Покушение на прокурора и переформатирование политических силХод общественно-политической жизни в Украине и Харькове с приближением парламентских выборов все больше определяется вопросами, связанными с подготовкой к избирательной кампании. До дня голосования - еще больше чем полгода. Однако очевидно, что для политических сил пришло время определяться, кто и как пойдет на выборы. На прошлой неделе произошло два события, которые давно предсказывали аналитики: "Сильная Украина" наконец влилась в Партию регионов, а Наталия Королевская порвала с БЮТ и пустилась в "самостоятельное плавание".

Пока Юлия Тимошенко в Качановской колонии начинает понемногу ощущать себя харьковчанкой и радуется победам "Металлиста", в ее блоке произошел очередной раскол. Наталию Королевскую, которая недавно завела себе собственную партию и начала "артподготовку" к избирательной кампании в виде многочисленных билбордов и хвалебных статей в СМИ, исключили из парламентской фракции БЮТ. Следом за ней фракцию оставили еще два депутата – Алексей Логвиненко и Евгений Суслов. Кстати, после ухода Логвиненко в парламентском БЮТе осталось всего два харьковчанина (а когда-то их было шестеро) – оппозиционер с 20-летним стажем Владимир Филенко и неизвестно почему еще остающийся в оппозиции Виталий Данилов. В ярой приверженности Юлии Тимошенко и стойкой оппозиционности Данилова заподозрить сложно: скорее, он так увлекся работой на посту президента Профессиональной футбольной лиги, что на дела парламентские совсем не обращает внимания. В любом случае, подтверждение давно известного факта о явном дефиците у Тимошенко надежных кадров - налицо.

Но вернемся к Наталии Королевской. Украинская социал-демократическая партия вслед за исключением ее лидера из БЮТ вышла из состава Комитета сопротивления диктатуре, в муках пытающегося организовать совместный оппозиционный поход на предстоящие выборы. Формат участия в выборах УСДП, как было заявлено, определит съезд партии, однако можно не сомневаться, что на выборы партия пойдет самостоятельно. Судя по словам Королевской, пятипроцентный проходной барьер ее не пугает. Реально же партии, которую сейчас, согласно последнему опросу Киевского международного института социологии, поддерживает 0,6% населения, радикально изменить за полгода что-то в предвыборных раскладах вряд ли под силу. Да и раскручивают на билбордах и в СМИ сейчас вовсе не партию, а саму Королевскую. Даже переименуй она свой проект в "Партию Королевской", это не очень поможет. Хоть рейтинг лидера партии и превышает рейтинг УСДП вдвое, 1,2% - это не тот показатель, который можно считать уверенным стартом.

Тем более что недоброжелатели в БЮТе будут продолжать портить оппозиционный имидж Королевской, заявляя при каждом удобном случае, что она – проект Банковой. На что же рассчитывает Королевская? Роль "технического" кандидата ее амбициям явно не соответствует. Прорыв в Верховную Раду партийным списком – это из ряда фантастики, кто бы и сколько денег не вкладывал в предвыборную кампанию УСДП. Было бы очень странно, если бы Королевская этого не понимала и верила в то, что она - вторая Тимошенко, способная непосредственно перед выборами создать мощный и рейтинговый политпроект (Юлии Тимошенко перед выборами 2002 г. это удалось, правда, создавался блок ее имени далеко не на пустом месте). Так что пока максимум Наталии Королевской, причем неважно, признает она это публично или нет, – попытаться пройти в парламент самой, провести нескольких своих людей по мажоритарке и продолжать партийное строительство.

Другим ожидаемым еще с прошлого года событием в политической жизни страны стало присоединение "Сильной Украины" к Партии регионов. О грядущем слиянии двух партий объявили еще в августе прошлого года. Однако переговоры о цене этого объединения продвигались тяжело, звучали даже заявления об отмене соглашения и самостоятельном участии партии Сергея Тигипко в выборах. Какой-никакой рейтинг для попадания в парламент, пусть и не сравнимый с цифрами двухлетней давности, у "Сильной Украины" еще сохранялся. Однако все закончилось полюбовно, и партия власти, в отличие от как всегда разрозненной оппозиции, готова идти на выборы единым фронтом.

Ценой, которую "Сильная Украина" выторговала у Партии регионов за прекращение своего существования и вливание в главную партию страны, стала должность заместителя Партии регионов для лидера "Сильной Украины" - вице-премьера Сергея Тигипко, а также ряд постов в исполнительной власти в регионах. В частности, должность заместителя председателя обладминистрации получил и руководитель "Сильной Украины" на Харьковщине Андрей Моченков. Как рассказал губернатор Михаил Добкин, его новый зам будет отвечать за ключевые направления - промышленность, транспорт, связь, а также процессы, связанные с инновациями. Насколько хорошо это получится у Моченкова, который является специалистом в сфере недвижимости, пока непонятно. Задачи, которые, по словам Андрея Моченкова, перед ним поставлены, - достаточно стандартны: снижение долгов по зарплате, повышение прибыльности предприятий, внедрение инноваций, в первую очередь – харьковских научных разработок. Стоит обратить внимание, что обязанности Андрея Моченкова в некоторой степени будут пересекаться со сферой ответственности другого вице-губернатора – Юрия Сапронова, полномочия которого, по всей видимости, немного сузятся.

