Все основные харьковские события прошлой недели были так или иначе связаны с оппозицией. Что интересно, одно из них даже оттеснило на второй план информацию, связанную с пребыванием в Харькове узницы номер один.

Итак, в среду, 11 января, прокуратура, а за ней, если не раньше, и обладминистрация распространили информацию о возбуждении уголовного дела в отношении чиновников, работавших в обладминистрации в 2009 году. Речь идет о злоупотреблении служебным положением и служебном подлоге. Дело касается земельного участка размером 55 гектар в Песочине. По словам начальника областного юруправления Константина Прокопьева, целевое назначение этой земли было изменено незаконно: поскольку речь шла об участке площадью больше 10 гектар, решать вопрос об изменении целевого назначения должен был Кабмин, однако обладминистрация не обращалась по этому поводу к правительству. В результате фирма, планировавшая построить индустриально-логистический парк, получила госакт на владение этим земельным участком. Основанием выдачи госакта послужило распоряжение председателя Харьковской облгосадминистрации, подписанное лично Арсеном Аваковым, однако на момент выдачи акта это распоряжение уже утратило силу.

Поскольку в сообщениях прозвучала фамилия Авакова, интернет мгновенно заполонили новости с заголовком "Против Арсена Авакова возбуждено уголовное дело". В самой прокуратуре конкретизировать информацию и уточнить, возбуждено ли дело в отношении лично Авакова, пока отказались.

Конечно, ситуацию прокомментировала местная ячейка "Батьківщини", которая уже знакомыми всем словами гневно заявила о преследовании оппозиции и разыгрывании политического сценария. Не оставил вопрос без внимания и лично Арсен Аваков, не делавший публичных заявлений вот уже несколько месяцев. Форму он выбрал тоже уже для себя традиционную - прокомментировал ситуацию в своем блоге на "Украинской правде". Любопытно, что, сделав акцент на том, что подробности обвинений ему неизвестны и адвокат только будет знакомиться с материалами дела, Арсен Борисович тоже неоднократно употребил формулировку "дело в отношении меня". Еще было много сказано о "брутальных атаках", "сфабрикованных поводах", "преследовании неугодных", "вульгарно состряпанных делах" и "карманном правосудии". В общем, заявление было крайне эмоциональным и в очередной раз доказало, что такая форма выражения мнения, как комментарий, особенно в блоге, - это очень удобно: можно ничего не говорить по сути, не возражать, не аргументировать или контраргументировать конкретно и по пунктам, зато сразу прямо или завуалировано перейти на личности и оценку ситуации.

После этого достаточно неожиданно областная организация Партии регионов выступила с ответным заявлением, бессмысленным и беспощадным, по накалу страстей и количеству использованных эпитетов не уступающим комментарию Авакова. Зачем было вмешивать партию в конфликт, который, по заверениям власти, находится исключительно в правовом поле, - непонятно совершенно. А в целом этот обмен любезностями продемонстрировал, что полемика вышла на качественно иной уровень по числу громких абстрактных обвинений и уровню грязи.

Но вернемся к сути проблемы. Сторонники "Батьківщини" и лично Арсена Авакова выдвинули несколько версий того, почему появилось это уголовное дело. Версия первая - чтобы нейтрализовать партию и лично Авакова, потому что в этом году - парламентские выборы. Но, во-первых, ни в одном официальном источнике не было сказано, что Арсен Аваков является фигурантом этого дела, тем более – подозреваемым или обвиняемым. Информация о том, что дело возбуждено именно в отношении Авакова, тиражировалась средствами массовой информации по их собственной инициативе или же исходила от самой "Батьківщини". Более того, можно предположить, что если бы Аваков действительно проходил по делу подозреваемым, то власть нашла бы способ донести до общественности эту информацию, пусть даже не через официальные источники. Так что фактически пока речь идет о еще одном уголовном деле, в связи с которым упоминается фамилия экс-губернатора, - как это было летом, когда во время расследования земельных махинаций милиция нагрянула в подконтрольные Авакову структуры. А во-вторых, если бы власть действительно хотела нейтрализовать Арсена Авакова, если бы задачей было именно выдвинуть ему обвинение, то это было бы сделано уже давно - поводы вроде имеются.

