Против Ю. Тимошенко возбуждено еще одно уголовное дело

Главной темой прошедшей недели, которая затмила все другие события не только в харьковских и украинских, но и в мировых СМИ, стало вынесение приговора экс-премьер-министру Юлии Тимошенко.

Украина нечасто удостаивается особого внимания со стороны европейских топ-политиков и крупнейших СМИ. Однако 11 октября во всей Европе, причем, похоже, даже больше, чем в Украине, следили за событиями в тесном зале Печерского райсуда Киева. Все ждали ответа на один вопрос: посадят ли Юлию Тимошенко? Посадили. На 7 лет.

Тут же возник следующий вопрос: зачем? Просто потому, что так хотелось? А ведь это решение "независимого", как любил повторять президент Виктор Янукович, судебного органа стоило нынешней власти очень дорого. И серьезность этих рисков нельзя было не понимать. Имеются в виду, конечно же, не внутреннее риски: всем было понятно, что после "оранжевой революции" никаких действительно массовых непроплаченных акций в поддержку конкретного политика в нашей стране пока быть не может. Это ярко проиллюстрировал митинг "Батьківщини", состоявшийся в Харькове 14 октября: на холодном осеннем ветру пара-тройка сотен активистов вяло выразила свое несогласие с приговором. Не сравнить с той же "оранжевой революцией" - участников на несколько порядков меньше, а главное – тогда люди верили, что они способны что-то изменить. Сейчас ничего подобного не видно. Не очень страшны и другие внутренние риски, например, возможное объединение оппозиции перед лицом репрессий: если оно и произойдет, то реального противовеса власти не создаст, как и неизбежный, но не катастрофичный для власти рост рейтинга оппозиции и лично Юлии Тимошенко.

Но вот риски внешние… Запад неоднократно и недвусмысленно заявлял, что осуждение Тимошенко создаст Украине серьезные проблемы. После вынесения приговора реакция международной общественности последовала сразу, причем многие в Украине удивились ее резкости. В России в таком итоге процесса над Тимошенко усмотрели намек на нечистоплотность самих россиян при заключении газовых контрактов. Во всяком случае, Министерство иностранных дел России заявило об очевидном "антироссийском подтексте" в решении суда. Реакция Запада была еще жестче. Старающийся не злоупотреблять без особой на то необходимости категоричными формулировками Госдепартамент США прямо призвал власть Украины освободить Тимошенко. Представители практически всех европейских государств как минимум выразили удивление в связи с вердиктом украинского суда по вопросу, который в их понимании является политическим. Как максимум начали звучать заявления о том, что Украина с такими решениями судов не только никогда не станет членом Евросоюза, но даже не получит согласованного уже договора об ассоциации с этой европейской структурой. В частности, руководители правительств ближайших соседей Украины - премьер-министры Чехии, Венгрии и Польши - объявили, что будут "противостоять евроинтеграционным процессам Украины до тех пор, пока Тимошенко находится в тюрьме". А депутаты немецкого Бундестага даже заговорили о необходимости в качестве наказания отобрать у Украины право на проведение Евро-2012.

Кому-то такая реакция может показаться неадекватной. Но за что посадили Тимошенко? По большому счету, за то, что какие-то бумаги при разрешении газового кризиса января 2009 г. не были оформлены должным образом. А также за то, что российский газ стоит нам дорого. Сразу стоить отметить, что речь идет о разрешении кризиса, от которого в тот холодный январь страдала почти вся Европа. Не то чтобы Юлия Тимошенко спасла Европу от замерзания, и теперь ей все благодарны. Просто по меркам Запада это было политическое решение, и независимо от своей правильности или неправильности оно не должно попадать под уголовную ответственность. И если Украина стремится к евроинтеграции, то ее руководители должны это понимать. Да они и понимают. Виктор Янукович, явно пытаясь оправдаться перед Западом, заявил: "Это, безусловно, досадный случай, который сегодня препятствует вопросу европейской интеграции Украины. Он вызывает обеспокоенность в Евросоюзе, и я хочу отметить, что мы хорошо понимаем, почему это так". И продолжил: "Но это неокончательное решение: впереди еще Апелляционный суд". Президент также намекнул, что было бы неплохо, если бы этот суд проходил уже по новому закону, декриминализирующему статью, по которой осудили Тимошенко. Можно не сомневаться – если этого хочет Янукович, так оно и будет. Из двух его желаний – отомстить Тимошенко и интегрироваться в Европу - второе вроде бы должно быть посильнее. Однако спокойной жизни и триумфального возвращения Юлии Владимировне все равно ждать не стоит: в покое ее не оставят. Два других возбужденных против нее уголовных дела - о нецелевом использовании средств от продажи квот по Киотскому протоколу и о приобретении "не таких" машин для сельской медицины - никто не закрывал. А чтобы у нее совсем не было причин расслабляться, уже после вынесения приговора было реанимировано старое дело о злоупотреблениях возглавляемой Тимошенко корпорации ЕЭСУ.

А в целом последние события вокруг Тимошенко вызывают одно ощущение: обидно. Обидно не за Тимошенко - ее вряд ли можно назвать воплощением честности и благородства. Обидно за то, что Украина в очередной раз прогремела на весь мир в негативном свете. И восполнить понесенные репутационные потери будет очень непросто.

