Первый тур президентских выборов: череда провалов и занимательная арифметика

Итак, свершилось: первый этап предвыборной гонки пройден. Результаты оказались вполне ожидаемыми - по крайней мере, что касается первых пяти мест: кандидаты расположились на них более-менее сообразно социологическим опросам и субъективным ощущениям. Эти ощущения даже неискушенному в политике избирателю подсказывали, что во второй тур выйдут Тимошенко и Янукович, что Тигипко наберет вдвое больше, чем Яценюк, и что Виктор Ющенко попадет в пятерку, но уж никак не в тройку, не говоря уже о втором туре.

С кандидатами "второго эшелона" все оказалось немного любопытнее. Самое главное - они все набрали до смешного мало голосов. И это притом, что шума от них было подчас не меньше, чем от политических тяжеловесов.

Вот Инна Богословская, например. Возглавляемая ею партия "Вече" на парламентских выборах 2006 г. набрала 1,7%. Тоже, конечно, не Бог весть что, однако это в четыре раза больше, чем на президентских выборах - 2010, где Богословская набрала жалкие 0,4%. И это притом, что в технологическом плане президентская кампания проще, чем парламентская: тогда стояла задача раскрутить с нуля новую политическую силу, а тут – знай себе катайся по регионам и вещай. Тем более узнаваемость у Инны Германовны очень неплохая – спасибо телевизионным ток-шоу. По Богословской остался только один вопрос - найдется ли в ее окружении достаточно влиятельный человек, который скажет: "Инна Германовна, может хватит, а?"

Олег Тягнибок тоже удивил скромным результатом, причем не столько в целом по Украине, сколько в Тернопольской области, которая волею судеб считалась для ВО "Свобода" базовой. Набрать в Тернополе всего 5% голосов, хотя менее года назад "Свобода" вошла в Тернопольский облсовет с триумфальными 35%, – это не просто провал, это крах. Впрочем, попасть в парламент шансы у ВО "Свобода" все же остаются. Причем зависеть это будет не столько от них, сколько от общей экономической ситуации: как правило, чем хуже жизнь вокруг, тем граждане более склонны голосовать за радикализм и политическую экзотику.

Антагонист Тягнибока – Петр Симоненко - тоже крупно сел в лужу. На парламентских выборах в 2007 г. КПУ набрала 5,4%, а на президентских Симоненко набрал на два процента меньше - 3,5%. И это притом, что "левые" шли на президентские выборы "колхозом" из четырех политических сил. Такой скромный показатель, впрочем, можно объяснить личностью самого Симоненко: возможно, выдвини "левые" Грача или Волгу результат был бы более внушительным.

Говоря о "левых" и "роли личности в истории", нельзя не отметить Александра Мороза, который поучаствовал в выборах, кажется, только для того, чтобы в цифровом эквиваленте зафиксировать свою политическую смерть. Изначально социалисты планировали двигать на выборы Семенюк-Самсоненко, и это было правильно: много голосов они бы не набрали, но, задвинув Мороза в тень, СПУ могла бы жить, получив инъекцию из новых лидеров. Но – не случилось.

Владимир Литвин сумел набрать всего 2,3%, что по сравнению с почти 4%, полученными Блоком Литвина в 2007-м, очень мало. По сути, это означает снижение электоральной поддержки Литвина почти вдвое. А ведь должность спикера Верховной Рады - идеальная трибуна для "скрытой" агитации за себя. Но то ли устал Литвин, то ли электорат устал от него, очевидно одно: шансов на политическое будущее у него немного.

И последний, кого хотелось бы отметить из кандидатов "второго эшелона", - Анатолий Гриценко. 1,2% - максимальный результат, который мог выжать бывший соратник Виктора Ющенко. Имей Гриценко под собой работоспособную партийную структуру, он выжал бы больше. А на билбордах, как показал его опыт, далеко не уедешь.

Теперь о первой пятерке. Говорить что-то о Викторе Ющенко сложно: о политических покойниках - или хорошо, или ничего. Хорошего о нем сказать, в общем-то, нечего. Да и плохого, кстати, немного наберется: просто ушел человек в свою реальность, ему там было комфортно, там он, очевидно, и останется, пребывая на почетной пенсии. Хотя, вполне возможно, где-то через год будут вспоминать Виктора Андреевича добрым словом как не самого худшего президента по сравнению с тем, который сейчас. Глядишь, и попадет на этой волне Ющенко под купол Верховной Рады. Это не президентство, конечно, однако и не политическая смерть.

