Пока наши политики думают о сохранении собственных рейтингов, в Украине рождается гражданское общество. Младенец вот-вот родится, он будет маленький, слабый и непонятно, выживет ли он, но его скоро можно будет подержать в руках. Естественно, он будет капризный, крикливый и непослушный. Возможно, он не понравится своим родителям.

По данным социологического опроса, проведенного центром Разумкова и опубликованного в конце декабря 2008 г. газетой "Зеркало недели", около 27% респондентов готовы участвовать в законных акциях протеста. Более 10% граждан Украины готовы к участию в незаконных формах протеста, связанных с силовыми и насильственными действиями, при этом около 5% - готовы создавать независимые от президента и правительства вооруженные формирования.

Гражданское общество начинается с возникновения инициативных групп граждан, которым не платят "за политику", которые объединяются снизу, потому что понимают, что только так могут заявить о своих правах и быть услышанными.

Первым активизировался украинский "средний класс", поскольку ему было что терять, и с наступлением кризиса он действительно начал это терять.

Все началось с опубликованной 16 декабря 2008 г. на сайте "Украинская правда" статьи политолога и журналиста издания "Главред" Юрия Романенко "Манифест среднего класса", вызвавшей широкий общественный резонанс (после статьи на сайте осталось более 2 тыс. комментариев). В нем Ю.Романенко призывал средний класс создавать альтернативную элиту и отказаться от компромиссов с существующей властью.

"Государство давно контролируют несколько десятков олигархических семей, - писал Ю.Романенко. - В 2004 г. они переписали Конституцию Украины под себя. Понарошку они разделились на "синих", "оранжевых", "белых" и "серо-буро-малиновых". Так проще управлять народом - принцип "разделяй и властвуй" никто не отменял. Поэтому в Украине еще много людей, которые верят, что между Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко есть какая-то разница. Тогда как разница такая же, как между Coca-cola и Pepsi-cola, а суть – синтетика".

"Манифест среднего класса" по своей тональности напоминает статью аббата Сийеса "Что такое средний класс?", написанную перед Великой французской революцией 1789 г. Французский аббат тогда писал: "Что есть у среднего класса? Ничего. Что ему нужно? Все." Статья аббата взбудоражила умы и побудила средний класс к действию, хотя сам аббат особого участия в революции не принимал - на политическую арену Франции ХVIII века вышли совсем другие люди.

Первый этап планируемого объединения среднего класса снизу - акция "Достали!" - прошел в Киеве и некоторых других областных центрах (в том числе в Харькове) 22 декабря. Чтобы услышать друг друга и "докричаться" до власти, протестующие гудели в клаксоны автомобилей. В Харькове в акции приняли участие несколько десятков человек, в Киеве – около тысячи.

После акции "Достали!" Ю.Романенко начал создавать общественное движение "Третья республика". Цель движения - отстранить парламентские партии Украины от власти как дискредитировавшие себя в глазах народа, создать альтернативную политическую партию, прийти к власти, добиться изменения Конституции и превращения Украины в президентскую республику для проведения необходимых реформ.

В начале января Ю.Романенко объехал ряд областных центров Украины для встреч с единомышленниками. Встреча в Харькове прошла 5 января. По информации некоторых источников, харьковчане приняли Юрия холодно, однако инициативная группа движения "Третья республика" в Харькове все же была создана. В телефонном разговоре со мной один из ее инициаторов - Дмитрий Булах - заявил, что они не во всем согласны с Ю.Романенко, однако поддерживают идеи "Манифеста". Всеукраинскую акцию протеста "Третья республика" планирует провести 6 февраля. Что это будет - пока неизвестно.

Практически в то же время в Харькове возникла инициативная группа заемщиков коммерческих банков. 15 и 22 декабря 2008 г. они провели две акции протеста возле здания облуправления НБУ в Харьковской области. Причина недовольства - прыгающий курс доллара (люди брали кредиты по курсу около 5 грн. за доллар, а теперь должны выплачивать их по курсу 8-10 грн.), изменения банками условий кредитных договоров, угроза лишения залогового имущества.

"Средний класс фактически уничтожают, делают нищими, - говорит один из организаторов инициативной группы - предприниматель Нинель Желебовская. - Один раз это уже произошло в 1998 г. Тогда средний класс в основном начал спиваться. Но сегодня люди другие, они готовы отстаивать свой бизнес и свои права".

