Экономические реформы президента: бизнесу – давление, власти - централизация

В среду, 16 июня, в Харьков приехала первый заместитель главы Администрации президента Украины Ирина Акимова. Она презентовала программу экономических реформ на 2010-2014 гг. Надо отметить, что этот план реформирования экономики выгодно отличается от аналогичных документов, которые в разные периоды истории Украины выносились на суд общественности. Программа Януковича намного конкретнее, чем "Український прорив" Тимошенко и уж тем более - чем "План розвитку країни" от харьковчанки Инны Богословской. В программе экономических реформ от президента четко очерчены проблемы, указаны пути и сроки их решения, а главное – содержатся показатели, по которым можно будет судить, насколько эффективно идет реформа. Вместе с тем есть и настораживающие моменты.

Первый из них – сроки создания этой программы. Акимова дважды рассказала историю о том, что президент буквально через три дня после вступления в должность дал команду разрабатывать план реформ. Спустя два месяца план был готов. Возникает вопрос: а с чем, собственно, Виктор Янукович шел на выборы? Впрочем, программа была. Называлась "Украина для людей". Только кроме "всем сделать хорошо" она ничего не содержала. С другой стороны, и правильно, что не содержала. Потому что конкретика, изложенная в программе экономических реформ Януковича, местами похожа на ушат холодной воды, способной остудить самые горячие бело-голубые головы. Вот один из примеров. Местные чиновники поднимали вопрос о специальных экономических зонах, обещая, что нужный законопроект скоро будет принят. Но, похоже, о таких зонах, да и вообще о каких-либо льготах для бизнеса придется забыть: Акимова четко дала понять – никаких льгот не будет.

План реформирования экономики Украины предусматривает изменение налоговой системы, но весьма своеобразное. Для снижения налоговой нагрузки на бизнес авторы реформы предлагают в том числе "перенести налоговую нагрузку с мобильных факторов производства – труда и капитала - на потребление, ресурсные и экологические платежи путем поэтапного повышения ставок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия, а также ввести экологический налог". Т.е. старые налоги не сокращаются, зато поэтапно вводятся новые.

Впрочем, ослабление налогового бремени тоже имеет место. Команда Виктора Януковича предлагает снизить налог на прибыль, да и то после 2012 года, и ввести налоговые каникулы для малого бизнеса. Механизмы реализации этой инициативы изложены в Налоговом кодексе, который со дня на день должен принять парламент. Так вот налоговые каникулы коснутся только тех предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 300 тыс. грн., причем эти счастливчики не должны иметь наемных работников. В общем, отдыхать на налоговых каникулах, похоже, будут только часовщики, мастера по ремонту обуви и швеи-надомницы. Даже владельцев небольших магазинов налоговые каникулы не коснутся.

Кроме того, в программе Януковича содержится идея отменить малоэффективные налоги и сборы, которые не приносят существенного дохода в бюджет. Эти малоэффективные налоги, очевидно, и есть то самое тотальное сокращение налогового беремени, о котором говорят в правительстве. Например, согласно Налоговому кодексу, отменяется сбор за право использования местной символики (Харьковский горсовет отменил его в еще прошлом году, потому что за 2008 г. поступления в городской бюджет по этому сбору составили аж 621 грн.). Ушел в прошлое сбор с собственников собак (остряки из интернета в связи с этим уже предложили переименовать предвыборную программу Януковича в "Украина для собак"). Также отменен (ну наконец-то!) сбор за участие в бегах на ипподроме. Подобных налогов и сборов упразднено около десятка.

Налог на добавленную стоимость, как и было обещано, действительно снижается: проект Налогового кодекса предусматривает поэтапное снижение ставки НДС в период с 2012 г. по 2014 г. с 20% до 17% - по одному проценту в год. Правда, с 2014 г. налог снова будет составлять 20%.

