Вялое начало президентской гонки, лекарство от педофилии и санация на заводе им. Шевченко

С окончанием регистрации кандидатов в президенты для штабов и агитаторов начались трудовые будни. Местные команды трех претендентов на президентство дали на прошлой неделе пресс-конференции. Правда, с информповодами ни у кого не сложилось, поэтому встречи с прессой выглядели несколько странно. Поводом для пресс-конференции Александра Давтяна, координатора Харьковской облорганизации "Фронта змін" Арсения Яценюка, стал тот факт, что эта облорганизация поддерживает выдвижение кандидатом в президенты… Арсения Яценюка! А общественность всё гадала, выдвижение какого кандидата поддержит Харьковская организация "Фронт змін", - то ли Яценюка, то ли Симоненко, то ли еще кого-то…

Пресс-конференция Давтяна под стать заявленной теме была довольно бессодержательной. Пожалуй, самое интересное, что прозвучало на ней, – высказывание Давтяна по поводу будущего Яценюка и его "Фронта змін": проект "Фронт змін", оказывается, делался не под президентские выборы, а рассчитан минимум лет на 35. Таким образом, Арсений Яценюк – еще один кандидат в президенты, кроме Сергея Тигипко, чье участие в президентской гонке – своеобразный задел для построения крепкого политического будущего в рамках новой партии.

А вот на какое будущее рассчитывали "левые", выдвигая Петра Симоненко, не совсем понятно. Тем не менее, на прошлой неделе они демонстрировали настоящий коммунистический оптимизм. Их воображение нарисовало очень радужные перспективы своего кандидата: по словам народного депутата, первого секретаря Харьковского обкома КПУ Аллы Александровской, Симоненко ожидает второй тур президентских выборов, причем это - "программа-минимум".

Поразительная самонадеянность с учетом того, что рейтинг Симоненко по результатам разных соцопросов не превышает четырех процентов. Кстати, причина, по которой харьковские левые решили созвать пресс-конференцию, – подписание меморандума о сотрудничестве.  Зачем подписывать меморандум на местном уровне, если шефы в Киеве уже давно договорились и единого кандидата выдвинули, – непонятно. Но как бы там ни было, информповод был найден.

Формальный повод для пресс-конференции Михаила Добкина в качестве руководителя городского штаба Виктора Януковича был тоже не ахти – 12-летие Партии регионов. Несмотря на заявленный партийных характер встречи Михаила Добкина с журналистами, он интересовал представителей прессы прежде всего как мэр, а потому отвечал на вопросы, связанные с городских хозяйством.

Отдельного внимание заслуживает высказывание мэра по поводу истерии вокруг "свиного" гриппа. Михаил Добкин, пожалуй, первым среди харьковских чиновников заговорил об этом как о пиар-акции, спланированной действующим правительством. Говоря о том, что тема гриппа была призвана отвлечь внимание общественности от скандалов, в том числе от связанного с педофилией, мэр даже процитировал политолога Выдрина, который на прошлой неделе выдал фразу, очень точно характеризующую ситуацию: "Лучшее лекарство от педофилии – это "свиной" грипп".

Сообщения главного местного спикера гриппозной темы - директора Департамента здравоохранения Харьковского горсовета Игоря Шурмы - на прошлой неделе как будто готовили общественность к заявлению мэра об искусственности проблемы. В понедельник, 9 ноября,  Шурма заявил, что в Харькове не подтверждается информация о продвижении "калифорнийского" гриппа на восток Украины. Кроме того, по его словам, в городе превышен среднестатистический уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом, но до эпидемпорога еще далеко. Так, среднесезонный показатель в Харькове в два раза ниже эпидемиологического. Сейчас уровень заболеваемости ОРВИ - 21 на 10 тыс. человек при среднесезонном - 19. Эпидемпорог для Харьковской области составляет 36,7. Количество обращений в поликлиники, вызовов домой врачей и скорой помощи сокращается.

По словам чиновников, городская власть даже собиралась рассмотреть вопрос о сокращении на неделю карантина в школах и детсадах. Однако в субботу Шурма заявил, что городская власть не будет принимать решения, которые юридически противоречат решениям центральных органов власти о введении трехнедельного карантина во всех учебных заведениях страны.  Но сам факт возникновения вопроса о целесообразности карантина свидетельствует о том, что городские чиновники не склонны поддаваться гриппозной истерии.

В прошлую пятницу, 6 ноября, сотрудники СБУ в сопровождении спецподразделения "Альфа" проверяли торговую группу "Таргет". Пресс-служба "Таргета" распространила заявление, в котором назвала действия СБУ "захватом" и "беспрецедентной силовой акцией". Областное управление СБУ в тот же день на своем сайте разъяснило общественности причину пристального внимания к "Таргету". Как оказалось, СБУ проверяла информацию о неправомерных действиях владельцев "Таргета", которые уклоняются от возврата банкам кредитов на сумму свыше 1,2 млрд. грн. По информации СБУ, владельцы "Таргета" инициировали в Хозяйственном суде Харьковской области процедуры банкротства ряда юридических лиц – заемщиков и подали судебные иски для отчуждения залоговой недвижимости. Все это, по мнению СБУ, поставило под угрозу выполнение обязательств перед банками.