Инициативная группа создала общественное движение "Заложники кредитов", открыла сайт в интернете, занимается процессом создания общественных приемных, где заемщики банков могут получить консультацию юриста, как вести себя в случае неправомерных действий работников банка.

Наконец, 12 января заявила о себе инициативная группа харьковчан "Прорвемся!", которая через председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова передала свои требования президенту Украины, Кабинету министров, лидерам парламентских фракций и народным депутатам. Среди требований - замораживание кредитных и коммунальных долгов населения, рост социальных выплат, снятие льгот с народных депутатов.

В инициативной группе "Прорвемся!" всего 6 человек. Двоих из них можно было видеть 16 января напротив здания облгосадминистрации возле потрепанной иномарки, из окна которой торчал самодельный флаг с надписью "Прорвемся!". Молодые люди Антон Абраменко и Андрей Ильгов раздавали листовки, в которых жирным черным шрифтом были написаны вопросы к властьимущим: "Где делись около 10 млн. населения за последние несколько лет? Кто ответит за этот акт геноцида? Как вышло, что "народные избранники" так возвысились над своим работодателем? Кто ответит за этот обман народного доверия? Нас заставляют вспомнить прошлое - это правильно, но кто ответит за сокрытие настоящего и искоренение нашего будущего?" Они требуют создания "Народного собрания" - гражданского института, который будет контролировать власть.

"Надо выходить на улицы, а не говорить о политике на кухнях", - говорит А.Ильгов. 20 января он начал бессрочную голодовку на пл.Свободы. "Люди и так голодают, просто делают это тихо, у себя дома, и политики этого не видят. Мы же хотим, чтобы они увидели, к чему приводит их безответственность", - заявил А.Ильгов.

Показательно, все три группы знают друг о друге, но, тем не менее, никак не связаны между собой. Все говорят о том, что они не связаны с политическими партиями и выступают против всех.

Движение "Третья республика" позиционирует себя как средний класс. Среди харьковских "заложников кредитов" часто можно встретить предпринимателей, владельцев агентств недвижимости, людей, которые брали кредиты на развитие бизнеса. Потрепанная иномарка участников группы "Прорвемся!" тоже может свидетельствовать об их принадлежности к среднему классу. Возможно, они просто играли в средний класс, как и большинство его участников, и машина взята в кредит.

Инициативных групп становится больше. В Украине рождается гражданское общество (средний класс и в большей степени те, кто хотел когда-то им стать и понял, что не получилось), учится митинговать, выходит на улицы, создает инициативные группы, регистрирует организации, печатает листовки и выдвигает требования.

"Мы не хотели митинговать, что-то требовать у власти. Мы люди дела, привыкли полагаться на свои силы. Но жизнь заставила выйти на улицы", - говорит один из "заложников кредитов" - предприниматель Тарас Голуб. По этому поводу второй секретарь Харьковского обкома КПУ Алексей Перепелица процитировал В.Ленина: "мелкобуржуазная стихия является самой революционной, однако ее революционность заканчивается быстрее всего".

Украина теряет средний класс как людей, которые хотят и готовы работать. Взамен создается класс людей, которые хотят, готовы и учатся бороться за свои права.

"Социальный взрыв в Украине может произойти уже этой весной, - говорит политолог Кость Бондаренко. - Властьимущие не отдают себе отчета в серьезности происходящего".

Великая французская революция тоже началась с протеста среднего класса, поскольку королевская элита жила по принципу, высказанному придворной графиней: "После нас - хоть потоп". Когда принцессе Марии Антуанетте сказали, что народ бунтует, потому что у него нет хлеба, она ответила: "Так пусть кушает булочки".

Украинская элита тоже живет по принципу: "После нас - хоть потоп". Бездействие во время кризиса может означать только один message народу - невысказанное, но понятное всем приглашение в революцию. В условиях, когда никто не хочет брать на себя ответственность за происходящее в стране, народ может найти новых лидеров, которые скажут: "Есть такая партия!". Вряд ли эти люди будут либералами.

"Нужный человек придет со стороны, - говорит Кость Бондаренко. - Лидер появится, откуда его не ждут. Кто в Польше знал о простом электрике Лехе Валенсе до возникновения движения "Солидарность"?

Великая французская революция обернулась якобинским террором. Надеюсь, у нас не столь "радужные" перспективы.