И относительно выборов, возможного участия в них экс-губернатора и якобы маниакального желания власти этого не допустить. Сам Арсен Аваков заявил, что в связи с возбуждением последнего дела его планы не поменялись, и он примет участие в гонке. Однако вряд ли власти стоит этого опасаться. Во-первых, некоторые сомнения вызывает искренность Арсена Борисовича. То, как стремительно он покинул осенью страну, то, как быстро и без шума расстался с большинством своих активов, наталкивает на мысль, что подобное поведение стало предметом неких договоренностей: возможно, Авакову не препятствовали в выезде за границу и гарантировали личную свободу, несмотря на все расследования, в обмен на его бизнес. Если это так, то вряд ли Арсен Борисович планирует возвращаться в Украину. Но даже если вернется и будет принимать участие в выборах, стоит понимать, что, грубо говоря, в сознании электората он подойдет к ним несколько другим человеком. Да, наш народ сочувствует тем, кого считает гонимыми и отверженными, но при этом "преступная биография" все еще воспринимается негативно, да и мысль о том, что "дыма без огня не бывает", прочно владеет умами. Если не вдаваться в тонкости и нюансы, а в них мало кто из избирателей вдается, то в понимании людей Аваков - фигурант уголовного дела. И независимо от того, будет лично ему выдвинуто обвинение или нет, сам этот факт, да еще и вместе с отъездом Арсена Борисовича из страны ("уж не сбежал ли?"), набрасывает на имидж экс-губернатора тень. Любопытно, что вице-спикер Верховной Рады, один из лидеров "Батьківщини" Николай Томенко, комментируя последние события вокруг экс-губернатора, заявил, что в партии убеждены, что Аваков прошел бы в парламент по мажоритарному округу. Возможно, Томенко не очень корректно выразился, но использованная им формулировка "прошел бы" наводит на мысль, что в партии очень сомневаются в участии Арсена Авакова в выборах.

И еще одно популярное объяснение возникновения последнего уголовного дела - нейтрализовать "Батьківщину" и лично Авакова, чтобы продемонстрировать центральной власти, что оппозиции в Харькове, грубо говоря, нет. Эта версия кажется еще менее жизнеспособной хотя бы потому, что данное утверждение особо не нуждается в доказательствах. Во-первых, формальное наличие в Харькове оппозиционных политических сил никогда не означало практической конкуренции власти и оппозиции: Харьковская область остается одной из вотчин регионалов. И даже если в разрезе выборов лично Арсен Аваков в случае своего участия, конечно, может претендовать на какой-то приличный результат, то "Батьківщина" уж точно не способна на равных конкурировать с Партией регионов. А во-вторых, отъезд экс-губернатора все же обезглавил харьковский БЮТ. Дело не только в том, что партия несколько дезориентирована организационно, и во время агитационной кампании это проявится наиболее ярко. Дело в том, что вопрос, а где местный лидер и почему его так долго нет, буквально витает в воздухе и волей-неволей подтачивает доверие избирателей: если он лидер, то он должен быть здесь и заниматься партийной работой. Иначе за кем идти?.. И в-третьих, мощной оппозиции, которая рассматривалась бы населением как альтернатива власти - хотя бы по предлагаемым идеям и уровню поддержки, - в Харькове действительно нет, и это доказало этапирование в наш город лидера "Батьківщини" Юлии Тимошенко, точнее, последовавшие за этим события. Но об этом - ниже.

