Новый этап в деле Тимошенко, "мусорная" неразбериха и парковка по новым ценамСтрана уже окончательно очнулась от праздников: новостей на прошлой неделе было много. СМИ и общественность продолжают следить за событиями, связанными с Юлией Тимошенко, - благо, их не становится меньше. Власти Харькова разъясняли, почему повышение квартплаты оправданно, а тариф за вывоз мусора оказался немного больше, чем говорили изначально. Кроме того, харьковчане теперь будут платить за парковку транспорта по новым тарифам.

На прошлой неделе жизнь под стенами Качановской колонии, как обычно, бурлила. Кроме двух "праздничных" митингов сторонников Юлии Тимошенко – на Крещение и в День соборности, театрализованное шоу провели еще и студенты совместно с депутатской группой "Молодые регионы". Они показали спектакль "Сказ о золотом газе для украинского народа" и быстро скрылись в микроавтобусе. Немногочисленные зрители предположили, что это было бегство от прессы. Пресса на самом деле уже устала мерзнуть под стенами колонии. По сути, все подобные акции рассчитаны не на главную узницу страны, которая все равно их не увидит, а именно на журналистов. Качановская колония находится достаточно далеко от центра города, где в основном сосредоточены редакции СМИ. Это обстоятельство, а также прогнозируемые сильные морозы, наверное, уменьшат и количество акций возле женской колонии, и количество их упоминаний в СМИ.

Вторая группа новостей, связанных с Тимошенко, начиналась со слов "не пустили": к ней не пустили народных депутатов от БЮТ, которые посетили Харьков в большом количестве, и посла Франции по правам человека. Почему им было отказано и кто все-таки может видеться с экс-премьером?

Дело в том, что Юлия Тимошенко пребывает в двух статусах - осужденной и следственной арестованной. И если в первом случае она имеет право на встречи и посещения, то во втором, согласно закону, нет. По мнению нардепов от БЮТ, такая ситуация создана умышленно.

Однопартийцы Юлии Владимировны хотели, чтобы для ускорения расследования по делу, связанному с "Едиными энергетическими системами", оно было передано управлению СБУ в Харьковской области. Они заявили о намерении настаивать на расширении круга официальных защитников Юлии Тимошенко, ссылаясь на то, что по закону их может быть неограниченное количество. Если народные депутаты от БЮТ получат такой статус, им якобы не могут препятствовать встречаться с Ю.Тимошенко.

Действительно, на сегодняшний день в качестве защитника, привлекаемого к участию в уголовном деле, допускаются как адвокаты, так и другие специалисты в области права, которые, согласно закону, могут предоставлять правовую помощь. Возможно, среди депутатов от БЮТ много правоведов. Но на практике же к защите в уголовном судопроизводстве подозреваемого, обвиняемого или осужденного допускают лишь адвокатов. Других специалистов в области права допускают, только если речь идет о потерпевших, свидетелях и т. д. Так что вопрос о допуске защитников решается следователем, а на этапе судебного рассмотрения дела – судьей.

Пока же нардепам пришлось довольствоваться экскурсией по территории колонии за исключением блока, в котором пребывает экс-премьер-министр: они смогли увидеть только окна ее камеры.

Посла Франции по правам человека тоже не пустили к Тимошенко, отказ был мотивирован проведением следственных действий. Как потом заявил Сергей Власенко, адвокат Тимошенко, следственные действия в день визита посла длились всего 15 минут и были лишь надуманным предлогом. Посол был возмущен тем, что не увиделся с экс-премьером, справедливо заметив, что если бы ходатайство о посещении Тимошенко было составлено с нарушениями, его должны были уведомить об этом заранее или же предупредить о запланированных следственных действиях.

Почему на самом деле не пустили посла – загадка. Если верить руководству колонии, Тимошенко содержится в хороших условиях: камеру площадью более 30 квадратных метров она делит с еще одной заключенной, ей доступна медицинская помощь, она питается переданными проверенными продуктами. По словам посла, он приехал, чтобы собрать информацию, и если все рассказанное об условиях пребывания Тимошенко -правда, то посол бы уехал удовлетворенный и передал соответствующие сведения международной общественности. Однако все получилось, как обычно: чрезмерные запреты породили очередные слухи и подозрения, что у Тимошенко не все так хорошо, как рассказывают.

Пока же видеться с экс-премьером могут только ее дочь и адвокат. В начале января следователь СБУ дал Сергею Власенко разрешение на постоянное посещение подзащитной. Дочери экс-премьера Евгении Тимошенко позволили навещать мать дважды в неделю. Обычно женщины, отбывающие наказание, имеют право на трехдневное свидание с мужем раз в три месяца. Краткие свидания — до четырех часов — разрешены раз месяц. На этом фоне ежедневные посещения для адвоката и встречи с дочерью дважды в неделю говорят о привилегированном положении Юлии Владимировны.

Как и хотели соратники экс-премьера, 18 января уголовное дело в отношении Тимошенко было направлено в следственный отдел управления СБУ в Харьковской области. А уже вечером 20 января пресс-центр СБУ отрапортовал о завершении расследования.

