стрит-арт, лучший стрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхелВот уже 13 лет мы живем в новом столетии, и на первый взгляд ничего кардинально не изменилось. Но это только на первый. Нас окружает новая реальность, которую определяют вещи, в прошлом веке или незначимые, или существовавшие в другой форме, или не существовавшие вовсе. Конечно, львиную долю из них нам подкинула Сеть – мэмы, демотиваторы, онлайн-игры… Другие любопытные явления вторглись в нашу жизнь не из виртуала: это флешмобы, сериалы, снятые по голливудским стандартам, стрит-арт и прочие проявления человеческого бытия, балансирующие на грани искусства, развлечения и форм социализации.

Общество постмодерна породило посткультуру, которая, имея корни в прошлом, грозит это прошлое окончательно изничтожить, изменив ландшафты городов и способы восприятия действительности их жителями. В новом цикле статей под названием "Посткультура" мы поговорим о некоторых относительно новых формах реальности и начнем с формы наиболее понятной – стрит-арта. Тем более, в нашем городе это способ самовыражения становится популярным.

Вообще-то, стрит-арт – явление далеко не новое. Видимо, желание хоть как-то украсить однообразные стены тяготеющих к архитектурной простоте мегаполисов появилось сразу после того, как эти самые стены стали обступать горожан. Но лишь с начала нулевых явление это фактически перешло в ранг искусства, став "артом". А пока - немного истории.

Почти во всех русскоязычных статьях, посвященных стрит-арту, вы непременно обнаружите цитату из манифеста футуристов авторства Маяковского, где содержатся такие строки: "Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов". Конечно, жаль, что эта идея, рожденная в эпоху военного коммунизма, не была реализована. Вернее, была, но за ее воплощнние взялось государство. В итоге получился особый, "советский" стрит-арт: корпуса фабрик, здания учреждений и просто заборы были украшены мрачными картинами, демонстрирующими счастливых трудящихся, пионеров и классиков марксизма-ленинизма. Изображения стилизовали колосками-шестеренками и, конечно, надписями "Вперед к победе коммунизма", "Народ и партия – едины" и так далее. Увы, современные историки явно недооценивают роль советского стрит-арта в развале СССР. А зря, потому что эти жутковатые творения и лозунги, не имеющие ничего общего с реальностью, сделали для развала советского проекта едва ли не больше, чем все диссиденты вместе взятые.

Советский стрит-арт

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Стрит-арт в его теперешнем виде зародился в городе, который стал воплощением современной урбанизации и одним из мировых культурных центров. Конечно, речь о Нью-Йорке. Первый стрит-арт, который изначально был представлен только одним направлением – граффити, отличался исключительной функциональностью: специальными символами на стенах в 60-е годы прошлого столетия "метили территорию" уличные банды. Немного позже свою любовь к кумирам начали выплескивать на стены поклонники музыкальных групп. Но как некое контркультурное явления это никто не воспринимал: такие граффити расценивались как обычный вандализм.

Простецкие надписи поклонников рок-групп

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

В конце 60-х обычному нью-йорскому подростку греческого происхождения по имени Диметриус понравилась идея писать на стене свое имя и номер улицы. Эта мысль изначально принадлежала не Диметриусу: его предшественник вывел краской "Хулио 204". Диметриус придумал себе никнейм "Taki", присовокупил к нему номер своей улицы - 183 и стал повторять нехитрый подвиг безвестного Хулио. С той лишь разницей, что Диметриус работал курьером, и надпись "Taki 183" стала появляться по всему Нью-Йорку. Это развлечение так и осталось бы баловством, балансирующим на грани вандализма, если бы "художника" не заметили журналисты "New York Times". В 1971 году вышла статья "Taki 183" призывает друзей по переписке". Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы (или баллончика с краской), и "друзья по переписке" не замедлили показать себя. У Таки появились тысячи последователей, которые постепенно стали добавлять к нику и цифре простейшие графические элементы.

Творения Taki 183, которые пока никак нельзя назвать искусством

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Буквально за несколько лет в Нью-Йорке сформировалась некая субкультура граффити. Что интересно, очень сильно усложнившись, она по-прежнему наследовала своего родителя: это были непростые в исполнении, но все же надписи, причем надписи, понятные, как правило, только их авторам, то есть все те же никнеймы. Возможно, рисуй Диметриус по всему Нью-Йорку котов, культура граффити пошла бы совсем по другому пути. Но во главе угла остались именно надписи: уличные расписыватели стен стали именовать себя "райтерами" -по сути, писателями. Появились и стили: "бабл" - пузатые буквы, "вайлдстайл" - мало читаемое переплетение букв и стрелок.

