Телеведущий и журналист Андрей Куликов сегодня, 22 марта, в информационном агентстве "STATUS QUO" провел  семинар-тренинг в рамках проекта "Практическая журналистика". Тема семинара - "Производство теле- и радионовостей".

Журналисты и редакторы из СМИ Харькова и Харьковской, Донецкой и Луганской областей под руководством А.Куликова разрабатывали примерный выпуск городских новостей, обсуждали, какой из новостных сюжетов важнее, а какой должен быть размещен в конце выпуска, выбирали приемы и инструменты, которые нужно использовать при построении новостей. Особое внимание А.Куликов уделил значению профессии репортера, умению строить командную работу, правилам общения с источниками информации.  В тренинге приняло участие 40 журналистов, смотреть тренинг и задавать вопросы тренеру могли все желающие с помощью онлайн-трансляции.

Объясняя роль журналистики в современном украинском обществе, А.Куликов отметил, что относить журналистику к власти или называть ее "четвертой ветвью власти" неправильно: она скорее является мостиком между властью и социумом. "Мне не нравится, когда журналистику называют четвертой властью. Это значит, что нас причисляют к тому, что не любит большинство людей", - отметил журналист. По его словам, украинское общество в целом доверяет средствам массовой информации, но боится журналистов. "Больше журналистов боятся только сотрудников ГАИ и налоговой службы", - подчеркнул телеведущий.

Рассказывая о структуре украинских новостей и методах построения новостных выпусков, А.Куликов отметил, что в украинских СМИ не всегда верно выстраиваются отношения между журналистом и редактором, журналистом и ведущим, журналистом и оператором: часто нет того взаимодействия, которое необходимо для изготовления  качественного продукта. Из-за того, что работа операторов в украинских СМИ недооценена и рассматривается как вторичная, выпуск сюжета происходит по следующему сценарию: журналист пишет текст, а потом пытается найти "картинку", которой можно этот текст проиллюстрировать. В западноевропейских СМИ, по словам А.Куликова, первоочередной является как раз "картинка", которую должен описать текст журналиста: в идеале видеоряд сам по себе, без текста, должен давать представление о произошедшем.  "Почему у нас так происходит? Потому что журналист находится в полете творчества, когда пишет. Но журналистика должна быть прежде всего информативной, а максимум информации несет как раз кадр", - заявил А.Куликов.

По его мнению, эмоциональная окраска в устах ведущего, а также использование кадров мультфильмов, комедий, музыкальных произведений и других подобных приемов в новостях - излишни. "Классические новости будут наиболее востребованы всегда", - отметил журналист. Рассуждая об универсальности журналистов и так называемом конвергентном ньюзруме, когда журналист может выполнять также роль оператора и монтажера, телеведущий сказал, что является сторонником работы новостных творческих групп, в которой каждый из участников процесса профессионально выполняет свою работу. При построении выпуска новостей, по мнению А.Куликова, необязательной, а иногда, и лишней является логическая связка между сюжетами, особенно когда сюжеты пытаются связать слишком искусственно. То, что новости культуры и спорта часто размещают в конце выпуска, телеведущий тоже не считает догмой. По его словам, важность материала во многом определяется личным восприятием продюсера или редактора канала, и то, как подан материал, во многом определяет его значимость. "Бытует мнение, что лучше всего запоминается то, что видишь последним. На самом деле это не так: в памяти лучше всего откладывается то, что человек видит первым", - отметил журналист. Говоря о внешнем виде журналистов в кадре, А.Куликов отметил, что опрятный и неброский внешний вид является обязательным условием для тех, кто работает на телевидении. "Если вы хотите, чтобы зритель вам доверял, на вас не должно быть очень дорогой одежды, ярких украшений. Для мужчин предпочтительным являются классический пиджак и галстук, для женщин тоже желательна классическая одежда и собранные волосы. И никакого меха, искусственного или настоящего: он выглядит в кадре неопрятно", - подчеркнул А.Куликов. 

Видео. Часть первая.

Часть вторая


Справка "SQ". Проект "Практическая журналистика" организован информагентством "STATUS QUO" как серия практических семинаров-тренингов для журналистов и редакторов из Харькова (на первом этапе), а также Харьковской и соседних областей (на втором этапе). Тренинги ведут высокопрофессиональные редакторы, телеведущие, журналисты центральных СМИ. Участники тренингов получают советы профессионалов, рекомендации и ответы на свои вопросы. Семинары-тренинги проходят один раз в 3-4 недели в пресс-центре ИА "STATUS QUO" (Харьков, ул. Артема, 46, 4-й этаж). 20 января в рамках проекта мастер-класс провел главный редактор канала "TVI" Виталий Портников, а 17 февраля - журналист и телеведущий Константин Стогний. В этот раз тренинг впервые прошел при поддержке группы "DCH" и ФК "Металлист".