Пресс-конференция ректора Украинской государственной академии железнодорожного транспорта Николая ДанькоУчастники: Панченко Сергей Владимирович - проректор,
Рукавишников Павел Владимирович - ответственный секретарь приёмной комиссии,
Куркина Анастасия Михайловна - глава комитета по делам молодёжи

С.Панченко:

- Здравствуйте! Наш вуз аккредитован по 4-му уровню, это самый высокий уровень аккредитации в нашем государстве. Мы готовим бакалавров, специалистов, магистров по всем специальностям. При нашем вузе существует 8 ученых советов для защиты кандидатских и докторских диссертаций. Большинство преподавателей, которые у нас работают, - это выпускники нашего вуза, успешно закончившие институт, аспирантуру, докторантуру и защитившие диссертацию. Академия очень тесно работает с Транспортной академией Украины и является членом этой академии: у нас более 12 академиков Транспортной академии Украины и соответственно около 13-14 членов-корреспондентов этой же академии. Всего в академии 44 докторов и профессоров (эта цифра постоянно меняется, потому что кто-то идет на пенсию, кто-то защищает диссертацию). Кандидатов наук в академии более 500 человек.

Мы ведем подготовку по 17-и основным специальностям. В составе академии 6 основных факультетов и 1 факультет (заочный) в г.Красный Лиман. В состав академии также входит Донецкий институт инженеров транспорта. Это полноценный институт со своей лицензией, со своим уровнем аккредитации (3-й), где обучается 3 тыс. человек. Всего в нашей академии учится больше 13 тыс. студентов.

Если обратиться к действующим нормативным документам, то в проекте нового закона о высшем образовании сказано, что для того, чтобы вуз считался университетом, в нем должно обучаться 6 тыс. студентов, у нас их 13 тысяч. Мы, естественно, не самый большой вуз на Украине, но тем не менее. В Украине существует четыре железнодорожно-транспортных вуза: Днепропетровский национальный университет, Киевский университет и наша академия железнодорожного транспорта, в состав которой входит Донецкий институт. Киевский университет - это бывший наш филиал, он отделился и стал полноценным университетом.

В нашей академии учатся студенты из западной Украины, есть студенты из Одесской, Николаевской, Киевской, Сумской, Черниговской областей. Сегодня существует сокращенная форма обучения, по которой все вузы имеют право принимать выпускников техникумов. Таких студентов у нас 1,2 тысячи на заочном отделении. Мы принимаем на обучение из всех техникумов Украины, а их в нашей стране более 20.

Как и в любом университете, у нас есть прекрасная библиотека и электронная медиатека. В них насчитывается несколько десятков тысяч электронных экземпляров изданий, которыми пользуются наши студенты.

В рамках академии есть прекрасный спортивный клуб, стадион, это целый спортивный комплекс. У нас прекрасная волейбольная команда, есть фанклуб. Наши студенты имеют возможность отдыхать: у нас есть две базы отдыха - в Алуште и в Евпатории, соответственно, со своими пляжами и пансионатами.

А.Куркина:

- Добрый день. Я хочу вам рассказать о другой стороне жизни студентов в нашей академии. Несмотря на то, что наша академия имеет техническую направленность, она дает возможность любому студенту, который в ней учится, всесторонне развиваться. У нас есть спортивные секции, студенты участвуют в соревнованиях разного уровня. Что касается творческих коллективов, то их тоже немало в нашей академии: вокальные, танцевальные. У нас своя студенческая газета, свои журналисты, фотокорреспонденты. В академии существует студенческое самоуправление, которое позволяет проявить свои лидерские качества. Возможностей проведения досуга тоже немало: это и поездки, и экскурсии, и дискотеки. Лично я считаю, что наша академия дает огромную возможность для студентов развиваться творчески.