Возвращаясь к харьковским реалиям, стоит, конечно, обратить внимание на появление в городе новой важной фигуры. В начале недели был назначен и представлен личному составу начальник облуправления милиции. Им стал Виктор Козицкий, раньше работавший первым замначальника управления в Запорожской области. Прежде всего, стоить отметить, что это назначение вряд ли уж очень обрадовало руководство Харьковщины. Не потому, что губернатор и мэр могут что-то иметь лично против Козицкого: с Харьковом он раньше никак не был связан, и отношения с местными руководителями ему только предстоит выстраивать. Однако предыдущего главного милиционера области Михаила Мартынова не без основания называли человеком Добкина, и можно предположить, что и его преемником хотели видеть кого-то из харьковских. Тем более что Дмитрий Лазарев, работающий сейчас в МВД первым замом начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и считавшийся одним из основных кандидатов на вакантную должность, говорят, давно и близко знаком с Михаилом Добкиным.

Однако главным милиционером области стал не он, а совершенно новый для Харькова человек. Сибиряк, который большую часть своей длинной милицейской карьеры провел в Артемовске Донецкой области. В том самом Артемовске, где райотдел милиции возглавлял нынешний министр внутренних дел Анатолий Могилев. Так что это назначение можно воспринимать как усиление влияния на Харьков из центра. А возможно, и как усиление влияния представителей Донецкого региона, ставшего для Козицкого родным.

Среди причин, которые повлияли на резкий скачок в развивавшейся раньше очень постепенно карьере Виктора Козицкого (после девяти лет работы на разных должностях в артемовской милиции он возглавил местный райотдел, а еще через девять лет вернулся в Артемовск на должность начальника горотдела), называют дружбу с Владимиром Сербой, работавшим неподалеку - в Дружковке и Енакиево. В 2010 году Серба (которого, кстати, связывают с одной из наиболее мифологизированных фигур в современной политике – близким к президенту страны нардепом Юрием Иванющенко) возглавил Запорожское облуправление милиции и взял Козицкого к себе заместителем. А через полтора года Виктор Козицкий и сам возглавил областную милицию, причем в одной из крупнейших и наиболее "милицейских" областей Украины.

Если отвлечься от политического подтекста и перейти к личности Виктора Козицкого, то люди, знавшие его по работе в Запорожье, характеризуют нового начальника харьковской милиции как руководителя жесткого, однако вдумчивого, не принимающего решения сгоряча. Первые заявления о приоритетах работы, сделанные им на заседании коллегии облуправления милиции 14 октября, довольно-таки шаблонны - оперативное реагирование на заявления о преступлениях, борьба с искусственным подтягиванием показателей работы милиции. Глобальных кадровых встрясок в милиции в связи с приходом нового начальника не ожидают, однако несколько доверенных лиц на руководящие должности он привести должен. Например, в кресло начальника Харьковского горуправления милиции. Тем более что сейчас эта должность вакантна - управлением временно руководит заместитель начальника. А по неписанным милицейским правилам заместители не занимают кресел своих непосредственных начальников.

А закончилась рабочая неделя заявлением вице-премьер министра Сергея Тигипко, последствия которого в скором будущем ощутят все жители Украины. По его словам, переговоры с МВФ свидетельствуют о том, что коммунальные услуги в Украине подорожают на треть, а может, и еще больше. Это далеко не первое заявление подобного плана, звучащее нынешней осенью. Необходимость повышения тарифов нам доказывают различными доводами: и тем, что без этого правительство не получит кредита МВФ, и бедственным состоянием терпящих убытки предприятий коммунального хозяйства, и даже необходимостью сделать одинаковые тарифы для всех жителей страны, за что ратовал президент Украины Виктор Янукович. Директор КП "Харьковкоммуночиствод" Иван Коринько, например, не так давно заявлял, что тарифы на услуги водоснабжения, которые сейчас действуют в Харькове, покрывают лишь половину себестоимости подачи воды. Известно, что на согласование в контролирующие органы уже поданы расчеты на повышение тарифов и на воду, и на газ, и на тепло. Для промышленных и бюджетных потребителей все эти услуги, кстати, существенно подорожали с 1 октября.

То, что коммунальные услуги неизбежно подорожают и для населения, особых сомнений уже не вызывает. Осталось понять, когда и насколько. Ответ на второй вопрос частично содержится в заявлении Тигипко: нас уже испугали повышением на 30% и больше. Значит, если тарифы вырастут процентов на 15-20, то уже не так и страшно... По крайней мере, из такой логики могут исходить в Кабмине. А насчет того, когда… Вряд ли это произойдет в этом году. В конце концов, подобное обещание (не поднимать тарифы до конца года) еще в мае дал премьер-министр Николай Азаров. А вот в начале следующего года, еще не опомнившись от праздников, народ вполне может получить новые цены на воду, тепло и другие коммунальные удобства. Ведь решение о повышении, судя по всему, уже принято, а оттягивать этот вопрос дальше, то есть ближе к парламентским выборам, для руководства страны резона нет.