Граффити, наследующие Taki 183, но уже вполне похожие на художественные произведения

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел
cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Между тем, городские власти Нью-Йорка и других американских и европейских городов, подростки которых полюбили разукрашивать серую реальность бетонных стен и заборов яркими красками из баллончиков, с "вандалами" отчаянно боролись. Борьба эта привела к тому, что искусство граффити стало подпольным, обзавелось своими легендами и героями (по большей части - анонимными). Нонконформизм привлекал в ряды райтеров еще больше молодежи. В итоге в Нью-Йорке наметился дефицит свободных для художеств площадей, а городские власти настолько были ошарашены размахом деятельности райтеров, что на время запретили продажу баллончиков с краской лицам, не достигшим 21 года!

Борьба с граффити

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Параллельно с этим шел еще один процесс: субкультурой граффити заинтересовались толстосумы от искусства. На молодых ребят с баллончиками обратил свой царственный взор даже Энди Уорхол, непревзойденный коллекционер творческих идей и молодых дарований. В итоге к началу 80-х самые талантливые художники граффити направили свои баллончики не на стены, а на холсты, которые стали выставляться в престижных галереях и продаваться. А граффити, дополненное инсталляциями и скульптурами из городского хлама, стало именоваться стрит-артом.

Граффити на холсте

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

К этому времени городские власти почти повсеместно победили уличных художников. Граффити облагородилось, перестало быть субкультурой и кануло бы в Лету, лишенное топлива андеграундности, если бы жанр не получил новое дыхание, имя которому – Бэнкси. Рисование на стенах при помощи трафарета, использование в композициях особенностей поверхности, социальная тематика и тонкий юмор были и до него. Но именно этот англичанин, имя которого, кстати говоря, до сих пор доподлинно неизвестно, сумел блестяще объединить все это.

Изобретательность и юмор в работах Бэнкси

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Сейчас, даже несмотря на анонимность, а может быть, отчасти и благодаря ей, Бэнкси стал действительно культовым художником. Достаточно сказать, что буквально два месяца назад его граффити было продано на аукционе за 750 тысяч евро.

Еще Бэнкси

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Конечно, успех Бэнкси не стал бы таким оглушительным, если бы его работы не были подчас остросоциальными. Последняя серия рисунков Бэнкси вызвала неоднозначную реакцию общества, что, собственно, и должен делать настоящий андеграунд. Метатель, запускающий ракету, человек, крадущий олимпийское кольцо, и атлет с шестом, прыгающий через колючую проволоку на несвежий матрас, – так Бэнкси выразил свое презрение к пустому официозному пафосу и массовой истерии, которые неизбежно сопровождают мероприятия, подобные лондонской Олимпиаде.

Бэнкси против Олимпиады

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Благодаря интернету работы Бэнкси увидели не только лондонцы, но и миллионы людей по всему миру. Естественно, у него появились тысячи последователей. Интересно, что одни из самых ярких живут в России. Художники из Екатеринбурга буквально запихали в глотки местных чиновников ямы на дорогах, напомнив тем самым их предвыборные обещания.

Художественный удар по бездорожью и борьба чиновников со стрит-артом

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

А что же в нашем городе? У нас при поддержке мэрии активно продвигаются так называемые муралы (или мюралы, от английского mural – стенной, настенный) – композиции во всю ширину и высоту здания. Этот вид стрит-арта в силу трудоемкости невозможен без содействия со стороны городской власти.

Харьковские муралы

cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел cтрит-арт, история стрит-арта, граффити, бэнкси, энди уорхел

Конечно, то, что мэрия помогла художникам, достойно всяческой похвалы, а политкорректная тематика заслуживает уважения. Правда, стрит-арт - это не только выхолощенная монументальность: это еще и протест, и обращение к социальной тематике, и юмор в конце концов. Возможно, в Харькове есть свой Бэнкси. Автор будет благодарен читателям, которые возьмут на себя труд указать места интересных граффити или инсталляций и помогут связаться с их авторами. Редакция с удовольствием опубликует фоторепортаж и интервью с такими людьми.