Представители "Таргета" усмотрели в действиях чекистов злые козни губернатора, у которого затяжной конфликт с владельцами "Таргета" - братьями Протасами. Арсен Аваков эти обвинения опроверг и даже назвал пострадавший банк: по словам губернатора, "некая торговая группа, как утверждается, "кинула" государственный "Укрэксимбанк" на значительную сумму".

Об истинных причинах проверки "Таргета" судить сложно. Очевидно одно – обе стороны действовали довольно странно. Если хозяевам "Таргета" нечего скрывать от правоохранителей, то они могли бы просто выдать все необходимые документы. Сотрудники СБУ тоже вели себя необычно. Ведь проверка – это даже не обыск. Зачем было превращать банальное, в общем-то, мероприятие в шоу со спецназом и давать хозяевам "Таргета" повод для обвинений в "захвате"? Истинную причину этих странностей мы, похоже, узнаем нескоро, если узнаем ее вообще.

9 ноября директор "Электротяжмаша" Виталий Чередник заявил, что два харьковских промышленных гиганта - ОАО "Турбоатом" и ГП "Электротяжмаш" - планируют создать совместные предприятия в Таджикистане, договоренность о чем была достигнута в ходе визита делегации Харьковской области в Таджикистан. К работе в рамках будущих контрактов планируется привлечь несколько харьковских предприятий, в том числе ГП "Харьковский приборостроительный завод им.Шевченко".

Правда, с заводом им.Шевченко может не сложиться: ситуация там очень сложная. 6 ноября Хозяйственный суд Харьковской обл. ввел процедуру санации завода и назначил Дмитрия Задружного управляющим санацией. Первым же решением арбитражного управляющего стал приказ об отстранении от должности и.о. директора завода Виктора Гущина. Это вызвало резкую ответную реакцию Харьковской облгосадминистрации: Арсен Аваков заявил, что с назначением Гущина ситуация на заводе начала стабилизироваться, но "эта позитивная динамика, которой заводу вместе с ХОГА и министерством с таким трудом удалось достичь, была по сути разрушена действиями так называемых рейдеров-псевдокредиторов, которые воспользовались несовершенством украинского законодательства". Информация о позиции губернатора появилась в четверг, 12 ноября, и в тот же день на заводе им.Шевченко сообщили, что бывший директор предприятия Виктор Гущин назначен первым заместителем управляющего санацией.

Но Арсена Авакова такое решение, похоже, не устроило. 13 ноября на сессии Харьковского облсовета он заявил, что нельзя разрушать предприятие из-за неподтвержденных долгов. По его словам, Минпромполитики готовит кассационную жалобу на постановление Хозяйственного суда Харьковской обл.  о санации завода, а сам он обратился в Национальную юракадемию им.Ярослава Мудрого с просьбой разработать законопроект, который запрещал бы начинать санацию предприятий так быстро. Законопроект, конечно, вещь хорошая, но к тому времени, когда он станет законом, от завода им.Шевченко останутся руины. Кассационная жалоба тоже может не возыметь эффекта: будь юридические позиции губернатора и Минпромполитики в отношении завода Шевченко прочными, губернатор вряд ли просил бы разрабатывать новый законопроект.

Вопрос "Кто стоит за санацией завода им. Шевченко?" пока остается без ответа. Единственный намек дал губернатор. Комментируя ситуацию на этом предприятии, Арсен Аваков следовал давней, неизвестно откуда взявшейся традиции – называть тех, кто дергает за веревочки корпоративных конфликтов, расплывчато или указывать на них намеками. Так,  на сессии облсовета губернатор заявил, что собственники предприятий, которые банкротят ГП "Харьковский приборостроительный завод им.Шевченко" и ОАО "Изюмский тепловозоремонтный завод", пересекаются.

Намекнул губернатор не только заявлением. В то же день, когда Аваков связал ситуацию с заводом им.Шевченко с ситуацией на Изюмском тепловозоремонтном, на сайте обладминистрации появилась информация о том, что   за попыткой обанкротить Изюмский тепловозоремонтный завод стоит его бывший директор Орлов Евгений Аркадиевич, который бы назначен на должность в мае 2005-го. До этого он 10 лет работал председателем правления харьковского АОЗТ "Промхимтекс". Ни АОЗТ "Промхимтекс", ни Евгения Орлова с заводом Шевченко не связывает ничего, кроме слов губернатора. Но это на поверхности. Надо полагать, у правоохранителей есть возможности установить, прав ли губернатор и какая из финансово-промышленных групп курирует попытку банкротства завода им. Шевченко и Изюмского тепловозоремонтного. В том, что за этой комбинацией стоит крупный капитал, можно не сомневаться: начинать подобные процессы, не имея финансовой и политической поддержки, невозможно.