Арсений Яценюк, которого злые языки окрестили "провалом года", все же имеет шансы продолжить политическую карьеру. Но шансы небольшие. Его 7% до парламентских выборов могут просто растеряться. Дело в том, что по партийному строительству "Фронта змін" придется приложить недюжинные усилия. Возможно, у Яценюка это и получится, но скорее нет. И вот почему. Эстетика его избирательной кампании, над которой многие потешались, продемонстрировала простой факт: Яценюк просто не умеет подбирать команду. В данном случае речь шла о команде пиарщиков. А ведь команда пиарщиков во время предвыборной кампании - ключевой момент. Как в окружении Яценюка могли оказаться изобретатели этого полосатого креатива?

Отчасти ответ на этот вопрос лежит в опубликованных сведениях о том, кто составляет ближайшее окружение Арсения Петровича. Это институтские друзья, друзья институтских друзей и т.д. А вот профессионалов в этом перечне, как оказалось, почти нет. С таким подходом к формированию команды заниматься партийным строительством с прицелом на парламентские выборы – затея сомнительная. Однако 7% - во всех случаях неплохой старт. Не растерять бы…

Сергей Тигипко - это, безусловно, прорыв года. Его 13% показали, что спрос на новых политиков в Украине есть. Только новизна эта должна быть буквальной: не "был где-то там, мозоля время от времени глаза, и вдруг появился в качестве кандидата", а "не было вообще, и вот – нате вам".

Безусловно, четырехлетнее отсутствие Тигипко в политике – его главный политический капитал. Плюс харизма. Для Украины этого, кстати, немало. О таких глупостях, как предвыборная программа, среднестатистический избиратель задумывается мало. К счастью для кандидата. В случае с Тигипко это особенно заметно.

Вся страна несколько месяцев внимательно следила за тем, как он говорит, пропуская мимо ушей, что именно он говорит. А говорил он любопытные вещи. Будучи действительно сильным экономистом, Тигипко предлагал исключительный прагматизм во всем, а по сути – шоковую терапию, комплекс крайне непопулярных мер, которые в конечном итоге способны вывести страну из коллапса. Украинский избиратель привык, что перед выборами его трогают за эрогенные зоны, называемые "социальной политикой", поэтому призывы Тигипко потуже затянуть пояса вряд ли понравились бы электорату. Так что тот факт, что Тигипко вместо своих мессаджей донес до избирателя себя, сыграл ему в плюс. Отсюда и хороший результат.

Но этот результат нужно удержать до парламентских выборов. А вот тут могут начаться проблемы. Избиратель – как капризная барышня: если кавалер долго не напоминает о себе, барышня тут же начинает искать нового кавалера. Проблема Тигипко в том, что для постоянного напоминания о себе нужна трибуна. "Бывший кандидат в президенты" - это не трибуна. Совсем другое дело – должность в исполнительной власти, пусть и невлиятельная, зато позволяющая комментировать все, что угодно (в этом плане СНБО, например, – отличное место).

Но у Тигипко "трибуны" нет. Чтобы заиметь какую-никакую должность, ему неизбежно придется пойти на компромисс с властью, а это – электоральные потери, которые будут очень болезненны, ведь не стоит забывать, что через полтора года в массовом сознании он уже перестанет быть "новым политиком", а значит, сыграть на этом больше не получится. От того, насколько успешно Сергей Тигипко разрулит эту непростую ситуацию, и будет зависеть его политическое будущее.

Теперь о фаворитах. Юлия Тимошенко. Ее отставание от Януковича в 10% - это, конечно, еще не проигрыш, но уж точно не победа. Дополнительный электоральный ресурс Тимошенко для второго тура - это те, кто голосовал за Яценюка, Ющенко и кандидатов помельче - таких, как Гриценко, Костенко, Тягнибок… Но стоит учитывать, что многие из поддержавших в первом туре аутсайдеров просто не пойдут на второй тур, а это значит, что арифметика "процент Тимошенко + процент Ющенко + процент Тягнибока…" не сработает.

