Участники: начальник Харьковского отделения ГП "Государственный центр по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства" Владимир Капустин, представитель Управления по вопросам банкротства Харьковской области Светлана Капуста, арбитражный управляющий "Агентства по восстановлению платежеспособности" Сергей Кошовский, председатель коллегии по вопросам банкротства Хозяйственного суда Харьковской области Виталий Усатый, судья Хозяйственного суда Харьковской области Андрей Швыдкин.

В. Капустин:

- Здравствуйте. Мы собрались здесь, чтобы обсудить животрепещущую тему: банкротство как таковое в Украине, в частности, в Харьковской области. За последние полгода-год сложилось, на мой взгляд, неправильное и искаженное мнение о том, что банкротство - это поле для каких-либо манипуляций, для того, чтобы неблагонадежные, нечестные субъекты хозяйствования воспользовались  процедурой банкротства и сбежали от обязательств. Однако закон Украины о восстановлении платежеспособности и банкротстве в нынешней судебной практике и вообще дух этой процедуры не предусматривает какой-либо уход от обязательств. В наш центр были неоднократные заявления с просьбами разъяснить ситуацию, в том числе, обращались и харьковские банки. Закон о банкротстве предусматривает различные способы и этапы процедур банкротства, как юридических лиц - предприятий так и физлиц - предпринимателей. Хочу отметить, что сейчас украинское законодательство не предусматривает банкротство физического лица - гражданина. Хотя в большинстве европейских стран данная норма заложена.

По сути своей закон о восстановлении платежеспособности дает возможность субъекту хозяйствования, который находится в состоянии неплатежеспособности и не может выполнить свои обязательства, возбудить дело в отношении себя, или же это могут сделать его кредиторы. Данная возможность касается и частных лиц, которые имеют статус предпринимателей.

С.Кошовский:

- Добрый день. Как говорил Владимир, действительно на сегодняшний день тема банкротства очень актуальна, у всех на слуху. Но наверняка не все в полной мере понимают, что она собой представляет.

Что же собой представляет процедура банкротства, предусмотренная законом? Существует понятие неплатежеспособности. Оно заключается в том, что субъект хозяйствования не способен исполнить свои обязательства перед кредиторами. В некоторых случаях есть возможность возбудить дело о банкротстве. Что это значит? Объявляется в Хозяйственном суде Харьковской области соответствующая процедура, которая предусматривает введение специального режима в отношении должника. Этот режим предусматривает определенный набор действий, которые направлены в конечном итоге на удовлетворение требования кредиторов в полном объеме, также на защиту прав должника. Основными действующими лицами является должник и кредитор.

Чтобы начать процедуру банкротства необходимо, чтобы должник имел задолженность денежного характера, чтобы она составляла не меньше, чем 300 минимальных заработных плат, и существовала на протяжении не меньше 3-х месяцев. В этом случае возбуждается дело о банкротстве, вводится процедура распоряжения имуществом, назначается арбитражный управляющий, который становиться распорядителем имущества. Он не подменяет руководителя, но имеет достаточно большой спектр полномочий.

Например, существует ограничение, когда собственник имущества не может без согласия арбитражного управляющего принимать решение о ликвидации, реорганизации. Любые сделки по отчуждению имущества проводятся по согласию распорядителя имущества.

Распорядитель инвентаризирует имущество, проводит финансовый анализ на предмет фиктивного банкротства и т.д. Таким образом, сохраняется целостность активов. Активы, в конце концов, это то, за счет чего кредиторы смогут удовлетворить свои требования. Также на этой стадии кредиторы заявляют свои требования должнику. Часть требований может быть отсеяна. Созывается комитет кредиторов, который принимает решение о санации должника либо о ликвидации.

Санация - это стадия, которая предполагает путь оздоровления должника. Если это не работает, тогда принимается решение о ликвидации предприятия. Ликвидация также защищает интересы как кредитора, так и должника.

Также может быть заключено мировое соглашение между должником и кредитором, которое по сути своей является договором о реструктуризации, списании либо прощении долга.

Поэтому закон о банкроте предусматривает большое количество положительных моментов, "плюсов" как для должника, так и для кредитора.

В.Усатый:

- Институт банкротства имеет свою историю. Вспомним фильм "За двумя зайцами", где главного героя называют банкротом. В то время это считалось постыдным, даже позорным фактом. На сегодня на это смотрят по-другому, это нормальное, объективное явление.

Количество дел по банкротству с каждым годом возрастает. В первом полугодии 2010 г. в Хозяйственный суд Харьковской области поступило 613 заявлений на возбуждение дел о банкротстве. Это на 170 заявлений больше, чем за аналогичный период 2009 г.

Хочу еще раз обратить внимание журналистов, что смысл этого закона - все-таки восстановить платежеспособность предприятия и оздоровить экономику страны. В Хозсуде создана коллегия по данной категории дел. Эта категория постоянно меняется. Изначально, когда принимался этот закон, это были банкротства больших предприятий, находящихся в государственной собственности. Сегодня вектор дел наклонился в сторону субъектов малого и среднего бизнеса. Почему? Потому, что все дела отражают состояние в обществе, экономике страны. Это объективно, нормально и закономерно.

