На даче у президента Виктора Ющенко три года назад подключили ветроустановку – к слову, харьковских разработчиков. Вырабатываемая ею энергия позволяет освещать ограждение участка – вот и все назначение маломощного для президентской дачи агрегата. В масштабах Украины нетрадиционным возобновляемым источникам энергии отведена та же незавидная роль: служить очень небольшим подспорьем для традиционной энергетики. Что же заставит украинцев вспомнить, что «солнце, ветер и вода – наши лучшие друзья»? И нужно ли, в самом деле, развивать ветроэнергетику в нашей стране?

После очередного сумасшедшего скачка цен на энергоресурсы человеку пришлось задуматься о том, что закрома матушки-природы когда-нибудь окажутся пустыми. Время от времени мы пытаемся решить эту проблему – и в очередной раз вспоминаем, что «солнце, ветер и вода – наши лучшие друзья».

Первый серьезный «звоночек» прозвенел в 1973 году, когда в мире разразился нефтяной кризис. Он заставил развитые страны прибегнуть к масштабной технологической реструктуризации и поискать альтернативные источники энергии. На СССР же в 1973 году пролился, без преувеличения, дождь нефтедолларов, который позволил советскому руководству надолго расслабиться и финансировать бюджет за счет черного золота. Все изменилось с падением цен на нефть в 1986 году.

Бывшие граждане Страны Советов в полной мере ощутили на себе все «прелести» ситуации, когда общие закрома вдруг оказались чужими и покупать энергоресурсы у своего соседа пришлось по очень высокой цене. Как и полагается прижимистому хозяину (а этого у нас не отнять), наше государство лихорадочно пытается торговаться, вместо того чтобы поскрести по сусекам – глядишь, что-нибудь и найдется.

Пускать деньги на ветер

Альтернативными источниками энергии, в частности ветроэнергетикой, у нас в стране занимаются различные структуры. Минэнерго, Минэкономики, Академия наук и пара-тройка других не менее солидных министерств и организаций еще в 1996 году совместно разработали комплексную программу строительства ветроэнергетических установок (ВЭУ). Программа эта с трудом уместилась на 500 страницах. Планы были расписаны на два десятилетия вперед: и сколько ветроэлектростанций у нас будет к 2010 году, и что нужно сделать для их строительства, и сколько мощностей они станут вырабатывать. Предполагалось, что через 20 лет ветер будет служить исключительно на благо всего прогрессивного человечества и украинцев в частности. Но, как говорится, чем дальше будущее, тем оно радужнее, а чем ближе… Финансировать программу рассчитывали из вполне реальных источников. В 1997 году к действующему тарифу на электроэнергию была введена надбавка 0,75 % – она должна была идти на развитие альтернативных источников энергии. Куда она пошла – осталось загадкой. Нашлись государственные мужи, для которых пускать деньги на ветер показалось немыслимым.

Из-за неплатежей за потребляемую энергию реальное финансирование программы оказалось вдвое меньше запланированного.

Уже в 2000 году в программу внесли изменения (многие ветроэлектростанции так и остались существовать лишь на бумаге). И сегодня в основном расширяют существующие площадки, вводя в эксплуатацию новые ветроустановки.

Харьковчанам любоваться ветряками особо негде: у нас в регионе нет крупных ветроэлектростанций. И винить в этом некого, разве что природу. По данным метеорологических наблюдений, начиная с 70-х годов прошлого столетия зафиксировано ощутимое снижение скорости ветра в нашей стране. На Харьковщине дуют ветры слабые и умеренные, со скоростью до пяти метров в секунду, а чтобы установка работала с максимальной эффективностью, нужно хотя бы 7-8 метров в секунду. И еще нужны большие пространства, желательно возле открытых водоемов. Предполагалось строительство Печенежской ветроэлектростанции мощностью 10 МВт. У нас в регионе отнеслись к этой идее с большим воодушевлением, тем более что для строительства имелись все предпосылки. И место хорошее, и ветер дует, к тому же Харьковская облгосадминистрация обещала профинансировать строительство ВЭС. Ветер дует, но, оказалось, не так, как следует. Мешает недостаточный ветроэнергетический потенциал.

А вот в Крыму и Причерноморье – самые благоприятные условия для строительства подобных электростанций. Поэтому их там уже больше десяти. Харьковчане принимали непосредственное участие в их возведении, в частности, харьковский ОАО «Укргидропроект» с 1992 года проектировал Ай-Петринскую, Аджигольскую, Судакскую и Мирновскую ВЭС. В институт обращались и с просьбой спроектировать ветродизельную электростанцию на острове Первомайский, который находится недалеко от черноморского города Очакова. От «большой земли» клочок суши отделяет четыре километра моря. Раньше электричество на Первомайский поступало по двум энергосиловым кабелям (проложенные по морскому дну, они вполне обеспечивали насущные потребности небольшой воинской части, которая дислоцировалась на острове). В 1995 году оба кабеля вышли из строя, и тогда руководство части обратилось к коллективу «Укргидропроекта» за помощью. Но проект ветродизельной электростанции так и не был выполнен, энергия ветра осталась невостребованной. Воинская часть довольствовалась привозным топливом.