С электоратом Тигипко все сложнее. Сергей Леонидович  вряд ли призовет своих сторонников голосовать за Тимошенко - он уже заявил о неприятии оставшихся на финишной прямой кандидатов. Если убрать пафос "все плохие", то останется логичное объяснение нейтральности Тигипко: ему невыгодно поддерживать никого из кандидатов в обмен на должность. Во-первых, "его" кандидат может и не победить, во-вторых, с должностью может и не сложиться (подобных "кидков" новейшая история Украины знает немало), а в-третьих, такой ход Тигипко сразу повлечет электоральные потери, а сохранить свои 13% для него – задача №1 на ближайшие полтора года.

В общем, придется Юлии Владимировне, как обычно, вытягивать ситуацию на своих плечах. До второго тура осталось всего две с половиной недели, а это значит – традиционные методы ведения кампании уже не сработают. Но выход есть. Чтобы победить, Тимошенко придется устроить нечто грандиозное. Предпочтительнее – какую-нибудь общенациональную драму, чтобы масштаб побольше, жертв поменьше и чтобы борьба с этой "трагедией" была яркой, короткой и победоносной. Понятное дело, борьбу эту должна возглавить премьер. "Эпидемия гриппа", рожденная, скорее всего, в штабе Юлии Владимировны, была идеальной комбинацией, которая наверняка станет классикой политических технологий. Сейчас, очевидно, штабисты Тимошенко сушат головы над тем, что бы такое впарить общественности и хотя бы отчасти повторить успех "эпидемии гриппа".

Самое главное, чтобы "креатив" от технологов Тимошенко не имел далеко идущих последствий. "Эпидемия гриппа", слава Богу, прошла почти безболезненно, если не считать подпорченные нервы миллионов украинцев. Но стоит напомнить, что вся эта гриппозная затея чуть не обошлась казне в миллиард гривен, которые Верховная Рада хотела выделить на борьбу с химерами, изобретенными, скорее всего, штабистами Юлии Владимировны. Дороговатый получился бы "креативчик".

А вот в стане Виктора Януковича наверняка уже празднуют победу. "Регионалы" вообще часто праздновали победу, а власть в это время дрейфовала от них в сторону более активных оппонентов. Но с другой стороны, сейчас их главная задача - не делать резких движений, а оперативно отвечать на комбинации, которые рождаются в штабе Тимошенко.

С этим у окружения Януковича всегда были проблемы: замедленная реакция на события, порожденная, скорее всего, организационными просчетами, плюс полное отсутствие креатива делали Партию регионов "неповоротливым монстром", который выезжал только на неиссякаемом ресурсе восточноукраинского электората.

Но шансы на победу у Виктора Януковича сейчас велики как никогда. Во-первых, штаб Тимошенко может и не родить никакой "национальной трагедии" или родить что-то, что можно будет обернуть против самой Тимошенко. Во-вторых, и у Януковича есть небольшой электоральный ресурс - прежде всего, это избиратели, голосовавшие за Симоненко. Три процента - это, конечно, немного, но не стоит забывать, что этот электорат очень дисциплинирован и почти в том же составе явится на участки 7 февраля. Кроме того, "восточные тигипковцы", вполне возможно, отдадут свои голоса именно Януковичу, да и поклонники Литвина скорее поддержат Януковича, а не Тимошенко.

Еще один безусловный плюс Януковича – победа в первом туре: фактор "голосования за победителя" еще никто не отменял. Именно из-за этого фактора многие кандидаты в президенты были так возмущены постоянным опубликованием весьма сомнительных соцопросов. Так вот первый тур можно рассматривать как своеобразный "социологический опрос", причем максимально полный и точный. Поэтому победа Януковича в первом туре, безусловно, поработает на него и во втором.

Говорить о политическом будущем Януковича и Тимошенко пока бессмысленно - об этом можно будет порассуждать после подведения итогов второго тура. Отмечу лишь, что для Тимошенко победа в президентской гонке будет означать гораздо больше, чем для Януковича, а проигрыш – гораздо меньше. Этот парадокс возник потому, что Тимошенко "стартовала" от власти. С одной стороны, эту власть у нее не так-то просто будет отобрать даже в случае ее поражения на президентских выборах, а с другой – в случае победы власть Тимошенко укрепится до состояния монолитной скалы. Для Виктора Януковича победа будет значить гораздо меньше, т.к. впереди у него затяжная борьба с премьер-министром Тимошенко. А вот поражение может стать для Януковича фатальным - главным образом из-за угрозы раскола парламентской фракции Партии регионов и "усталости" спонсоров "регионалов" от многолетних попыток протащить во власть хронических неудачников.