- Марина Константиновна, как Вы относитесь к возможности создания и принятия бездефицитного бюджета Украины на 2003 г.
- Если при составлении не планировать расходовать больше, чем можно получить, то такой бюджет не только может, но и должен быть принят. Бюджет можно даже спланировать так, чтобы оставить перевыполнение доходной части. Я сегодня исхожу из необходимости планирования бездефицитного бюджета. Если человек не знает, чем покрыть некоторые расходы, например, в семейном бюджете, то, может быть, от этих расходов можно временно отказаться? То же самое и с государственным бюджетом, ведь схема такая же.

- Как происходит сотрудничество с парламентским комитетом по вопросам бюджета, если оно происходит вообще?
- Мы сотрудничаем. К нашему мнению прислушиваются. Это уже половина успеха. Кроме того, мы получаем от них всю необходимую для работы информацию, посылаем свои предложения. Но говорить в плане "помогают - не помогают" нельзя, ведь их основная задача - правильно и пропорционально распределить бюджет.

- В каком состоянии находится сейчас проект бюджета Харьковской области на 2003 г.?
- Проект областного бюджета уже подготовлен ко второму чтению. Рост в 10-15% местных бюджетов - это, в основном, повышение зарплаты работников бюджетной сферы, в том числе учителей. То есть, по предварительным данным, улучшения и реального увеличения бюджета ожидать не стоит. Если будет принято предложение бюджетного комитета парламента об увеличении доходной части госбюджета на 8 млрд. грн., то это отразится, естественно, и на расходной части областного бюджета.

- Принимая поправки к бюджету 2002 г. по итогам его исполнения за 9 месяцев, депутаты облсовета столкнулись с тем, что в области идет недофинансирование отраслей из государственного бюджета или перерасход запланированных средств, как с адресной материальной помощью малообеспеченным. Может ли облсовет что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию?
- Нет, так далеко наши полномочия не простираются. Это можно было делать до принятия БК. Но если такая ситуация случится в этом финансовом году, то будет незаконной. Статья 80 БК точно определяет, что финансирование объектов и отраслей может происходить только из бюджета одного уровня, при этом коммунальная собственность Харькова может строго рассчитывать на средства городского бюджета. Если, например, областное управление земельных ресурсов финансируется из госбюджета, но деньги, как нас проинформировали, не поступают, то начальник управления должен ехать в Киев и там решать проблему. Мы не имеем права вмешиваться в распределение средств районным бюджетом, это также строго запрещено положением БК.
А вот проблемой малообеспеченных совет сейчас много занимается. Председатель облсовета Алексей Колесник и председатель Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев проинформировали кабмин о значительном превышении граничной суммы адресной помощи этой категории населения, а также о том, что не хватает денег на выплату зарплаты учителям, на погашение долгов по субсидиям. Сейчас, как мне известно, области были обещаны средства на эти расходы.

- Как проходит исполнение областного бюджета в текущем году?
- Ожидается, что бюджет будет выполнен строго по плану - перевыполнения не ожидается. Остается надежда на то, что идет перевыполнение государственного бюджета, что повлечет за собой 50%-ное возвращение суммы перевыполнения в местные бюджеты, из которых 37,5% направляется в районы, а около 12,5% останется в облбюджете.

- Марина Константиновна, Вы неоднократно высказывались за создание в областном бюджете фонда развития. Скажите, для каких нужд будут использоваться средства фонда и как будет происходить его наполнение?
- Харьковская область в числе пяти крупнейших "доноров" бюджетных средств Украины. При этом бюджет области составляет сумму, меньшую, чем перечисления в государственный бюджет. Большинство средств идет в виде перераспределения в дотационные области Украины. Перечисления составляют 60% средств, собираемых в области. В бюджете области остается 40%, причем для всех областей - и доноров, и дотационных. Но в чем тогда заинтересованность областей - доноров стараться перевыполнить доходную часть бюджета, если им остается такой же минимум как и остальным? Пока Харьковская область зарабатывает намного больше, нежели тратит на свои нужды: область занимает второе место по доходам и 25-е - по расходам. В связи с этим несколько областей высказали пожелание изыскать возможность, чтобы оставлять для собственных первоочередных нужд хотя бы 1% всех собираемых доходов, которые и могут стать фондом развития в бюджете.

- А когда фонд развития может быть создан в областном бюджете?
- Сейчас проблема в стадии обсуждения. Во время встречи с премьер-министром Украины Анатолием Кинахом предложение о создании фонда было высказано. Теперь остается только ждать. Сказать, какое решение будет принято кабинетом министров, я, конечно же не могу. Главная остановка за тем, какой закон о бюджете будет принят парламентом.