В проекте Налогового кодекса есть много моментов, которые вызывают серьезные сомнения в том, что его авторы действительно, как было заявлено, стремились сделать украинский бизнес конкурентоспособным. Более подробно о нововведениях Налогового кодекса можно прочитать здесь. При этом кодекс четко коррелирует с программой реформирования экономики от Януковича, так что в непоследовательности команду президента обвинить сложно. Можно, правда, вспомнить программу "Украина для людей", с которой план реформирования экономики не очень согласуется, но, в конце концов, кто уже помнит эти обещания? И вообще, "кто старое помянет, тому глаз вон" - похоже, универсальный принцип взаимоотношений украинских политиков с электоратом.

Изложен в программе экономических реформ и план реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства. Главное в нем – централизация тарифной политики. По словам Ирины Акимовой, вопрос регулирования тарифов будет передан на центральный уровень. Для этого создадут независимый регулятор услуг ЖКХ. "Это как Национальная комиссия регулирования электроэнергетики на энергетическом рынке", - заявила Акимова. Рассказала она и о причинах такого решения. Вкратце суть сводится к тому, что коммунальщики не умеют или не хотят формировать адекватные тарифы.

В принципе, Акимова права: что греха таить - склонны некоторые коммунальщики за счет потребителей оплачивать служебные автомобили и командировки в жаркие страны. Но для борьбы с самоуправством местных чиновников у президента есть КРУ, милиция, прокуратура и еще десятки проверяющих органов. Говоря о централизации тарифной политики, власть как будто расписывается в своем бессилии: наладить нормальную работу на местах мы не в состоянии, поэтому заберем часть функций в центр.

И еще – есть серьезные сомнения, что киевский чиновник лучше осведомлен о стоимости тепла в Харькове, чем директор коммунального предприятия, которое это тепло поставляет. Каждая область имеет свою специфику. Отдавать на откуп центру тарифный вопрос, который требует досконального знания ситуации в конкретном регионе, как минимум нелогично.

Видимо, хоть как-то прикрыть эту нелогичность был призван посыл, который Акимова настойчиво внедряла в массы. По ее словам, появление регулятора услуг ЖКХ приведет к тому, что в эту сферу устремится частный бизнес, который работает эффективнее. О важности прихода частного бизнеса в ЖКХ Акимова говорила с воодушевлением, правда, каким образом единый регулятор тарифов поможет частникам, так и осталось непонятным. Возможно, имелось в виду, что новые тарифы сделают участие частных предприятий в коммунальной деятельности выгодным. Правда, тарифы в этом случае должны резко вырасти. Такой крамольной мысли Акимова по понятным причинам не высказывала.

Подводя итоги визита Ирины Акимовой в Харьков, можно сказать, что он был исключительно полезным - хотя бы тем, что привлек внимание общественности к планам президента. Эти планы очень спорны, но они хотя бы есть и представляют собой довольно стройную систему. Их реализация в полном объеме преобразит страну. В лучшую или худшую сторону – вопрос полемичный, но, по крайней мере, шаги руководства Украины впервые за много лет понятны и, в общем-то, прогнозируемы.

Еще один итог визита - Ирина Акимова, вольно или невольно, четко продемонстрировала, как будут строиться отношения центра с регионами. Это было видно по процессу обсуждения программы реформирования экономики. Акимова настойчиво призывала включиться в дискуссию, при этом подчеркивая, что базовые принципы останутся неизменными. Чего ожидала высокая гостья от харьковчан, так и осталось непонятным: что можно предлагать, если вся программа, по сути, и есть набор базовых принципов? Очевидно, ожидалось, что харьковские чиновники, коммерсанты и директора предприятий выразят чувство глубокого удовлетворения "генеральной линией партии" и проведут в подчиненных им структурах собрания, на которых трудящиеся громко подивятся мудрости теперешних украинских кормчих. Возможно, через несколько лет так и будет. По крайней мере, первые ростки подобных общественных отношений, кажется, уже начали пробиваться.