"Радиоактивность - это то, что может убить нас незаметно и медленно. Невежество - так же незаметно, но гораздо быстрее" (Ричард Оппенгеймер)

В природе есть множество тайн. Например, каким образом большая банка "Вискас" влезает внутрь котенка явно меньшего, чем она, размера? Загадка. В комиксах тоже встречаются подобные секреты. Один из них - как громадному зеленому монстру Халку при одномоментном увеличении объема тела в несколько сотен раз удается сохранить в неприкосновенности свои трусы? Возможно, разгадать эту тайну фанатам удастся после просмотра второго полнометражного фильма о приключениях жертвы гамма-облучения.

Компания "Marvel" ступила на тропу большой киновойны. Ей явно надоело смотреть, как жадные и бездарные продюсеры рвут на части ее комикс-шедевры, и она решила гробить их собственными руками - чтобы не так обидно было. Что ж, первый опыт вышел вполне не комом, а блином, и "Железный человек" собрал неплохую кассу, причем заслуженно: оригинальный сценарий, яркие персонажи, необычная режиссерская трактовка, хорошие спецэффекты.

Однако второй шаг знаменитой комикс-студии обескураживает: "Marvel" решила собственными руками реанимировать Халка. Мало того, что исходная история о зеленом монстре прямолинейна, как рельса, и максимально оптимизирована для детсадовского мультика, так еще и первая часть фильма была самым настоящим кинематографическим "Титаником". То, что сотворил с простоватым комиксом будущий "сгибатель гор" в нетрадиционную ориентацию Энг Ли, трудно даже описать. Одна только клиповая стилистика видеоряда чего стоила.

Кроме того, "Халк", наверное, самый детский и научно-идиотский из всех комиксов студии "Marvel". Ровесник первых ядерных испытаний, термина "бикини" и новой социальной фобии под названием "радиация", он, соответственно, приписывал этому несложному физическому явлению такие чудеса, что оставалось только ждать, когда из радиоактивных отходов начнут штамповать пилюли от головной боли.

Хотя сама по себе идея создать историю современного доктора Джекилла выглядит не такой уж глупой. Одна беда - сделать это стоило менее прямолинейно. У каждого времени свои герои и свои не менее характерные злодеи. И вряд ли сегодня большой рост, зеленый цвет и вспыльчивость являются такими уж главными чертами монстра. Посмотрите хотя бы на Шрека. Вот цинизм, жадность и безупречный костюм… Впрочем, мы не об этом.

Итак, несмотря на впечатляющий провал творения Энга Ли, студия "Marvel" таки решилась на продолжение сказки о большом зеленом человеке, правда, не отважившись лепить к нему привычную циферку 2. Вместо этого было придумано гениальное в своей примитивности название "Невероятный Халк". То есть нам как бы дали понять: раньше-то Халк был так себе, вполне реальный, а вот теперь…

Нынешний Халк действительно оказался на порядок дороже, опрятнее, качественнее, а главное - драматичнее. Скажем сразу: новый Халк - это не продолжение старого. Это действительно новый Халк.

Посадив в режиссерское кресло не арт-хаузного, а блокбастерного режиссера - творца "Перевозчиков" Луи Латерье, влепив в актерскую обойму настоящих звезд - Эдварда Нортона, Лив Тайлер, Тима Рота и Уильяма Херта – и позаботившись о том, чтобы Халк больше не отрывал плохо нарисованным "компутерным" танкам башни, а делал что-нибудь более занимательное, студии "Marvel" удалось-таки сдвинуть дело с мертвой точки. К тому же Нортон, знаменитый, кроме всего прочего, своими литературными талантами, полностью переписал под себя исходный сценарий, дабы создать актерам хоть какой-то драматический фон.

Чтобы раз и навсегда избавиться от дурной славы первого фильма, создатели предварили ленту небольшим флэшбеком, рассказывающим завязку истории, то есть содержание первой серии, в котором эта самая серия была простодушна переснята с новыми актерами и в новой же стилистике. На мой взгляд, довольно удачно.

Тем не менее, сюжет нового Халка оригинальным не назовешь. Вляпавшийся в радиационную мутацию ученый Брюс Баннер, он же Эдвард Нортон, прячется от всех в Бразилии, где обезьян гораздо больше, чем людей, и пытается избавиться от свого "второго я" - монстра Халка. Генерал Росс мечтает захватить бывшего ухажера своей дочери, чтобы с помощью беспринципных ученых наштамповать побольше боевых Халков. Дочь генерала, возлюбленная Баннера Бетти Росс, она же Лив Тайлер, считает любимого потерянным навсегда, для экономии средств встречается с психоаналитиком и во всем винит отца.

Генерал посылает на захват Баннера-Халка отряд во главе с британским спецназовцем Эмилем Блонским, которого играет Тим Рот. Конечно же, тот русский по происхождению, то есть монстр без всякой мутации, и, увидев Халка в деле, больше ни о чем думать не может – мечтает стать таким же и как следует с Халком подраться. Ясное дело, мечта сбывается, и в конце фильма мы видим уже двух монстров – Халка и Мерзость, причем нас ждет финальное сражение между ними. Правда, очень уж оно похоже на таковое же из "Железного человека", но, я думаю, можно простить "Marvel" этот невольный самоплагиат.

Дуэт Нортон-Рот получился столь органичным, что на какое-то время перестаешь замечать, что парням, в общем-то, и играть нечего: самое напряженное действо ложится на их монстрообразные "альтер-эго". Ярость, сыгранная Тимом Ротом, очень искренняя и не замутнена никакими дешевыми псевдофилософскими штучками, а Эдвард Нортон передает образ настолько отчаявшегося и загнанного в угол человека, что на этом фоне как-то незаметными становятся даже совершенно кретинические "научные" диалоги в фильме вроде тезисов о воздействии радиации на спинной мозг с целью стимуляции иммунитета. С тем же успехом можно было бы стимулировать уши или нос.

В целом Латерье удалось создать довольно динамичное действо, особенно разнообразив экшн-сцены погонями и драками без участия монстров. Кроме того, у него получилось значительно очеловечить образ Брюса Баннера, добавив в сюжет простых чувств и эмоций. Да и любовная линия - дуэт Нортон-Тайлер - смотрится на голову выше, чем сыгранная героями первого фильма. Это уже похоже на реальную любовь, а не на индийскую мелодраму.

- Из-за пульса может начаться трансформация. Мне нельзя возбуждаться…

- Даже чуть-чуть?

Впрочем, сама студия "Marvel" в будущее пусть и дорогого им, но явно примитивного Халка, похоже, не верит. Именно поэтому в последних кадрах фильма в бар к спивающемуся генералу Россу подходит – кто бы вы думали? – Роберт Дауни-мл. в образе инженера Старка и заявляет, что "теперь они с Халком будут работать вдвоем". Вот и думайте, в продолжении чего мы увидим нашего зеленого друга.

Вы, очевидно, ждете ответа на животрепещущий вопрос: нужно ли любить кино или и так сойдет? А меня гораздо больше интересует другая тайна: все-таки почему труселя у Халка не рвутся? Конечно, этому в фильме дается некое объяснение: Брюс, видите ли, на всякий случай покупал штаны на несколько размеров больше. Впрочем, простое сравнение объемов Баннера до и после превращения делает это объяснение никудышным.

Может, теперь на этот вопрос ответит Тони Старк? Увидим в кинотеатре.