"Иногда недостатки бывают такими значительными, что становятся достоинствами" (Генри Миллер)

Комиксы – это литература для неумеющих читать. В общем-то, неудивительно, что родился этот жанр в Америке - подлинно демократической стране, где каждый имеет полное право не уметь читать. Но мы-то читать умеем. Поэтому для того, чтобы угодить нашему человеку комиксом, нужно сильно постараться. Вот компания "Marvel" и постаралась. На мой взгляд, очень удачно. Но для начала - немного истории: мне кажется, что удача комикса во многом предопределена его постановочной биографией.

Экранную судьбу комикса "Железный человек" простой уж никак не назовешь: компания "Marvel" пыталась реализовать этот проект долгих 18 лет. За это время он успел побывать в руках трех крупных кинокомпаний. Все началось с того, что в 1990 г. права на комикс приобрела "Universal Pictures". За 6 последующих лет компания не сделала ровным счетом ничего - ни сценария, ни кастинга, ни эскизов. В результате в 1996 г. права оказались в руках другого киномонстра Голливуда - "Twentieth Century Fox". Но и они, написав два варианта сценария и намучившись с выбором режиссера и исполнителя главной роли, в 2000 г. переуступили права на экранизацию, и "Железный человек" перекочевал на продюсерский стол компании "New Line Cinema". Однако им тоже не удалось сделать с комиксом ничего путного, и в 2005 г. супергерой вернулся в родные пенаты - компанию "Marvel", чтобы стать ее первым самостоятельным кинопроектом. Воистину: если хочешь что-то сделать хорошо - сделай это сам.

Отчасти все эти злоключения связаны с особенностями сюжета комикса и его главного персонажа – инженера-конструктора Тони Старка. Дело в том, что этот герой не совсем типичен для традиционного комикса. Его сверхспособности объясняются вовсе не даром инопланетян, прихотями судьбы или прирожденным рыцарством. Наоборот, Тони Старк - это скорее антигерой, и Железным человеком он становится не из благородных побуждений, а из-за внутренних слабостей и недостатков. Наиболее близок Железному человеку другой известный персонаж "Marvel" - Сорвиголова, который, как вы помните, стал сверхчеловеком, потеряв зрение. Основным прототипом Тони Старка был реальный человек - эксцентричный миллионер Говард Хюьз. А общей концепцией всей серии была попытка своеобразного ответа британскому шпиону, и получилась американская бондиана.

С этим связаны и долгие поиски исполнителя главной роли. Сначала роль приглянулась Николасу Кейджу, и он вознамерился влезть в железный боевой скафандр Тони Старка. Но поскольку изначально комикс предполагал подражание Агенту 007, на горизонте вскоре появился Том Круз, незадолго до этого снявшийся в другой американской бондиане – "Миссия невыполнима". Решив, что роль Старка написана именно для него, Круз был главным на нее претендентом и всячески ее добивался, принимая живейшее участие в проекте.

Однако по мере написания вариантов сценария главный герой комикса "Железный человек" все меньше походил на пижонистого "агента ее величества", джентльмена и сердцееда и все больше возвращался к своему изначальному прототипу - параноидальному и сумасбродному Говарду Хьюзу. В Старке становилось все меньше достоинств и стремительно увеличивалось количество плохих привычек. Дело зашло так далеко, что некоторое время "New Line Cinema", занимавшаяся тогда проектом, всерьез рассматривала кандидатуру Леонардо Ди Каприо, сыгравшего Хьюза в картине Скорсезе "Авиатор". Впрочем, это был больше виртуальный кастинг, так как Леонардо, позиционирующий себя как драматический и серьезный актер, не рвался сниматься в комиксах.

Наконец, в 2000 г., прочитав очередной вариант сценария, в котором одной из причин появления "железного тела" Тони Старка называлось хроническое пьянство, разрушившее его организм, Том Круз окончательно отказался от роли. И это после 10 лет настойчивых притязаний!

6 лет проект оставался без исполнителя главной роли, пока в 2006 г. у "Marvel" не появилась кандидатура актера, для которого алкоголизм был не просто абстракцией, а частью жизни: речь об известном алкоголике и дебошире Калифорнии, но тем ни менее обладателе Оскара Роберте Дауни-младшес. Проект наконец-то обрел гармонию.

Вот это самое - герой-алкаш, полный слабостей и недостатков, - и есть главная удача комикса. Те самые слабости, ставшие достоинством. Именно персонаж привнес в ленту некое подобие сюжета и драматургии. И, конечно, серьезную долю иронии.

- Я не буду текилу.
- Я не понимаю, а как же вы оливки-то есть будете?

Узнаете? "Белая гвардия" Булгакова - капитан Мышлаевский. Я, конечно, не буду сравнивать эти два произведения, но, поверьте, что-то общее в них явно есть. И не только одна реплика.

В целом же, это нечто среднее между "Трансформерами" и "Оружейным бароном" - зрелищно и вроде как с социальным подтекстом. Хотя и с изрядным зарядом "борьбы за демократические ценности".

Но понравился мне фильм, как вы уже поняли, вовсе не за это.