко.

"Слабая сторона закона в том, что он бестолков настолько же, насколько бестолкова наша политическая система в целом. Но его сильная сторона - процедурная: процедуры прописаны очень подробно. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что будут какие-то массовые фальсификации. Может быть, у кого-то хватит ума обойти ограничения, которые прописаны в законе, но я не могу предположить, как можно обойти вопрос смены места голосования, который очень детально прописан, вопрос формирования комиссии или отзыва членов комиссии. Эти вопросы очерчены очень подробно. Мне кажется, что фальсификаций не будет в том понимании, в каком они были раньше - катание избирателей по разным участкам на автобусах и т.д. Закон этих возможностей не дает", - заявил политический обозреватель Денис Азаров.

"Фальсификаций не будет. В этом законе намного лучше прописаны юридические процедуры, в нем есть принципы, задекларированные Европейским союзом, учтены рекомендации Венецианской комиссии. Этот закон расширяет права избирателя - достаточно только привести пример с голосованием за пределами страны: теперь такие граждане будут иметь возможность проголосовать за пределами Украины не только за партии, но и за мажоритариев", - заявил начальник юридического отдела Харьковской облорагнизации Партии регионов Артур Мартин.

"Идея фальсификаций – это основная идея технологов Виктора Ющенко в 2004 г., когда априори, еще до выборов говорилось о том, что они будут сфальсифицированы. Несмотря на это, сумасшедших нарушений тогда не зафиксировали. По моему глубочайшему убеждению, самая большая фальсификация 2004 г. – это третий тур голосования. Если вы ожидаете от нас как от политической партии ответа на вопрос, будут ли выборы фальсифицированы, от себя лично могу сказать: я ни разу не принимала участия в фальсификации выборов, хотя являюсь членом Партии регионов с 2001 г.", - заявила начальник идеологического отдела облорганизации Партии регионов Виктория Юрченко.

"Мне очень смешно, когда Партия регионов говорит о том, что не будет фальсификаций. Они идут на выборы с таким законом, чтобы обязательно доминировать. Приведу один пример: формирование избирательных комиссий на две трети остается за парламентскими партиями. Например, партии, входящие в блок НУ-НС (там было 9 партий, а сейчас уже 16-18 партий, названия которых никому ничего не говорят), имеют гарантированное право включения своего члена в комиссии, а другие политические силы - такие, как "Свобода" или кандидаты-мажоритарии, - имеют право участвовать в жеребьевке. И только от воли случая зависит, попадут эти люди в комиссию или нет", - заявил лидер облорганизации ВО "Свобода" Игорь Швайка.

"Мой опыт работы в парламенте говорит о том, что невозможно написать закон, который можно нарушить без уголовного преследования. Это иллюзия, что такой закон можно создать. Но минимизировать это можно, если активность общества и политических партий будет высока, если мы будем участвовать в формировании участковых комиссий, если мы подберем людей", - заявила первый секретарь Харьковского обкома Коммунистической партии Украины Алла Александровская.

"Что касается возможности фальсификаций – вопрос не в законе: тут я согласен с Аллой Александровной - любой закон можно обойти. Ну и что, что процедурная часть закона хорошо прописана? Во всех законах о выборах у нас была предусмотрена процедура пересчета голосов. И что?" - заявил доцент кафедры конституционного права Национального университета "Юридическая академия им. Ярослава Мудрого" Федор Вениславский.

По его словам, главные проблемы, которые остались в законе, – норма о возможности одних и тех же кандидатов баллотироваться и по округам, и по спискам. "Это прямое нарушение конституционного принципа равенства, и  Конституционный суд давал однозначное заключение, что эта норма нарушает конституционный принцип равенства", - отметил Ф.Вениславский.

Кроме того, в законе осталось положение, согласно которому может быть приостановлено действие лицензии того или иного СМИ или временно запрещена его деятельность в случае вынесения решения суда о том, что это СМИ нарушило закон о выборах. "Понятно, что это может быть использовано для того, чтобы лишить определенного кандидата его медийного ресурса. Я согласен с Игорем Швайкой по поводу формирования избирательных комиссий: контроль за комиссиями получат парламентские партии. Еще процедура формирования округов - так называемая "нарезка". Во всем мире юристы и политологи знают, что эта процедура может быть использована для предоставления преференций определенным политическим силам", - отметил Ф.Вениславский.

Справка "SQ". Верховная Рада 17 ноября приняла закон о выборах народных депутатов. Закон предлагает установить на парламентских выборах пятипроцентный проходной барьер и смешанную (пропорционально-мажоритарную) систему, при которой 225 депутатов избираются по пропорциональной системе по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий, а 225 депутатов - по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах. Кроме того, законопроектом устанавливается, что избирательные блоки участия в выборах не принимают. Согласно закону, право выдвигать кандидатов в депутаты имеют партии и граждане путем самовыдвижения. Избирательная кампания длится 90 дней. Согласно закону, в избирательных списках больше не будет графы "против всех".