Генетик Е. Гречанина: Каждый человек должен хотя бы раз в жизни посетить генетика

Как вирусы могут навредить человеку на генетическом уровне, что нужно делать, чтобы украинцы рожали здоровых детей, и каковы перспективы генной инженерии? Об этом в программе "STATUS QUO" рассказала директор Харьковского специализированного медико-генетического центра Елена Гречанина.

- Елена Яковлевна, правда ли, что вирусы серьезно влияют на наш организм именно на генетическом уровне?

- Вы знаете, между человеческим организмом и всем живущим на Земле существует определенное взаимодействие, поэтому я бы говорила не о наносимом вреде, а просто о взаимодействии вируса и человеческого организма. В последнее время вообще удалось установить, что наша ДНК - на 99% вирусная ДНК. Это значит, что в процессе эволюции вирусные организмы сыграли определенную роль в становлении человека как такового. Сегодня вирусы являются теми частями живого, с помощью которых специалисты-генетики пытаются развить введение человеку здорового гена с целью лечения. Мне бы не хотелось, чтобы люди думали, что вирусы - просто наши враги. Они имеют право на жизнь, как и все на Земле, у них есть своя природа и своя предназначенная роль. Другое дело - вирусы, которые приобретают агрессивный характер и становятся нашими врагами. К сожалению, сегодня никто не может ответить на вопрос, как это происходит. По-видимому, действуют своеобразные законы эволюции. Но когда в процессе эволюции вирусы преобразуются и становятся нашими врагами, они наносят вред. Так вот когда человек переболел ОРЗ, вирус внедряется в те или иные органы, выделяет токсины, следом затрагивает какой-то орган, он начинает работать неправильно, и тогда снова выделяются токсины. В таком случае человек переносит тяжелое гриппозное заболевание. Но вирус имеет определенный цикл развития. Проходит какое-то время, те же семь дней, вирус уходит, и процесс как будто замолкает.

- Вирус уходит навсегда?

- Нет, он может навсегда замолчать, но он обязательно войдет в ДНК! А наша ДНК состоит из множества генов. Но в человеке также много генетического мусора - того, что накопилось в процессе эволюции.

- Почему мусор? Это ненужная информация?

- Нет, эта информация полезна для ее исследования, но она не работает в данный момент, поэтому ее называют мусором. А вирус встраивается в работающие гены. Если вирус сядет рядом с так называемым промотором, или усилителем, то промотор сразу начнет работать. Это все равно, что мы с вами включили бы дополнительный свет, и в ответ на зажженный свет кто-то из присутствующих может прищурить глаза, потому что не переносит такого яркого света. Так и здесь получается. Рядом с промотором сидит какая-то мутация. Мутация - это изменение строения ДНК, она - это наша плата за эволюцию, потому что мы живем в разных условиях, и организм и ДНК должны приспосабливаться. Есть такие мутации, которые называются мажорные, - они тут же вспыхивают и начинают работать. И неожиданно у человека появляются новые жалобы: вроде бы уже полгода прошло после вирусной инфекции, но человек начинает чувствовать себя плохо, когда съест какой-то продукт, или перегрузится физически, или после стрессовой ситуации. И постепенно развивается заболевание, которое не сразу распознается врачами. А не распознается оно, потому что начиналось, например, с болезни глаз, а потом присоединилось сердце, потом со стороны почек что-то появилось. В традиционной медицине человек сначала идет к окулисту, потом к терапевту, потом к нефрологу. Завязывается клубок проблем, которые часто требуют много времени на их решение.

- Что же тогда делать? К какому врачу обращаться?

- Сначала должен быть лечащий врач в поликлинике. А если ничего не помогает, а беспокоит несколько болезней сразу, то человек должен идти к нам. У нас хорошие взаимоотношения с медиками Харькова и области. Они уже знают, когда можно направлять к нам.

- Получается, побочные действия вирусных инфекций предугадать нельзя?

- Побочные действия вирусных инфекций предугадать можно. Стресс и перенесенный вирус - это факторы, которые вызывают работу молчащих до сих пор мутаций. Чтобы узнать, что именно угрожает после перенесенного вируса, необходимо хорошенько изучить свою родословную. И если в семье повторялись раковые заболевания, диабет, нарушения обмена жиров, сердечно-сосудистые заболевания и т.д., то человек должен понять и осознать, что это его генетический фон, его информация. В последнее время появляется все больше пациентов, которые говорят, что у них в роду были случаи рака грудной железы: люди опасаются, что этот ген может заработать. Сегодня можно определить ген предрасположенности человека к разным болезням и избежать этих предрасположенностей можно. С этой целью мы открыли онкогенетический центр по анализу родословных и по анализу гена предрасположенности.