Тимошенко обвиняется в организации уклонения от уплаты налогов на общую сумму более 4,7 млн.грн., хищения и покушения на хищение бюджетных средств путем незаконного возмещения более 25 млн.грн. налога на добавленную стоимость, служебного подлога и в уклонении от уплаты 681 тыс. грн. подоходного налога. За три дня до этого, 17 января, вступил в силу закон о декриминализации некоторых преступлений, в соответствии с которым исключена уголовная ответственность за совершение отдельных противоправных действий, в т.ч. сокрытие валютной выручки. В связи с этим уголовное дело в отношении экс-премьера, касающееся деятельности "Единых энергетических систем Украины" в части организации сокрытия валютной выручки, было закрыто. Однако на сайте СБУ подчеркнуто, что расследование дела по другим эпизодам, а именно касательно организации уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 10 млн.грн. и покушения на растрату средств государственного бюджета в сумме 405,5 млн. долларов США, продолжается.

Ю.Тимошенко и ее адвокат начали знакомиться с материалами уголовного дела. Сколько продлится ознакомление – сказать сложно. С материалами первого уголовного дела Тимошенко знакомилась довольно долго, однако тогда она была на свободе.

Каково на самом деле состояние здоровья Тимошенко, точно неизвестно: с одной стороны, звучат заявления ее дочери, адвоката и сторонников о том, что экс-премьеру очень плохо, с другой - заверения руководства колонии и Минздрава в том, что состояние ее здоровья стабильно. Заболевание, из-за которого Тимошенко вроде как не могла передвигаться, долго не называли якобы по этическим причинам, и это породило в народе множество слухов. Однако в последнее время диагноз Тимошенко уже перестал быть тайной: многие СМИ со ссылкой на медиков написали, что у нее межпозвоночная грыжа. Осталось гадать лишь о степени сложности заболевания: опять же, с одной стороны, со слов адвоката и дочери Тимошенко, мы узнаем, что она якобы не может передвигаться и требует ходунки, с другой стороны, комиссия Минздрава утверждает, что в подобных специальных реабилитационных средствах необходимости нет.

Одной из основных интриг ближайшего времени станет решение о том, какой суд будет рассматривать новое дело Тимошенко. Возможно, это будет Киевский районный суд Харькова (на территории этого района находится управление СБУ, проводившее расследование), а возможно, один из судов Киева (по месту совершения преступления). В таком случае снова встанет вопрос о переводе экс-премьера из Качановской колонии Харькова в учреждение исполнения наказаний Киева.

Так что политическое забвение Юлии Тимошенко в ближайшее время не грозит. И, как показывают последние социологические опросы, пребывание лидера оппозиции в тюрьме, как ни кощунственно это звучит, является залогом стабильного роста рейтинга главной оппозиционной силы страны.

На прошлой неделе прозвучало много заявлений, связанных с ЖКХ. С тарифом на вывоз мусора (напомним, эта услуга была выведена из квартплаты и с января должна оплачиваться отдельно) получилась неразбериха. Сначала, в ноябре, был озвучен один размер тарифа: 8 грн. 40 коп. с одного прописанного в квартире жильца. Однако когда в январе харьковчане начали получать квитанции, то обнаружили там другую сумму: 9 грн. 50 коп. На специально созванной пресс-конференции директор Департамента жилищного хозяйства горсовета Роман Нехорошков рассказал, что первоначально озвученная сумма была неуточненной и неокончательной: ее сформировали без учета вывоза негабаритных отходов и самой утилизации.

В целом с новым тарифом и даже со слегка удивившей нормой производства отходов в размере 6 литров с человека в сутки можно согласиться. Ведь нельзя не признать, что ситуация с уборкой мусора в Харькове в последние годы стала значительно лучше. Показательно, что вывод этой услуги из состава квартплаты и рост ее стоимости совпали с повышением самой квартплаты: с 1 января ее размер тоже существенно вырос. Повышение квартплаты городские власти объясняли ростом в Украине размера минимальной зарплаты и цен на расходные материалы, необходимые для содержания жилого фонда.

Однако эти доводы, видимо, не являются аргументами для премьер-министра Украины Николая Азарова, который 18 января на заседании Кабмина подверг жесткой критике тех руководителей органов местной власти, которые допустили рост тарифов ЖКХ в своих регионах. Премьер заявил, что они воспользовались ликвидацией государственного органа, который отвечает за цены, и с 1 января повысили квартплату так, что в среднем в стране она возросла на 8,3%. Премьер поручил руководителю Минрегионстроя к ближайшей среде подготовить отчет о мерах, которые необходимо принять правительству, министерству и региональным администрациям, чтобы прекратить "тарифный разгул".

Когда журналисты задали харьковскому городскому голове Геннадию Кернесу вопрос о том, не придется ли Харькову после заявления премьера снижать квартплату, он ответил, что не видит для этого оснований. По словам мэра, видимо, премьер хотел обратить внимание профильного министерства на те регионы, где решения принимаются с нарушением законодательства, однако в Харькове все прошло по закону.