- Марина Константиновна, в текущем году 15 млн. грн. из резервного фонда областного бюджета были переданы на строительство метро. Как в дальнейшем будет происходить финансирование этого объекта?
- Пока мы не знаем, каким будет размер резервного фонда областного бюджета. По моим предварительным данным он будет меньше, чем в 2002 г. При этом облбюджет не может все эти средства отдавать только на строительство метрополитена - много нужд в районах области, у коммунальных предприятий областной собственности, в капитальном строительстве. Как будет в следующем году, сказать сложно, ведь выполнение областного бюджета напрямую зависит от районов - собственных доходных статей у нашего бюджета нет, основа доходов - 25% от подоходного налога граждан и 25% налога на землю. Если в районах показатели не выполняются, то они не выполняются и в областном бюджете. Сейчас выполнение районных бюджетов идет гораздо лучше, чем выполнение бюджета областного. А запросов в областной бюджет постоянно поступает достаточно.
Мы понимаем необходимость строительства метрополитена, можем понять Михаила Пилипчука, который "бьет тревогу", да и кому понравится разрытый проспект Ленина. Делать конечно же что-то надо, но какие будут возможности, пока не известно, хотя в кабмине запросили 60 млн. грн. на год на это строительство. Кроме того, это строительство - не защищенная статья расходов. А, как известно, в первую очередь финансирование идет на защищенные статьи - зарплаты, коммунальные платежи бюджетных организаций, льготы.

- Будут ли на ближайшую сессию, запланированную на 26 ноября, вынесены бюджетные вопросы?
- Я думаю, в декабре пройдет две сессии, одна из которых будет полностью посвящена бюджету на 2003 г. На ближайшую сессию, в основном, будут вынесены проекты решений областных и региональных программ, которые были запланированы на год, но еще не приняты, а также вопросы передачи коммунального имущества.

- На двух последних сессиях все программы, которые были приняты, принимались с прогнозными финансовыми показателями. Что можно предпринять в этом плане?
- Этот же вопрос я задавала в бюджетном комитете ВР. Ведь, если финансировать все программы в необходимом объеме, то на это можно израсходовать полбюджета Харьковской области. Но на что тогда будет существовать бюджетная сфера? Да, конечно, программы нужны, но деньги "под них" должны закладываться в бюджете как финансирование соответствующих отраслей. Если управление считает, что финансирование программы нужно признать первоочередным, то пусть так и распределяет средства. А само название избрано потому, что реальные источники расходов нам не известны.

- А как бюджетная комиссия относится к тому, чтобы из бюджета выделять средства на исполнение наказов избирателей?
- Лично я категорически против таких расходов. Бюджет есть бюджет. Все депутаты совета, когда принимается любая областная программа, могут поинтересоваться - что предлагается сделать в моем округе? Если, вдруг, ничего нет, то никто не запрещает настаивать на внесении каких-то статей. Кроме бюджета есть программа социального и экономического развития области на год. Именно туда можно записать средства на первоочередные нужды - ремонт и строительство дорог и т.п. У каждого депутата накапливаются тысячи просьб, но бюджет не резиновый, его просто не хватит. Кроме того, в областном совете 27 районов и города областного значения. Если выделить средства на каждый округ, то можно только представить, в какую сумму это выльется. Кроме того, такие действия приведут к несоблюдению БК. При этом надо учитывать, что нет одинаковых по территории и населению округов, выделить одинаковые суммы, например, на Зачепиловский район и Харьков будет, скажем прямо, не справедливо. Принимая во внимание все доводы, в облсовете возникло несколько позиций по отношению к этой проблеме.

- Марина Константиновна, как вы оцениваете профессионализм и жизнеспособность постоянной комиссии облсовета по вопросам бюджета?
- В нынешнем созыве в комиссии собрались руководители области, крупных предприятий и управлений, имеющие большой практический опыт как хозяйственной деятельности, так и работы на государственной службе. Комиссия занимается не только вопросами распределения бюджетных средств и экономным их расходованием, но и другими экономическими вопросами, которые дают возможность пополнять доходную часть местных бюджетов. Кроме того, комиссия непосредственно работает с Кабинетом министров, министерством финансов, постоянным комитетом парламента по вопросам бюджета в части налогового и бюджетного законодательства, готовит свои предложения от области по проблемным моментам.

