Население Харьковской области к 2031 г. увеличится до 2,88 млн.чел. (в 2007 г. было 2,78 млн.чел.).  Об этом 15 ноября в ходе общественного обсуждения схемы планирования территории Харьковской области сообщил заместитель  директора института "Гипроград" (Киев) по науке Юрий Палеха (институт разработал эту схему - "SQ"). По словам Ю.Палехи, демографический прогноз включен в схему как составная часть. При расчете численности населения был взят за основу оптимистический вариант развития событий.

Как отметил Ю.Палеха, доля людей, занятых в производственной сфере области, уменьшится с 46,9% до 45,6%, непроизводственной - увеличится с 53,2% до 54%. Количество самозанятого населения сократится с 1 млн.чел. до 247 тыс. чел.

Ю.Палеха сообщил, что сейчас около 52% населения области живет в областном центре - Харькове. "Международный опыт говорит о том, что такой крупный город будет притягивать к себе людей из районов области, что неправильно. Поэтому в схеме особое внимание уделено планам развития районов области. На схеме показан социальный потенциал районов и степень их использования, что дает возможность исправить неравномерности развития", - отметил Ю.Палеха.

Главный архитектор проекта схемы Владимир Токарь заявил, что развивать районы области планируется за счет целого ряда мероприятий. Запланировано строительство дорог через Лозовую на Днепропетровск в Черноморскую зону, для развития Купянской зоны урбанизации - на Россию через Луганскую область, в рамках транспортного коридора Европа-Азия - через Изюмскую зону на Донецк. Планируется также развивать рекреационные зоны, для чего под эти зоны нужно зарезервировать 435 тыс.га земель для 11 рекреационных зон. В этих зонах смогут отдыхать одновременно 980 тыс.чел. в 75 тыс. учреждениях. Наиболее перспективные зоны - Северо-Донецкая, Печенежская и Оскольская.

Как отметил начальник управления градостроительства и архитектуры Харьковского горсовета Сергей Чечельницкий, создателями схемы проделана большая работа, но режет слух то, что за основу взят оптимистический прогноз. "Известно, что население территории увеличивается тогда, когда налаживается производство. Поэтому в дальнейшем этому аспекту нужно уделить внимание", - отметил начальник управления.

По словам проректора Харьковской национальной академии городского хозяйства Владлена Семенова, разработчики отметили, что Харьков может притягивать к себе пригород, но не учли, что сейчас Харьков имеет мощнейшее влияние на пригородную зону и в обратном направлении. Раньше на работу в Харьков на заводы-гиганты ежедневно ездили чуть ли не из Полтавской области десятки тысяч человек, а теперь по выходным из города в пригород едут отдыхать большие массы людей. Кроме того, на схеме из внешних привязок учтены только приграничные. "У нас кроме трансграничного сотрудничества с Россией имеются связи и с Днепропетровской областью и рядом других регионов. Это нужно показать на схеме, а также показать связи и с другими регионами страны. Я не критикую, но меня это беспокоит, как и то, что в области нужно сделать нормальное планирование застройки территорий, обеспечив ее выполнение. Люди должны знать об этой планировке и должны знать, что все эти зоны (выделенные на схеме) – табу для застройки", - отметил В.Семенов.

По словам профессора Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры Валерия Гука, в области должны быть обязательно зарезервированы площади под новые дороги. "В Харькове мы уже не можем строить дороги, не снося недавно построенные дома", - отметил В.Гук.

Он также подчеркнул, что шесть транзитных дорог, которые планируется построить по схеме, не имеют вводов в Харьков, и это нужно исправить. Также следует предусмотреть связь дорогами районных центров между собой. "Двухполосные автодороги – это не очень хорошо. Нормой должны стать как минимум четырехполосные с разделительным барьером, как это делается в Белгородской области. Еще одно замечание состоит в том, что и Европа, и США делают коридоры для велосипедного транспорта, но разработчики схемы заявили, что для Харьковской области велосипедные коридоры пока не актуальны", - подчеркнул В.Гук.

Он также отметил, что в схеме нужно обязательно предусмотреть лесные зоны, которые будут смягчать влияние жары и холода. "Нас на долгие годы ожидают летние температуры до 50 градусов в связи с глобальным потеплением, и наше спасение - в максимальном развитии зеленых насаждений", - заявил В.Гук.

Председатель облорганизации профсоюза работников ЖКХ, местной промышленности, бытового обслуживания Николай Тимченко отметил, что нужно сделать краткие выжимки из схемы и направить их на обсуждение в коллективы институтов, предприятий и общественных организаций, так как на слух во время обсуждения сложно уяснить все обстоятельства. "В схеме нужно обязательно учесть проблемы экологии, в частности водоснабжения. Вода в Харьков поставляется издалека, и в случае ее нехватки есть планы бурить скважины. К чему приведет обустройство скважин – к подтоплению или к осушению отдельных регионов, - неизвестно. Конечно, это генеральный план, и его можно корректировать, но нужно видеть перспективы решения экологических проблем", - отметил Н.Тимченко.

Как отметил начальник Главного управления градостроения и архитектуры Харьковской облгосадминистрации Михаил Рабинович, замечательно то, что все выступающие понимают значение  схемы планирования территории области. "Схема еще не утверждена на сессии облсовета, но даже после ее принятия сотрудничество с разработчиками не прекратится. Будет продолжаться мониторинг проблем области, и специалисты "Гипрограда" будут с нами рядом при разработке схемы детальной планировки каждого города области, решении вопросов строительства магистралей. Есть уверенность, что уже в 2011 г. Минрегионстрой и облсовет выделят средства на продолжение разработки схемы планирования территории. Прошу направить схему на рассмотрение сессии облсовета для окончательного утверждения", - отметил М.Рабинович.

Справка "SQ". По данным "Гипрограда", на разработку схемы было затрачено около 2 млн.грн., она включает 4 тома документации, в том числе около 20 отраслевых программ. Разработка имеет электронный вариант.