Сергей Лобас: Нужно только захотеть сохранить селоЗа последние полгода Украина потеряла около 23% российского, 52% казахстанского и 20% белорусского рынков. Из-за этого одни отрасли – например, сельскохозяйственное двигателестроение, - находятся на грани уничтожения. Другие – например, автомобилестроение, – пытаются бороться, но вынуждены резко снизить объемы производства. Чем компенсировать потери государства?

Можно сказать, что стране повезло: на ее территории есть удивительные черноземы, равных которым по потенциалу в мире нет. Украина смело может претендовать на особое место в ранге стран - производителей продовольствия, но сам по себе потенциал черноземов не сможет превратиться в пшеницу, кукурузу или ячмень. Нужен напряженный труд фермеров, поддержка правительства, работа ученых, банковские кредиты.

Тем временем от аграриев поступают тревожные сигналы: страна может потерять последний рубеж - аграрное производство. Черноземы теряют урожайность, не выдерживая хищнического обращения, несоблюдения севооборотов, отсутствия органических удобрений. О том, что нужно сделать, чтобы уникальный земельный фонд страны стал основой для процветания села, рассказал депутат Харьковского облсовета, член партии Сергея Тигипко "Сильная Украина", руководитель агрохолдинга "Кисели" (Первомайский р-н, Харьковской обл.) Сергей Лобас.

- Какие основные проблемы мешают развиваться сельскому хозяйству?

- Эти проблем множество: сложившаяся практика оформления земельных участков, взаимоотношения с правоохранителями и проверяющими структурами, засилье зернотрейдеров, отсутствие социальной политики. Есть и новые неприятные моменты: подорожание топлива и удобрений, диспаритет цен, попытки отменить льготное налогообложение. В результате, мало того, что в стране не решаются старые проблемы, - так еще и появляются новые препятствия на пути развития сельского хозяйства. Возможно, власти просто не знают, что нужно сделать, чтобы сдвинуть реформы с мертвой точки, ведь всякое дело требует определенного опыта. Я работал и в МинАПК, и в региональном управлении сельского хозяйства, а сейчас руковожу довольно успешным сельхозпредприятием, так что опыт работы у меня есть. А в программе партии Сергея Тигипко "Сильная Украина" представлена пошаговая стратегия решения проблем украинских производителей – через проведение реформ и создания индивидуальных "планов спасения" для каждого предприятия.

- Что сейчас беспокоит фермеров в сфере земельных отношений?

- Такое впечатление, что ситуацию в земельной сфере запутали специально, чтобы правоохранительным органам было чем заняться. Дело в том, что сельхозпроизводители берут пахотные земли в аренду. Для оформления договора нужна справка, которая подтверждает право собственности на земельный участок. Чиновники могут затянуть выдачу этой справки на год. Но ведь поля не могут ждать целый год, пока в кабинетах земельного управления найдут время написать документ. В итоге крестьяне на свой страх и риск обрабатывают угодья и оказываются вне правового поля. А ведь процесс выдачи справки можно значительно ускорить - нужна только политическая воля. Дополнительно никаких затрат не нужно, все оборудование есть в наличии. Сельхозпроизводитель получил бы прочную юридическую почву и занимался бы своим делом, не боясь проверок, инспекций и милиции.

Еще одна проблема: земли запаса и госрезерва, которые выделялись для развития населенных пунктов или территорий еще во время СССР. Земли были в управлении населенных пунктов, потом их передали в управление райгосадминистрациям, и тут пошла торговля: земли раздавали бессистемно и тем, кто больше платил. Сейчас земли запаса и резерва переданы в управление облгосадминистрациям и Госуправлению по земельным ресурсам в Киеве. Но неужели в Киеве и области кто-то может эффективно решать вопросы, связанные с жизнью громад? Ведь даже райгосадминистрациям, как показала практика, не стоит поручать решение такого вопроса. Я думаю, что сейчас нужно передать право управлять землями запаса на уровень местных громад. Никто лучше местных громад не скажет, кому и сколько отдать земель, чтобы они эффективно обрабатывались. Эти проблемы волнуют аграриев и требуют оперативного решения, что даст импульс развитию сельхозпроизводства.

- Вы назвали среди проблем и социальные. В чем, по вашему, их особенность для села?

- Эти проблемы основаны на желании некоторых бизнесменов получить как можно больше прибыли, не думая о будущем. Модернизация сельхозпроизводства, увеличение производительности труда, внедрение новых технологий - все это нужно делать, без этого конкурировать на мировом рынке сложно. Но некоторые бизнесмены забывают, что, в общем-то, хлеб они выращивают для людей, а не для долларов. Такая позиция характерна для крупных агрохолдингов, которые ведут хищническое агропроизводство. Они захватывают значительные территории земельных угодий, применяют высокопроизводительную технику, и в результате остается несколько рабочих мест для механизаторов, которые обрабатывают пахоту. На 10 тысяч гектаров – 2-3 механизатора, а раньше с этих земель кормилось 300-400 человек.