- Какова ближайшая перспектива работы комиссии?
- В первую очередь, это бюджет области на 2003 г. В этой связи проводится подготовительная работа по правильному распределению финансовых ресурсов и получению доходов.
Совсем недавно, почти месяц, при участии нашей комиссии, совместно с областным управлением земельных ресурсов, были проведены семинары для председателей районных, городских, сельских и поселковых советов и землеустроителей. Основным вопросом для обсуждения были избраны земельные отношения. Вся Харьковская область была разделена на шесть участков - "кустов", чтобы ни один из районов не остался без внимания и без информации.
Провести семинар было решено потому, что после принятия БК роль сельских и поселковых советов возросла и стала одной из определяющих в формировании бюджета. Теперь их задача - наполнение доходной части бюджета, не только ее выполнение, но и перевыполнение. Именно местные советы собирают налог на землю - основной источник наполнения доходной части и областного и местных бюджетов. Не все руководители советов этого уровня знают, что львиная доля оплаты налога остается в их бюджете (до 60% общей суммы остается "на местах"). Особенно подробно на семинарах мы остановились на вопросах передачи земли в землепользование и в аренду, на работе по сбору налогов и сборов за землю. Пока не вполне эффективно используется земля, зачастую не взыскиваются долги по этим платежам, из-за чего бюджет много теряет. Поэтому серия семинаров скорее была учебой - у участников была возможность разобраться в спорных моментах законодательства. Организаторы действовали с позиций теории, участники - практики, могут и нам что-то подсказать или обратить внимание на противоречия законов. Сейчас готовится новый курс совещаний-семинаров, которые начнутся с 21 ноября и будут посвящены формированию бюджета на 2003 г. Специалисты комиссии, совместно с финансовым управлением облгосадминистрации и налоговыми службами области будут проводить их по предыдущей схеме "кустов". Мы планируем затронуть несколько тем: планирование бюджета и контроль за его исполнением, права и обязанности сторон межбюджетных отношений.

- Каким, по Вашему мнению, будет эффект от этих семинаров?
- По-моему, эффект не заставит себя долго ждать. После этих совещаний люди поняли, что могут больше привлечь в доходную часть бюджета. То есть, это средства, которые можно привлечь к исполнению своих дилегированных полномочий - на ремонт дорог, на финансирование проектов и программ. Возьмем налог на землю. Я не раз говорила, что от этого вида платежей Харьковская область, по предварительным расчетам, могла бы дополнительно получать до 50 млн. грн. Каждый квадратный метр земли имеет стоимость, которую будут определять именно сельсоветы. Именно эти статьи - основа наполнения потребительской корзины бюджетов местного самоуправления. Кроме того, после распаевания земли, которое коснулось всех сельсоветов, осталось много проблем, на которые мы и обращали внимание в ходе семинаров.

- Какие еще вопросы находятся в компетенции комиссии?
- На каждом заседании комиссии рассматриваются вопросы эффективного и экономного расходования средств бюджета. Эти проблемы уже обсуждались в отношении управлений культуры, здравоохранения и образования. Вопросы готовятся серьезно - привлекаем данные контрольно-ревизионного управления министерства финансов Украины, по управлению готовится справка с краткой, но исчерпывающей информацией.
По итогам обсуждения комиссия коллегиально рассматривает пути улучшения этих сфер деятельности при имеющихся финансовых ресурсах. Кстати, иногда, при всей скудности выделяемых из бюджета средств, члены комиссии делают вывод, что деньги расходуются не экономно. К примеру, образование. У областного управления есть классы с малой наполняемостью (до 10 человек), в области есть целые школы, в которых учатся по 10-12 детей. Более эффективно, все таки, найти оптимальный вариант, при котором не пострадает население, чем платить зарплату учителям в таких "неполных" классах и школах (ведь у них зарплата такая же, как и у учителя с классом в 30 человек), содержать помещение и оплачивать затраты на отопление, освещение, воду.

Справка "SQ". ВИШНЕВСКАЯ Марина Константиновна - председатель постоянной комиссии Харьковского областного совета по вопросам бюджета. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Украины, член-корреспондент инженерной академии наук, доцент. Профессия - финансист-экономист. Около двадцати лет работала в финансовых органах Харьковской области. Создавала налоговую службу области, которую возглавляла в течение десяти лет. По ее инициативе и непосредственном участии разрабатывались законы по налогообложению, вносились предложения по улучшению экономической стратегии региона. Издано два учебника по налогообложению для студентов вузов. Родилась 25 декабря 1940 г. в Харькове. В 1965 г. окончила Донецкий институт Советской торговли. Депутат областного совета XXI, XXIII и XXIV созывов. С 1998 г. - председатель постоянной комиссии областного совета по вопросам бюджета. Принимала участие в разработке законов "О государственном бюджете Украины" ряда лет. Вносила предложения по ряду проектов законов, в частности, Бюджетного и Налогового кодексов Украины, "О местном самоуправлении". За высокие показатели в работе награждена орденом Дружбы народов, Почетной грамотой президента Украины, Почетной грамотой Харьковской облгосадминистрации и областного совета, орденами "Варвары-великомученицы", "Святого Владимира", "В честь 1000-летия рождества Христова" УПЦ, нагрудным знаком "Лидеры XXI столетия".
Харьковский областной совет. Постоянная комиссия по вопросам бюджета. Председатель Вишневская Марина Константиновна. Тел. 43-03-60.