Так почему же появилось уголовное дело? Скорее всего, злоупотребления действительно имели место. А уголовные дела в нашей стране возбуждают против тех, против кого их можно возбудить, исходя из логики политического момента. Конечно, сразу возникает вопрос о выборочности правосудия. Конечно, за совершение преступления надо наказывать кого угодно - независимо от политической принадлежности. Но это не означает обратного, и нельзя придерживаться принципа, что если уж система правосудия работает выборочно, то не надо наказывать никого. А то, что по ходу пьесы решаются еще чьи-то бизнес-задачи и кем-то зарабатываются политические дивиденды, - тоже совершенно не ново: любая новая партия власти поступает именно так.

Тема номер два прошлой недели тоже была связана с "Батьківщиной". После того как в самом конце декабря, когда все нормальные люди были заняты предновогодними хлопотами, а не политической ситуацией в стране, Юлию Тимошенко этапировали в Харьков, вся страна узнала о существовании образцово-показательной Качановской колонии. А после Нового года под стенами колонии разгорелись нешуточные страсти.

Конечно, местная "Батьківщина" вознамерилась колонию пикетировать. С какой целью - неясно, наверное, и самим БЮТовцам, но с другой стороны понятно, что проигнорировать это событие они никак не могли, и это правильно: партия есть партия. Поэтому у стен колонии сразу возникли несколько десятков активистов с приличествующими случаю атрибутами - палатками, мегафонами, лозунгами, плакатами... Конечно, об этой акции "бело-сердечных" написали все средства массовой информации, и на этом ситуация могла бы закончиться - по крайней мере, для обывателей. Даже если бы две палатки стояли у тюрьмы постоянно, а несколько особо ярых сторонников Юлии Владимировны решили там поселиться, ситуация очень скоро стала бы обыденной, большую часть СМИ не интересующей, а значит, из поля внимания широкой публики могла выпасть. Но не тут-то было. Как только БЮТовцы анонсировали свое намерение проводить эти самые протестные мероприятия, городская власть решила их запретить и вообще не допустить и с маниакальным упорством придерживается этой тактики. В итоге началась уже знакомая канитель: "Батьківщина" заявила об акции - суд запретил ее проведение, "Батьківщина" подала заявку в горисполком - мэрия ее отклонила, "Батьківщина" поставила палатку возле колонии - машина коммунальных служб ее увезла и так далее... Всё это периодически сопровождалось милыми и креативными подробностями вроде "коммунальные службы украли у нас палатки" или "активист побил машину "Жилкомсервиса".

Что в итоге? В итоге абсолютно однотипные действия небольшого количества харьковских приверженцев Юлии Тимошенко вот уже который день не сходят с информационных лент всеукраинских и местных СМИ, заголовки пестрят кричащими оценками, а две так и непоставленные палатки превращаются в "снесенный палаточный городок". И все это - исключительно благодаря власти! Да если бы мэрия оставила в покое этих активистов и их две-три палатки, о них бы уже давно забыли. Тем более, местная "Батьківщина"особой креативностью никогда не отличалась, поэтому вряд ли смогла бы регулярно продуцировать какие-нибудь интересные информационные поводы.

Чем руководствовалась городская власть, избрав именно такую тактику, не совсем понятно. То, сколько харьковчан действительно пришли под стены колонии, а не эмоционально сочувствовали Юлии Тимошенко в интернете, наглядно продемонстрировало: мощной оппозиции в Харькове нет. Точнее, ее вообще практически нет, в количественном отношении - так точно. Люди не связывают свое будущее и будущее страны с Тимошенко, они не готовы тратить свои время и силы на то, чтобы прийти и выразить ей поддержку и этим же - свою гражданскую и политическую позиции, и никакой волны народного гнева нет и не предвидится. Но власть упорно пытается нейтрализовать и этих несколько десятков поклонников Юлии Владимировны. Такое искусственное нагнетание и обострение приводит к тому, что эта пустопорожняя, в общем-то, ситуация прочно владеет общественным вниманием: люди читают о противостоянии у стен колонии, палатках, "беспределе", "беззаконии" - читают, грубо говоря, уже о сыгранной карте, - и не обращают внимания на многое другое. Может, в этом и есть цель?..