Темой номер один на прошлой неделе, безусловно, было блокирование Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ) трибуны Верховной Рады (ВР). Конфронтация между президентом и премьер-министром наконец-то перешла в открытую фазу. Блокирование работы парламента представителями большинства - случай уникальный. Обращает на себя внимание и то, что своими действиями БЮТовцы не дали выступить президенту. Повод для блокирования - необходимость срочного рассмотрения "пакета антиинфляционных законопроектов" - был тоже довольно странным.

То, что произошло, беспрецедентно и скандально со всех сторон, хотя при здравом размышлении следует признать - все к этому шло, а не дать выступить Ющенко в парламенте - просто самый громкий способ плюнуть в президента. Это могло случиться раньше или позже, но все равно случилось бы, так что блокирование трибуны ВР представителями БЮТ - лишь закономерный итог процесса, начавшегося гораздо раньше.

Между тем, на прошлой неделе произошли два события, которые не имели широкого общественного резонанса, так как взгляды всей страны были прикованы к событиям в Верховной Раде, но, возможно, будут иметь гораздо более серьезные последствия, чем возня вокруг президиума на Грушевского.

Событие первое - опубликованная в газете "Коммерсант-Украина" информация о том, что Партия регионов (ПР) и БЮТ завершили разработку проектов изменений в Конституцию. Пока президент собирал Конституционный совет и туманно объяснял к месту и не к месту, зачем нужно усиление полномочий президента, оба политических кита подготовили свои проекты. Предложения БЮТ и ПР пока не опубликованы, но, по информации "Коммерсант-Украина", в этих проектах много общего. Главное - нивелирование функций президента до гуманитарных и представительских. Фактически это означает, что Украине быть парламентской республикой, в которой президенту отводится роль "свадебного генерала", так как он будет отстранен от формирования вертикали исполнительной власти. Правда, и БЮТ, и ПР по-разному, но все же оставили президенту некоторые "осколки могущества". Партия регионов предлагает закрепить за ним функцию "политического арбитра" для разруливания политических кризисов, а БЮТ - оставить право "вето" на законы, принятые в Верховной Раде.

По словам представителей ПР, между парламентскими фракциями ПР и БЮТ начались консультации на неофициальном уровне по согласованию отдельных пунктов. Т.е. и регионалы, и БЮТовцы не только готовят похожие по сути законопроекты, но и проводят консультации между собой. Правда, народный депутат - харьковчанка (фракция ПР) Инна Богословская опровергла факт сговора ПР с идеологическими врагами, но вариант сепаратных переговоров на конституционной почве выглядит очень вероятным. А почему бы и нет? Во-первых, имеет место общая идея под названием "Долой президента", а во-вторых, наверняка, и в БЮТ, и в Партии регионов понимают, что "протащить" такие важные изменения в Конституцию без поддержки оппонентов будет практически невозможно.

Кончено, попытка "похоронить" институт президентства натолкнется на противодействие НУНС. В конце концов, в этом "политическом сезоне" НУНС блокированием трибуны еще не отметилась. Но, во-первых, вряд ли эта позиция будет позицией всего блока. "Народная самооборона" (НС), демонстрирующая лояльность к БЮТ, вполне может выступить на стороне "могильщиков президентства". На прошлой неделе даже прозвучала информация о том, что НС готова выйти из состава НУНС, правда, ее лидер Юрий Луценко поспешил опровергнуть это заявление, но, что интересно, никакого шока эта новость не вызвала. Кроме того, в самой "Нашей Украине", похоже, нет единства, необходимого для ведения затяжной борьбы с большей частью парламента.

Во-вторых, в глазах общественности в этом случае поведение Ющенко будет воспринято совершенно однозначно - как открытая борьба за власть. Ведь с одной стороны баррикад окажутся поляризованные политические силы, которые в сумме представляют большую часть избирателей, а с другой - один человек: президент Украины. Да и заграница, которая так любит рассматривать всякую ситуацию через призму "демократических ценностей", действия Ющенко воспримет однозначно - как узурпацию власти.