На этой неделе мы узнаем, коснется ли Харькова гнев премьера. Но в любом случае можно отметить, что харьковская власть изобрела способ повышения квартплаты без, собственно, повышения именно её. Ведь учитывая то, что квартплата состоит из нескольких услуг, можно и дальше идти по уже опробованному пути и не повышать саму квартплату, а выводить из нее отдельной строкой те или иные услуги. Например, плату за обслуживание лифтов.

С 21 января в Харькове начали действовать новые тарифы на парковку транспортных средств. Удивляет, что городская власть только сейчас взялась за этот источник пополнения бюджета: цены на парковку не пересматривались с 1997 г. Новые тарифы составляют от 2 до 5 грн. в час: грубо говоря, за час дневной парковки нужно платить 5 грн., ночной - 2 грн. Любой автомобилист скажет, что суммы, которые раньше назывались парковщиками, поражали свои разнообразием. Иногда на вопрос "сколько?" звучал ответ "сколько дадите". Далеко не всегда парковщик мог показать документы, подтверждающие его право взимать плату. Теперь, по словам руководства недавно созданного КП "Харьковпарксервис", парковщики снабжены кассовыми аппаратами, бейджами, одеты в ярко-зеленые костюмы, а на самих парковках установлены соответствующие знаки.

Установку паркоматов, которые должны были появиться в городах Украины с 1 января, перенесли на квартал. Судя по тому, как основательно власть подготовила работников "Парксервиса", паркоматы могут и не появиться к заявленному сроку или будут работать параллельно с парковщиками. Само образование нового КП "Харьковпарксервис" было обосновано тем, что этого требует инвестор проекта по установке паркоматов. КП "Муниципальная парковка", которое раньше занималось взиманием платы за парковку, теперь этого права лишилось и занимается оборудованием стоянок для такси, остановочных павильонов и т.д.

Проект внедрения паркоматов довольно дорогостоящий: стоимость установки одного такого аппарата колеблется от 15 до 50 тыс.грн., а всего их нужно более 90. Сейчас городская власть заявляет о том, что в городском бюджете средств на закупку паркоматов нет и изучается возможность смешанного финансирования этой программы. Видимо, инвестора проекта все-таки нет, или он был, но изменил свои планы.

Паркоматы работают уже во многих городах Украины. Их внедрение обычно сопровождается множеством проблем, связанных, в частности, с мошенничеством и вандализмом. В Ужгороде, например, горожане достаточно долго оплачивали парковку через паркоматы, пока кто-то из журналистов не решил поинтересоваться, куда идут деньги. Выяснилось, что фирма-получатель средств не имеет отношения к муниципалитету, а указанные в чеке номера телефонов принадлежат ничего не подозревающим людям. Во всех городах власти сталкиваются с хулиганами и в итоге начинают тратить деньги на модернизацию и установку более дорогих антивандальных паркоматов.

Представители общественных организаций Киева заявляют, что "Киевтранспарксервис" установил необоснованно высокие тарифы на парковку в столице, скрывает большую часть выручки с парковок и закупает паркоматы по завышенной цене. Предприятие уплатило в бюджет Киева за полгода 5,5 млн. грн. налогов и сборов, при том что обслуживает 1400 парковок, на которых насчитывается 89 тысяч машино-мест. Даже при минимальной сумме дохода в 10 гривен с одного места, общая выручка предприятия должна составлять более 300 млн. грн. в год.

Сам паркомат очень похож на стандартный автомат для пополнения счета. По сути, это он и есть (там можно пополнить счет мобильного), только снабжен дополнительной программой "Парковка". Процедура оплаты очень проста: выбираешь зону, в которой припарковался, указываешь срок парковки (не менее часа, т.е. нужно или точно рассчитать время, или переплатить на всякий случай), даешь деньги (сдачи автомат не выдает), получаешь чек и кладешь его под лобовое стекло. На чеке – вся необходимая информация. Можно всего этого и не делать – автомат журить не станет, однако водителю придется воспользоваться такой опцией паркомата, как "Разблокировка колес".

Технически ничего нового в паркомате нет, и, по словам специалистов, такую же программу можно "подшить" на любой автомат-"пополняшку", которых уже довольно много. В этом свете громкие слова о прогрессе и европеизации города звучат смешно: власти просто не хотят или не могут договариваться с компаниями, которые владеют "пополняшками".

Водителям в городах, где паркоматы установлены, проще не стало. Как и прежде, остаются варианты: парковаться втихаря без разметки, официально платить немалые для многих деньги или не платить и время от времени суетиться с блокираторами. Многие ностальгируют по старому доброму времени, когда платили парковщику. В Харькове пока что совершенствуется именно этот, последний вариант.

Однако вопрос установки паркоматов – часть государственной программы, утвержденной Кабмином. Как будут развиваться события – посмотрим. Можно предположить, что тема новшеств, связанных с парковкой, будет очень популярна в ближайшее время.