Для примера скажу, что в Первомайском районе Харьковской области еще 10-15 лет назад учредителями сельхозпредприятий и их руководителями были в основном местные аграрии, сейчас таких остались единицы. Пришли крупные холдинги, а им люди не нужны. А куда деваться жителям села? Ведь дом колхозника стоит сейчас около 30 тыс. грн., и даже если ее продать, то на приобретение жилья в городе денег не хватит. Тем, кто решился переехать в город, приходится ютиться в общежитиях, искать хоть какую-то работу. Оставшиеся вынуждены жить с доходов, полученных с огорода и одной-двух коров. Разве это достойная судьба для людей в современном обществе?

Кроме того, власти добивают село, закрывая школы. В Первомайском районе уже закрыто пять сельских школ. Да, в них училось по 45 детей, но школы были, родители могли отправить детей на учебу и ни о чем не беспокоиться. Поэтому в селах люди против закрытия школ. Ведь возить детей приходится в другие населенные пункты за 15 - 20 км. Особенно это тяжело зимой, когда автобусы задерживаются в пути, приезжают с опозданиями. Для молодой семьи - это проблема, и в результате семьи с детьми, которые учатся в начальных классах, помучившись, переехали поближе к школам.

- Есть ли выход из этой ситуации?

- Конечно, есть - нужно только захотеть сохранить село. Все необходимые рецепты для выздоровления есть в программе развития страны, разработанной партией "Сильная Украина" Сергея Тигипко. Чтобы создать рабочие места на селе, нужно развивать животноводство. От крупнотоварных сельхозпредприятий отказываться нецелесообразно: это и новые технологии, и инвестиции, и современная техника, и высокая производительность труда. Инвестиции - это хорошо, но нельзя на наших землях заниматься только растениеводством, как это делают агрохолдинги с иностранным капиталом. Государство все равно рано или поздно поймет, что агропроизводство должно быть комплексным, и такие требования можно предъявлять и к иностранным инвесторам: на гектар пашни инвестор обязан содержать определенное количество скота. Ведь занимаются же комплексно и растениеводством, и животноводством отечественные фермеры, и делают это довольно успешно. Урожаи у наших крестьян - не хуже, чем у иностранцев, в животноводстве земляки применяют новые технологии содержания скота, строят доильные залы, получают высокие надои и высокую рентабельность. Я считаю, что если иностранцы не хотят заниматься землей как положено, пусть освобождают пахоту – найдется, кем их заменить.

- Почему такой упор делается на животноводство?

- Если раньше в районах были десятки тысяч коров, то сейчас в некоторых может не набраться и пятисот. А животноводство напрямую связано с созданием рабочих мест. Если есть коровы, то нужны доярки, скотники, трактористы, ветеринары, водители и другие работники. На фермы нужно завозить оборудование, так что нужны его наладчики. Кроме этого, животноводство всесезонно, в отличие от растениеводства. Как только появляются рабочие места, начинает наполняться местный бюджет. Ведь бизнесмен с каждого рубля зарплаты работника платит 53 копейки налогов. Значит можно отремонтировать клуб, библиотеку, школу, дороги, содержать фельдшерско-акушерский пункт – в общем, организовать жизнь не хуже, чем в городе. Дальше - можно думать о создании начальной переработки сырья, установке холодильников, производстве творога и сметаны, что тоже дает рабочие места. Если получится наладить массовое производство натуральных молокопродуктов, то и городское население станет здоровее. То есть в целом – польза всему государству.

Кроме этого, наши черноземы уже давно нуждаются в подкормке органическими удобрениями, которые как раз и дает животноводство. Запас прочности плодородных грунтов, заложенный нашими предками, заканчивается. Нужно подумать, что мы оставим потомкам.

- Будут ли восстанавливаться школы?

- Да, мы будем это делать вместе с командой Сергея Тигипко. Повторюсь, без школы село умирает, поэтому в нашем населенном пункте мы пытаемся восстановить школу и детский садик. Финансировать проект будет агрохолдинг "Кисели" и райсовет. На сессии Первомайского райсовета принято решение выделить на восстановление школы 50 тыс.грн., определенную сумму выделило хозяйство. Дело в том, что если школа не работает, то здание разрушается. Через два года оно придет в полную негодность. В свое время в строительство школы инвестировали 2,5 млн. гривен, а сейчас  нужно вложить все 2,5 млн. долларов. И вот такое богатство, такое прекрасное здание с классами и спортзалом должно прийти в негодность? Мы этого не допустим и будем поддерживать его в рабочем состоянии с планами на следующий год открыть обучение в начальных классах. Отопление в школе переведут с газа на пилеты, чтобы стоимость энергоносителей упала в пять раз.