Вопрос журналиста: Я несколько раз писала о вузах Харькова. Вот, например, в политехническом университете, университете радиоэлектроники есть центры трудоустройства. Что вы знаете о таких центрах, и как у вас налажена эта работа? Сколько может принять к себе на работу "Укзалізниця"? Куда идут работать ваши выпускники?

С.Панченко:

- На Южной железной дороге работает 45 тысяч сотрудников. Всего на Украине железнодорожников до 250 тысяч человек. У нас всего учится 13 тысяч студентов, но не все из них ежегодно выпускаются. Заочники - это на 90% люди, которые работают на железной дороге. На дневной форме обучения учится около 8 тысяч студентов. В год у нас выпускается около 1,2 студентов. Мы способствуем трудоустройству наших студентов. Если брать в процентном соотношении и бюджетников, и контрактников, то общий показатель трудоустройства составляет около 78%. Если говорить о бюджетниках, то из них после окончания вуза трудоустраивается около 96%.

- То есть ваши выпускники получают назначение на конкретное рабочее место?

С.Панченко:
 
- Конечно.
 
- Какая средняя зарплата на железной дороге?
 
С.Панченко:

- В 2004 году средняя зарплата на железной дороге была на 5-м месте в Украине среди других отраслей. Сегодня, конечно, уровень зарплаты снизился и составляет около 3 тыс.грн.

- Какая у вас в вузе материально-техническая база? Есть ли у вас обмен опытом с европейскими вузами?

С.Панченко:

- Мы имеет договоры и связи с вузами бывших республик СССР: с российским и белорусским вузами. Сегодня в Европе железнодорожных вузов не существует. С развалом Варшавского договора и социалистического лагеря вузы, которые были в странах соцлагеря, переквалифицированы в технические вузы. В Германии, Чехии и Словакии от этой тенденции отказываются, и идет тенденция создания новых вузов.

Наша материально-техническая база специфическая, и ее нельзя сравнивать с общетехническими вузами. У нас хорошая материально-техническая база: это около 700 компьютеров, более 10 специализированных лабораторий.

- Сейчас планируется развивать скоростной железнодорожный транспорт, есть проекты внедрения скоростного движения, чтобы соединить Киев с Москвой. Вы готовите специалистов для будущего железной дороги, ведь то, что сейчас есть, это все советское прошлое?

С.Панченко:

- Я не согласен, что все сейчас на железной дороге - это советское прошлое. Начиная с 2000 г., дорога начала реконструировать многие станции. Сядьте на поезд, съездите и посмотрите - многие станции и вокзалы отремонтированы, они красивые, функциональны, пригодны и для пассажиров, и для персонала. Можно сказать и о Южной железной дороге, которая отреставрировала по одной станции на Сумском и Полтавском направлении.

Что касается наших специалистов, то они и сегодня готовы работать с новой техникой, новыми системами, которые будут под эту технику проектироваться.

- Анастасия говорила о том, что у вас в вузе есть местное самоуправление. Практикует ли оно работу по примеру евроклубов, это когда лидеры студенческого самоуправления сотрудничают с лидерами других украинских и зарубежных вузов?

А.Куркина:

- Да, с другими вузам мы тоже сотрудничаем, глава нашего студенческого самоуправления входит в состав городской организации студенческого самоуправления. Также наши студенты ездят по программе обмена опытом по самоуправлению, в прошлом году, например, ездили в Польшу.

- Есть ли у ваших выпускников перспективы дальнейшего обучения за границей?

А.Куркина:

- Естественно, перспектива есть, главное - желание. Очень много перспектив для студентов, которые остаются учиться в аспирантуре.

С.Панченко:

- Я дополню. В академии существует центр международного образования. Он занимается подготовкой и визовым сопровождением иностранцев, связями с международными студентами.

- Отправляет ли вуз своих студентов на практику за границу?
 
С.Панченко:

- Нет, пока мы не отправляем студентов ни на обучение, ни на практику. Хотя переговоры по этим вопросам у нас ведутся с Китаем и Францией.