Появившийся вследствие политических договоренностей седьмой вице-губернатор стал дополнительной головной болью для Добкина в свете внедрения админреформы, которая предполагает наличие у него всего трех заместителей. "Мы пока можем сами формировать штат и структуру обладминистрации, поскольку административная реформа еще не внедрена на местах", - заявил Добкин интересующимся этой проблемой журналистам. Однако, готовясь к реформе, губернатор уже сократил двух заместителей – Владимира Бабаева и Вадима Ландсмана, – трудоустроив их ректорами в вузы. А теперь, если реформу таки запустят, процесс придется начинать практически сначала.

Еще одно резонансное событие прошлой недели имеет криминальную окраску. Вечером 12 марта во дворе современной многоэтажки в центре Харькова, в которой живет бывший прокурор области Василий Синчук, неизвестный бросил гранату. Во дворе в это время находился сам Синчук и двое его друзей-бизнесменов. Экс-прокурор и еще один пострадавший отделались царапинами, повреждения у третьего фигуранта оказались более серьезными, но не опасными для жизни. Как рассказал потом и.о. прокурора области Владимир Суходубов, скорее всего, бросили гранату Ф-1.

Это заявление повергло всех сведущих в шок: взрыв осколочной гранаты в трех метрах от людей - и без жертв… "Им повезло", - делает вывод Суходубов. "Да не может такого быть!" - не верят участники обсуждений на форумах. "С гранатами по-всякому бывает", - уклончиво отмечают специалисты. В любом случае, способ покушения был избран очень небанальный. И поскольку по горячим следам задержать преступника не удалось, расследование этого дела явно не будет простым. Если в рукаве у следствия нет какого-нибудь козыря, о котором правоохранители пока молчат, то это дело рискует превратиться в очередной громкий "висяк", коих в Харькове в последние годы накопилось, увы, немало. Ведь все обсуждаемые версии о причинах произошедшего выглядят как-то неубедительно.

Версия о том, что покушение связано с прокурорской деятельностью Синчука, по словам Суходубова, как основная не рассматривается. И понятно – ведь уже прошло немало времени… Можно, конечно, представить, что некий обиженный прокурором бандит выходит из тюрьмы, где он годами лелеял мысли о мести, и не придумывает ничего лучше, как бросить гранату в группу людей. Однако выглядит это скорее как сомнительного качества криминальное чтиво, чем как реально возможная история. Да и месть как бы должна быть более адресной…

Версию о том, что Василия Синчука могли припугнуть в связи с его бизнесом, тщательно отрицает сам экс-прокурор. Синчук заявил, что он простой пенсионер и спортсмен-любитель, и нет у него ни фитнес-центра, ни мясокомбината, ни какого-либо другого бизнеса, о котором говорила пресса. А с друзьями-предпринимателями он обсуждал не совместные дела, а идею пленера для художников на Святой земле. В заявления об отсутствии бизнеса верится с трудом – и потому, что на пенсию, даже прокурорскую, вряд ли купишь квартиру в новострое в центре Харькова, и потому, что не будет здоровый, нестарый и незанятый службой человек ограничивать свою активность спортзалом и благотворительными проектами. Однако припугнуть с помощью боевой гранаты – это более чем странно. Вот если окажется, что взрывалось все-таки что-то менее смертоносное, тогда этот вариант можно будет считать более реальным.

Есть вопросы и со сразу обозначенной следствием версией о том, что покушались не на Василия Синчука, а на одного из находившихся с ним бизнесменов. Их имена, кстати, не озвучивают. Возможно, потому, что, в отличие от имени третьего фигуранта покушения, они ничего не скажут общественности. Однако прошел слух, что в злополучном дворе был еще один очень известный в Харькове человек. Но каким же неудачником надо быть киллеру, чтобы, бросив гранату, не только никого не убить, но и иметь неосторожность организовать покушение во дворе и в присутствии бывшего прокурора области, что автоматически удвоит пыл следствия в его, киллера, поиске и примерном наказании! Да и личность Василия Людвиговича в Харькове известна настолько хорошо, что сложно себе представить такую неосведомленность организаторов покушения.

В пользу других возможных версий о причинах покушения аргументов пока еще меньше. За последний месяц это, между прочим, уже второе покушение в Харькове на видного представителя силовых структур. 14 февраля серьезные ножевые ранения получил заместитель начальника харьковского ОВИРа Геннадий Витер. Месяц, прошедший с этого события, никаких ответов о его причинах и о том, кто это сделал, не дал. Прозвучавшее недавно заявление, что следствие поддерживает версию самого Витера и не видит связи нападения со служебной деятельностью пострадавшего, говорит скорее об отсутствии версий, чем о том, что следствие куда-то движется.