- Как будут решаться проблемы, возникшие у аграриев буквально в этом году? Чем могут крестьяне ответить на вызовы современности?

- Скажу сразу, в следующем году аграрии не смогут получить такой высокий урожай озимых, какой получили в этом. Снижение урожайности мы  прогнозируем по целому ряду причин, в числе которых непогода, подорожание топлива и удобрений. Чтобы получить хороший урожай озимых, семена нужно сеять во влажную почву. Последние две-три недели прошли небольшие дожди, но нужно еще хотя бы 15-20 мм осадков, чтобы семена оказались во влажной почве. Мы вынуждены сеять уже сейчас, хотя влаги недостаточно. Теперь надежда на хорошие дожди весной: будет влага - будет и результат.

Компенсировать отсутствие влаги можно уже сейчас, хорошо удобрив почву. Но в стране сложилась ситуация, когда удобрения в сравнении с прошлым годом подорожали в три раза, кроме того, их сложно купить, они в дефиците, особенно под озимые. Нитроамофоска с доставкой стоит до 8 тыс. грн. за тонну (7 тыс. 600 грн. без доставки), а весной цена была 3 тыс. 700 грн. за тонну. Мы сеем почти без удобрений, поэтому спрогнозировать, какой будет урожай, очень сложно. Если озимые хорошо перезимуют, хорошо взойдут, то внести удобрения и восстановить урожай можно будет весной. Но для этого нужно стабилизировать ситуацию с ценами на удобрения. Ведь весной денег у аграриев больше не станет, а топливо тоже подорожало в два раза. Если в прошлом году среднее хозяйство тратило на осенне-полевые работы около 1,5 млн. грн., то сейчас нужно более 3 млн. грн.

- И что с этим делать?

- Необходимо срочно заниматься поддержкой сельхозпроизводителей, вводить жесткое государственное регулирование цен. Если дорожает топливо, то соответствующим образом должна дорожать и сельхозпродукция. А если в прошлом году аграрии продавали подсолнечник по 3,7 тыс. грн. за тонну, то сейчас цена возросла только до 4 тыс. грн. Но при этом топливо подорожало в два раза, удобрения - в три. Налицо - диспаритет цен. Мы получили проблему. Если не принять срочных адекватных мер, то она перерастет в большую проблему, и развитие аграрного комплекса страны замедлится или остановится вообще. Нет денег - нет и развития. А ведь АПК - один из столпов, на которых держится вся экономика страны.

- Каким образом аграрный сектор может помочь развитию других отраслей экономики?

- Аграрии могут очень хорошо помогать развитию промышленности, закупая отечественную сельхозтехнику: тракторы, комбайны, сеялки, культиваторы, поливальные комплексы и многое другое. Но нужно еще наладить производство этой техники в нужных объемах. Тогда валюта не будет уходить за рубеж, что поддержит гривну, а значит – уменьшит инфляцию. То есть будет польза и аграриям, и промышленности. В программе, предложенной партией Сергея Тигипко "Сильная Украина", так и говорится, что государство должно защищать и поддерживать отечественного производителя. В частности, предполагается обеспечить государственными заказами машиностроителей, металлургов и переработчиков сельхозпродукции.

Можно же навести порядок в торговле горюче-смазочными материалами. Да, есть мировая цена, и влиять на нее мы не можем, но ведь именно сейчас нефть дешевеет - так почему же у нас дорожает дизтопливо? Можно же организовать продажу дизтоплива для аграриев по льготным ценам. Это частично решило бы проблему с посевной. Я не первый год в сельском хозяйстве, я всю жизнь с ним связан, и я скажу, что тут действительно нужен государственный контроль.

Сейчас пошли разговоры о том, чтобы убрать единый сельхозналог и льготный НДС для сельхозников. Посмотрите, сколько дотаций получает фермер в Европе, куда мы хотим поставлять продукцию и быть при этом конкурентоспособными. Нам нужно не меньше дотаций, а тем временем бюджет МинАПК сокращен с 9 млрд.грн. до 5,4 млрд.грн. Продовольственная безопасность всегда требовала повышенного внимания со стороны государства, со стороны органов власти, и это внимание - оно должно сохраняться при любом правительстве. Роль государства в том, чтобы посмотреть цепочку ценообразования от сырья до торговой сети и найти, куда уходят деньги, почему продукция на прилавке дорожает, а у колхозников – сложности с деньгами. Уже сейчас можно спрогнозировать, что прибыльность аграриев за этот год уменьшится на 70-80%. То есть может получиться так, что мы опять отработаем год с нулевым экономическим эффектом.