Есть еще один вариант - роспуск парламента президентом, но это вариант маловероятный, так как это решение не найдет поддержки ни у кого, кроме горстки отчаянных НУНСовцев, а потому, скорее всего, "политической целесообразностью" этот шаг объяснить будет нельзя. Тем более, такое решение будет противозаконным со всех сторон, и как бы не сушили головы судьи Конституционного Суда, вряд ли можно будет найти вразумительное объяснение тому, что президент решил распустить парламент, поскольку последний подавляющим большинством решил принять изменения в Конституцию, неугодные президенту.

Второе важное событие, произошедшее на прошлой неделе, - несостоявшаяся 14 мая продажа пакетов акций облэнерго на Украинской фондовой бирже. Формальной причиной запрета торгов стал запрет на проведение торгов Кировоградского суда. "For-ua" не исключает, что именно народный депутат от БЮТ Андрей Портнов, которого Юлия Тимошенко пытается назначить председателем Фонда госимущества, стоит за иском в Кировоградский суд и называет причину, заставившую его поставить крест на собственной идее: на предлагаемые госпакеты акций просто не нашлось покупателей - ни одна компания не подала заявки на участие в торгах. По информации того же "For-ua", комбинация с продажей госпакетов акций через биржу готовилась под одного человека -  Коломойского, который решил, что вложение денег в госпакеты облэнерго в такой ситуации связано со слишком большим риском. Но даже без Коломойского имеет место поразительный факт: несколько лет назад за облэнерго шли отчаянные бои с применением рейдерских схем, а сейчас госпакеты этих компаний оказались никому не нужны. При этом за прошедшие годы облэнерго не стали убыточными, менее стратегически важными и не потеряли своей привлекательности для инвесторов.

Ответ на вопрос, почему госпакеты акций облэнерго никому не понадобились, очевиден: дело не в товаре, а в продавце. Крупный украинский и зарубежный капитал не верит Тимошенко. Отчасти тут дело в сомнительной легитимности Портнова, назначение которого напоминало классический рейдерский захват. Но Портнов - лишь исполнитель воли премьера, и именно премьер должен гарантировать инвесторам безопасность вложений.

16 мая Совет национальной безопасности и обороны Украины запретил правительству и Фонду государственного имущества Украины осуществлять приватизацию государственных пакетов акций энергокомпаний, Одесского припортового завода и некоторых других предприятий, забив последний гвоздь в крышку гроба идеи Тимошенко прикрыть социальный популизм средствами от приватизации.

Итак, имеют место два события - провал идеи приватизации облэнерго и грядущая конституционная реформа. События эти между собой связаны. Дело в том, что Тимошенко с каждым днем попадает во все более сложную ситуацию: с одной стороны, рост цен, обратно пропорционально влияющий на электоральные настроения, с другой - недоверие со стороны крупного капитала, без которого нормализовать экономическую ситуацию вряд ли получится. На этом фоне шансы Тимошенко сесть в президентское кресло уменьшаются. В этой ситуации вполне логичным выглядит ход с нивелированием института президентства путем внесения соответствующих изменений в Конституцию. Таким образом, Тимошенко, видя уплывающее кресло гаранта Конституции, как будто говорит: "Так не доставайся же ты никому". Т.е. кому-то это кресло достанется, но если конституционные изменения, задуманные в БЮТ и ПР, пройдут, то этот кто-то сможет наслаждаться лишь поездками за границу за государственный счет да выступлениями на гуманитарные темы - реальной власти у него не будет.

Тимошенко в этом случае имеет все шансы остаться премьером, наделенным большими полномочиями. Вполне возможно, коалиция, какая ни есть, останется, т.к. деваться будет попросту некуда. В сознании коалиционеров образ президента будет заменен образом премьера - вряд ли рядовой НУНСовец предпочтет видеть премьером Януковича. Что касается оппозиции, то обладая реальной властью, договориться с сотней депутатов из оппозиционного лагеря однозначно можно. Это гораздо проще, чем на президентских выборах убеждать миллионы граждан в том, что повышение цен - результат чьих-то происков, а не собственных проколов.

Кроме того, тень президентских выборов больше не будет нависать над премьером, можно будет без оглядки на электоральные настроения идти на непопулярные меры для нормализации экономической ситуации и, кстати, наконец-то развязать себе руки для приватизации крупных украинских предприятий.