А за свет платить не надо!

– Ветроэнергетика – из числа тех технологий, которые хоть и существуют уже не один десяток лет, до сих пор редко выходили на первые роли, – рассказывает Александр Люшня, директор предприятия «Світ вітру», специализирующегося на производстве и установке ветряков малой мощности. – Ветроэлектростанция сама по себе не может обеспечить электроэнергией даже небольшой населенный пункт: нет ветра – нет и тока.

Зато ветроустановка, как показала практика, вполне способна обеспечить энергией отдельный дом. Агрегат мощностью всего лишь один киловатт может выработать 200 киловатт в месяц. Этого вполне хватит на бытовые потребности семьи, живущей в небольшом доме. А наличие в установке аккумулятора гарантирует, что семья не останется без света и других благ цивилизации в безветренные дни.

– Причины, по которым покупают ветроустановки, могут быть самыми разными, – рассказывает Александр Люшня. – Обычно к альтернативной энергетике прибегают люди, которых экспериментировать заставляет жизнь.

В Осокорках под Киевом буквально за считанные годы выросли особняки. Но строили их на месте дачных участков, и электросети, подведенные к дачному кооперативу, не были рассчитаны на огромные энергетические потребности нынешних жителей Осокорков. В результате богатый район оказался в энергетической блокаде. Поселок, бывало, сутками оставался без света.

Предприимчивые жителибогатого района не стали надеяться на милость местных властей, а решили проблему самостоятельно. Так возле особняков появились первые ветряки. А кто-то решил взять на вооружение еще и энергию солнца, скомбинировав гелиоустановку с ветроагрегатом.

В Харьковской области тоже появилось несколько ветроустановок малой мощности: в Мерефе и Люботине, в поселке Коротич. Ветряк – недешевое удовольствие: на то, чтобы приобрести и установить на участке подобный агрегат, требуется около трех с половиной тысяч евро. И окупаемости в течение какого-то времени никто не гарантирует. Но когда подключиться к сети нет возможности, он может выручить не только рядовых потребителей, но и предпринимателей.

Оператор транкинговой связи в Черновицкой области – фирма «Профирадиосервис» – обратилась к харьковчанам после долгих мытарств. Для того чтобы установить канал связи в горной местности, требовалось достаточное энергоснабжение, тянуть провода оказалось неоправданно дорого, поэтому и решили установить ветряк. Среди множества предложений выбрали фирму «Свiт вiтру», и ее работой остались довольны.

Уникальность ветроустановок малой мощности в том, что они начинают работать уже при небольшом ветре – 3 м/с, – а уже при семи развивают полную мощность.

К достоинствам их можно отнести и то, что вскоре, обещают харьковские разработчики, каждая ветроэнергетическая установка будет подключена к системе информационной телеметрии. То есть работает их детище или остановилось по каким-либо причинам, специалисты смогут определить, даже не выезжая на место.

Повій, вітре, на Вкраїну

Ни одна отрасль промышленности в мире не демонстрирует таких мощных темпов роста, как ветроэнергетика. Последние пять лет ежегодный прирост установленных мощностей составляет 32 %. Причем высокие темпы роста в этой сфере демонстрируют не только традиционные лидеры – Германия, Дания и США, – но и развивающиеся страны, такие как Индия, Египет, Китай. В конце XX века во многих странах не только озаботились тем, как обеспечить свои постоянно растущие энергетические потребности, но и с ужасом начали размышлять о возможной экологической катастрофе, о том, как ее избежать. К сожалению, в 90-х годах прошлого века Украину волновали совсем иные проблемы. Даже уроки Чернобыля не возымели должного действия. А результат очевиден. Если единичная мощность зарубежного ветроагрегата в начале 90-х годов «достигала» 100-150 кВт, то сегодня появились ВЭУ мощностью до 6 000 киловатт. Мы же 18 лет назад могли похвастаться отечественными ветроустановками мощностью в 250 кВт. Сегодня гордиться особо нечем: установленная мощность наших ветряков не превышает 500 кВт.

Европейская комиссия поставила задачу: к 2010 году довести долю нетрадиционных возобновляемых источников в общих объемах производства электроэнергии до 22 %. Канада же к середине века и вовсе намерена полностью перейти на энергию солнца и ветра.

Украинские специалисты, впрочем, не теряют присутствия духа. Зарубежным достижениям они не завидуют, считают, что отечественную ветроэнергетику ждет большое будущее. Во всем мире «большая ветроэнергетика» пользуется дотациями государства или коммерческих структур. Наши предприятия пока таких благ со стороны государства не ждут и пока что развивают ветроэнергетику «малую». Опасаются же одного – как бы родное государство не помешало, чиновники.