- Елена Яковлевна, насколько опасен вирус "калифорнийского" гриппа и каковы его возможные последствия?

- В первую очередь, все зависит от самого заболевшего - от того, как он себя ведет, как все воспринимает, - а также от генетических особенностей пациента. Безусловно, один человек переносит заболевания легче, другой, например, с иммунодефицитом, - тяжелее. Также многое зависит от врача, к которому обратился больной, и от готовности общества помочь больному. К сожалению, мы видим, что во всех случаях тяжелого протекания болезни, вызванной новым вирусом, обязательно есть ошибки. Если человек позволяет себе неделю сидеть с признаками ОРЗ, заниматься самолечением, а только потом обращается к врачу, а врач не совсем адекватно оценивает ситуацию - это страшно.

Очень хорошо, что в этом году мы много говорили о профилактике гриппа, хотя, конечно, со значительным опозданием.

- А какие профилактические меры могли быть эффективными?

- Начать можно с того, что мы неправильно носим маски. Маска на улице - это абсолютно ненужная вещь, а вот в метро маску одевать целесообразно. Но при этом человек должен помнить, что он будет несколько раз поправлять маску, а вирус остается на руках. Еще одна профилактическая мера - рациональное питание: это картофель, соленья, квашеная капуста, в которой огромное количество аскорбиновой кислоты. Человек должен получать достаточно витаминов. Но народ иногда все трактует по-своему. Например, сказали, что чеснок полезен, - и все стали есть чеснок. В результате гастритов стало гораздо больше. Не надо есть чеснока больше, чем ты можешь съесть, к тому же с ним можно делать ингаляции. Семьям советую тереть на терке хрен: да, супруги плачут, но это замечательные слезы, потому что хрен дает колоссальный дезинфицирующий эффект. В тарелке можно оставлять порезанный лук - не надо его есть, пусть выветривается в помещении. И, безусловно, должна быть чистота во всем.

- Среди профилактических мер Вы не назвали ту, которую сейчас часто рекомендуют с экранов телевизоров, - вакцинацию. Насколько она эффективна?

- Мир проверил эффективность вакцинации, но все равно это очень сложная проблема. Во-первых, прививку нужно делать вовремя, во-вторых - качественно. Делать прививку во время вирусной инфекции, болезни - это неправильно.

Кроме того, прежде чем делать прививку, нужно изучить свою генетическую основу. Бывают случаи, когда у ребенка после вакцинации появляются судороги, развивается эпилепсия, а когда начинаешь анализировать, кто виноват в этой ситуации, получается, что виноваты все. Прежде всего, мама должна знать все потенциальные опасности, которые могут угрожать ее ребенку. Например, мамы детей, у которых после прививок развивалась эпилепсия, не знали, что у их родственников - определенные сердечно-сосудистые заболевания . А эта информация является для генетика основанием, чтобы дать отвод прививке. Мы столкнулись с тем, что у некоторых людей, которые применяют гормональные контрацептивы, вдруг открывается тромбоз. Он возникает по одной причине - человек не знал, что в его семье кто-то умирал от тромбов, инфарктов, инсультов, страдал варикозным расширением вен. Гормональные контрацептивы абсолютно противопоказаны при такой истории семьи.

- Наверное, в каждой семье есть родственники, которые страдали наследственными заболеваниями. Получается, каждая семья должна прийти к вам в центр?

- У граждан США распространен вопрос, который молодые задают друг другу перед свадьбой: посетил ли ты генетика? То есть люди развитых стран понимают, что один раз в жизни обязательно нужно посетить генетика, нарисовать свою родословную, вспомнить родственников и получить генетическую консультацию. И тогда человек будет знать, чего именно ему в жизни следует опасаться.

- 20 ноября во всем мире отмечается День ребенка. По данным ООН, ежегодно 11 млн. детей умирают, не дожив до пяти лет, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями. Вы участвуете в выездных обследованиях детей нашей области. Скажите, какие заболевания выявляются чаще всего, насколько они сложны?

- Сейчас одна из самых распространенных причин болезни и смерти детей - муковисцидоз. Это заболевание, при котором в клетки неправильно проникают натрий и хлор. Такие дети еще внутриутробно начинают болеть, рождаются уже с заворотом кишечника, воспалением легких. Муковисцидоз - очень распространенная болезнь: у нас где-то 1 человек на 2 тысячи носит в себе ген предрасположенности к ней. Если ребенок рождается с муковисцидозом, значит, родители были носителями этого гена. В бытовых условиях можно выявить признаки этой болезни - например, целуя ребенка, можно ощутить, что он соленый.

- Это заболевание излечивается или нет?