- Ведется ли в вузе какая-нибудь волонтерская работа?
 
А.Куркина:

- Да, у нас есть отдельные секторы в самоуправлении, наши ребята участвуют в помощи детским домам, у нас регулярно проводятся акции по сдаче донорской крови, помогаем ветеранам войны.

- Скажите, пожалуйста, какая специальность в вашем вузе самая востребованная и какой на нее конкурс был в прошлом году?

С.Панченко:

- В этом вопросе есть масса нюансов. Смотря что подразумевать под словом "конкурс", и как его определять. Если его рассматривать как количество поданных заявлений на количество бюджетных мест, то сегодня наибольший конкурс на специальность "экономика предприятия". Но не потому, что туда больше всего подали заявлений, а потому что там меньше всего бюджетных мест. А реально большой конкурс существует на специальность "Управление процессами перевозок". В прошлом году на эту специальность претендовало около 9 человек на место.

- Есть ли у вас контрактная форма обучения. Какова ценовая политика вуза?

С.Панченко:

- Конечно, есть. Стоимость одного года обучения составляет на заочном отделении 4 тыс. 140 грн., на дневной форме обучения - 7 тыс. 150 грн. Никакого повышения стоимости ни в течение года, ни ежегодного для тех студентов, кто заключил договор, не существует.

- Насколько я знаю, нет учебных заведений, которые готовят и сотрудников метрополитена. Закладывает ли академия какое-то основание для работы на этом предприятии?

С.Панченко:

- Метрополитен по своей технической оснащенности практически ничем не отличается от железной дороги. Вся техника и системы, которые есть в метрополитене, у нас изучаются, и, соответственно, наши студенты там проходят практику и туда же распределяются после окончания вуза. То же касается и городского транспорта (в частности, в трамвайное депо).

- Есть ли у вас льготные условия для поступления в вуз?
 
С.Панченко:

- Как и в любом вузе, льготное поступление определяется законодательством. То есть вне конкурса у нас зачисляются дети-инвалиды, инвалиды 1-й и 2-й групп, дети чернобыльцев 1-й и 2-й категорий, дети шахтеров, которые проработал на шахте 15 лет и больше, дети погибших шахтеров и другие.

- Может ли студент перейти с контракта на бюджет? Какой в этом году будет госзаказ, будет ли он сокращаться?

С.Панченко:

- Да, перейти можно. Прежде всего, должны быть свободные бюджетные места. Во-вторых, нужно чтобы студент, который хочет перейти с контракта на бюджет, не менее года был отличником.

На сегодняшний день ни один вуз пока не имеет госзаказа. Но никаких предпосылок для уменьшения госзаказа нет.

- Какая стипендия в вашем вузе?
 
С.Панченко:

- Я вас совершенно не удивлю, размер стипендии определяем не мы. Его определяет Кабинет министров своим постановлением. В прошлом учебном году стипендия составляла 539 грн., есть еще повышенные и именные стипендии. Кроме того, мы сотрудничаем с фондом им. Г.Кирпы. У нас была встреча в этом году с почетным президентом этого фонда Жанной Кирпой, где она вручила нашим студентам сертификаты на четыре именные премии и две стипендии. Стипендии будут выплачиваться в течение семестра в размере 1 тысячи гривен, единоразовая премия составила две тысячи гривен.

- Есть ли у вас в вузе военная кафедра?
 
С.Панченко:

- Нет, она была закрыта в 1984 году. Но наши студенты могут обучаться на военных кафедрах в других вузах. Мы этому способствуем, тесно сотрудничая в этом направлении с рядом вузов.

- При поступлении в ваш вуз учитываются ли школьные золотые или серебряные медали, то, что абитуриент был участником Малой академии наук?