- Сейчас весь мир работает над методикой лечения этого заболевания. Есть люди, которые страдают муковисцидозом, но им уже более 35 лет и они живут полноценной жизнью. Однако не все детки, больные муковисцидозом, выживают.  В Харьковской области мы обследуем всех деток с бронхолегочными заболеваниями, потому что именно там чаще всего и скрыт этот ген.

- За последние 30 лет в семь раз возросло число патологий у новорожденных. Почему это происходит?

- Причин этому много. Основной проблемой медицины становятся редкие наследственные болезни - все чаще мы ставим неожиданные диагнозы, никому не понятные, но вместе с тем появилась возможность выявления этих болезней. Современные технологии не играют решающей роли, потому что они должны идти в паре с врачебными знаниями. Сегодня во всем мире говорят: чтобы поставить диагноз наследственной болезни, нужно поговорить с человеком, подробно узнать, как развивалась болезнь и что собой представляют родственники пациента. После этого специалист должен осмотреть те части тела человека, которые наиболее поражены. В идеале рядом с каждым больным должен быть специалист-генетик, специалист-биохимик и фармогенетик.

- Недавно один из кандидатов в президенты Украины заявил, что Харьков одним из приоритетов своего развития должен избрать генную инженерию. Вы согласны с этим утверждением?

- Я согласна и поощряю само произнесение этих слов, если они произносятся правильно и в них вкладывается правильный смысл. Но тот, кто об этом говорит, должен понять одно: генетика - очень дорогая наука. Нужны деньги, чтобы вложить в самое современное оборудование. Специалисты, которые в области генетики сделают очень многое, у нас есть. Например,   в Харькове есть двое ученых, которые являются лауреатами Государственной премии в молекулярных исследованиях. Генная инженерия родилась в 1972 г., когда Пол Берг увидел, что информацию с РНК можно передать на ДНК и создать соответствующее строение ДНК. Суть генно-инженерной технологии состоит в том, чтобы взять здоровый ген и положить его на какой-то вектор, чтобы он быстро размножился и проник в наши соматические клетки, но не дай Бог в половые - потому что тогда этот ген просто унаследуется.

Инженерные генетики обещают, что в 2010 г. уже 25 болезней мы сможем лечить с помощью введения конкретного здорового гена. Кроме того, генная инженерия сопряжена с нанотехнологиями. Нам нужна своевременная диагностика, и ее можно ускорить с помощью чип-технологий, где на 1 кв. мм тела человека можно сделать  10 тысяч анализов. Болезни можно лечить и вылечивать разными способами, но нужен точный диагноз - это самое главное.

- Вы могли бы назвать конкретные достижения харьковских генетиков, которые воплощены в жизнь?

- Мы много лет работали в одном направлении - хотели предупредить появление врожденных наследственных заболеваний. А если они появлялись, научиться их лечить. Нам удалось доказать очень интересные закономерности по заболеваемостям, которые связаны со склонностью к тромбозам. Это очень важно, потому что 57% украинцев носят в себе ген предрасположенности к заболеваниям сосудов. За последний год нам удалось уберечь очень многих людей от серьезных заболеваний.

- В 2006 г. Вы сказали, что "сейчас в медицине рождается новое направление - молекулярная медицина. Это метод лечения болезней нуклеиновыми кислотами. Недалек тот день, когда с помощью генетической информации можно будет вылечить любую болезнь". Скажите, насколько это стало близко сейчас?

- Если речь идет о нашем центре, то мы немного приблизились к этому уровню, однако это не мировой уровень. Мировой уровень молекулярной медицины - это нанотехнологии. Поэтому если в наш украинский институт клинической генетики будут вложены соответствующие средства, я думаю, мы сможем поддержать это направление. Сегодня нам удается объединить врачебные, биохимические и молекулярные данные по тем болезням, которые мы можем диагностировать, на диагноз которых у нас хватает средств. Мы до сих пор сохраняем бесплатное обслуживание граждан.

- Насколько вероятно, что наше государство начнет тратить больше денег на генетику?

- Я оптимист. Но нужно понимать, что молекулярная медицина, как и атом, - это и благо, и опасность. Поэтому в разных государствах принимаются законы, которые контролируют молекулярные исследования. Безусловно, нужно развивать эту отрасль в Харькове.

- Правда ли, что генетики открыли ген старения и сейчас работают над тем, чтобы с помощью этого гена продлевать жизнь?

- Да, это открытие не сегодняшнего дня.  Задача состоит в том, чтобы определить, как этот ген работает, и попытаться его остановить. Изучение этого феномена сопряжено с развитием онкологических заболеваний. Но продвижение в этой отрасли есть.