С.Панченко:

- Да, естественно. Золотая медаль учитывается при равенстве балла обладателя медали с баллом абитуриента, не являющегося медалистом. Призерам международных олимпиад, всеукраинских конкурсов дополнительно начисляется от 30 до 50 баллов, если они поступают по тому направлению, по которому были призерами. У нас это такие предметы, как основы экономики, основы информатики.

Вообще правила приема прописаны в общих всеукраинских правилах поступления в высшие учебные заведения. Никаких отличий по сравнению с другими вузами у нас нет.

- Сколько у вас общежитий, где они расположены, сколько стоит проживание в них?

С.Панченко:

- Да, кончено, есть общежития. Они расположены в районе Южного вокзала, Конного рынка, рынка у станции метро "Имени академика Барабашова". Всего у нас в общежитиях около 2 тыс. мест. Проживание из расчета на 1 человека колеблется от 80 до 120 грн. в месяц. Дефицит некоторый есть, в основном его создают те, кто сначала селится на квартиры, а потом понимают, что в общежитиях не хуже, и хотят поселиться в общежитии. У них возникают некоторые трудности с поселением.

- Будет ли вуз выделять общежития под "Евро 2012"?
 
С.Панченко:
 
- Нет, наш вуз не участвует в этой программе.

- Все ли студенты имеют возможность отдыхать на базах отдыха, принадлежащих вузу и расположенных в Крыму?

С.Панченко:

- Тут как раз проблемы нет совершенно. У нас два пансионата, и все студенты могут там отдыхать. Стоимость проживания составляет около 40 грн. в сутки. Питание там не предусмотрено.

- Могут ли ваши студенты как-то летом подрабатывать? Оплачивается ли практика?

С.Панченко:

- Спасибо за вопрос. Каждый год у нас более 1 тыс. человек работает в студенческих стройотрядах. И эта работа засчитывается как вид практики. Они работают в качестве проводников, осмотрщиков вагонов, монтеров пути, электромонтажников. Естественно, у них есть зарплата. Кроме того, в академии существует круглогодичный отряд проводников, это 240 человек, которые работают на Южной железной дороге.

 - Как вы относитесь к идее вводить штрафы за прогулы?

С.Панченко:

- У нас такое не практикуется. И я отношусь к этой идее отрицательно. Нужно реально смотреть на жизнь. Больше половины наших студентов, даже те, кто учится на дневной форме обучения, где-то работают. Тем более, если мы идем в Европу и практикуем модульную систему образования. Тут главное не то, сколько человек приходило здороваться с преподавателем, а их реальные знания.

- Обучаются ли в вашем вузе иностранцы?
 
С.Панченко:

- Да, у нас много иностранцев, в том году обучалось 688 человек. Много учится таджиков, туркменов, русских. Граждан России мы принимаем по квоте на бесплатное обучение, которую нам выделяет министерство, и эта цифра согласовывается с облгосадминистрацией.

- Следит ли ваша академия за внешним видом своих студентов?
 
С.Панченко:

- До 1985 года все студенты-железнодорожники на занятия ходили в железнодорожной форме, сейчас такой практики нет. Кроме того, никакого законодательного акта, согласно которому академия может регулировать внешний вид студента, нет. Но, тем не менее, у нас 90% студентов хорошо учатся и достойно выглядят.

- Если абитуриент имеет харьковскую прописку, но является гражданином России, на каких условиях он может поступить?

С.Панченко:

- Здесь есть масса нюансов. Если студент имеет вид на жительство, то он поступает как иностранец, по собеседованию, но оплачивает за обучение такую же сумму, как и гражданин Украины. Поступить он может только на контрактную основу.

- Имеет ли какое-то значение при поступлении тот факт, что абитуриент проходил обучение на Малой Южной дороге?

С.Панченко:

- На сегодняшний день, к сожалению, это законодательством не предусмотрено.

Пользуясь случаем, хочу пригласить всех на День открытых дверей, который пройдет в нашем вузе 2 июля, начало в 9.00. Мы всех ждем!