- Кто проверяет информацию о том, является ли дело о банкротстве фиктивным или предприятие действительно стало неплатежеспособным? И есть ли смыл банкротства госпредприятия, если его невозможно ликвидировать?

В. Усатый:

- Согласно закону, существуют понятия "доведение до банкротства" и "фиктивное банкротство". Кто проверяет информацию о поступившем деле по банкротству? Прежде всего, судья, который принимает это заявление. Судья, насколько это возможно, проверяет материалы. Если есть достаточные данные к возбуждению дела о банкротстве, возбуждает его и в процессе рассмотрения дела также обращает на это внимание.

Если есть такие факты, то мы сообщаем о них правоохранительным органам, в частности, прокуратуре. Однако на сегодняшний день мне не известно ни одного дела, которое бы было закончено с обвинительным приговором по фактам фиктивного банкротства.

Кроме этого, существует такой механизм, как финансовые экспертизы, которые мы поручаем проводить Харьковскому отделению ГП "Государственный центр по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства". После проверки они нам дают заключение о наличии фактов фиктивного банкротства.

- Насколько сейчас часто процедуру банкротства начинают государственные предприятия? И есть ли примеры, когда предприятия начинали продеру банкротства, но потом восстанавливались и продолжали работать?

- Конечно же, сейчас есть дела о банкротстве государственных предприятий. Во-первых, в моем производстве находятся дела о банкротстве Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП), ГП "Харьковский завод шампанских вин" и другие.

Выхода из состояния банкротства на моей практике не было. В основном такие дела заканчиваются ликвидацией предприятия. Государственные предприятия по закону ликвидировать нельзя. Поэтому чаще всего такие дела заканчиваются заключением мировых соглашений и т.д.

- На какой стадии находится дело о банкротстве по ХГАПП и заводу шампанских вин?

- По заводу шампанских вин дело возбуждено в мае. На сегодня оно обжаловано в Апелляционном суде, который рассматривает жалобу завода на вынесенное мной решение. 

Что касается ХГАПП, сегодня у меня было заседание по этому делу. Мне была предоставлена кандидатура арбитражного управляющего, которая должна была быть согласована с госорганом по вопросам банкротства. Поскольку такая кандидатура не была согласована, судебное заседание было отложено.

Действительно, госпредприятия - больная тема, но сейчас увеличивается количество дел в отношении частных предпринимателей. Эти дела чаще всего связаны с кредитными обязательствами. Это связано с кризисом в экономике государства, когда люди не в состоянии выплачивать кредиты, и обращаются в суд для возбуждения дела о банкроте. На сегодня ни одно такое дело не окончено, это длительный процесс, он очень сложный и неоднозначный. Закон в этой части не совершенен. Эти пробелы должны быть заполнены.

Сейчас разрабатывается концепция о разрешении банкротства физлиц - не предпринимателей. Параллельно разрабатывается вторая концепция - запретить банкротство физлиц - предпринимателей. Посмотрим, какая концепция победит.

В.Капустин:

- Я хотел бы дополнить, что если говорить о банкротстве госпредприятий, поскольку их невозможно ликвидировать, то по сути процедура банкротства дает возможность предприятию оздоровиться за счет того, что некоторое время отсутствуют требования кредиторов исполнять те или иные долговые обязательства.

По-поводу процедуры банкротства в отношении частных предпринимателей. Центр по вопросам банкротства анализирует также эту практику и предлагает даже услуги консультационного характера для этого рынка. Действительно, сейчас в этом плане очень тяжело работать, законодательство обязательно нужно совершенствовать.

- В чем проблема?

- В том, что закон не регулирует детально процедурные вопросы и элементы этого банкротства, и ввиду этого субъекты правоприменения, которые применяют этот закон, как должники, так и кредиторы, сталкиваются с некоторыми коллизиями, вопросами, которые неурегулированы, что приводит к многочисленным обжалованиям.

А. Швыдкин:

- Добрый день. Что хотелось бы сказать по существующим проблемам. Действительно, закон состоит из 53-х статей, в отличии того же российского закона, на основании которого писался наш закон. Российский закон содержит больше 280 статей. Соответственно его редакция намного детальнее, чем в нашем законе.

Что касается банкротства государственных и коммунальных предприятий. Проблемы следующие. Государственные предприятия: действительно есть закон о моратории на продажу государственного имущества, в результате этого нельзя продавать имущество, которое используется в производственной деятельности. Что касается коммунальных предприятий, то законом предусмотрено, что в случае принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о том, что к этому предприятию не могут быть применены процедуры банкротства, если такое дело возбуждено, то оно подлежит к безусловному прекращению.

Еще в 2001 г. областной совет принял решение о неприменении процедур банкротства к определенному списку предприятий, принадлежащих органам местного самоуправления. Поэтому по ряду коммунальных предприятий, которые находятся в этом списке, не может возбуждаться дело о банкротстве.

Что касается банкротства частных предпринимателей. Действительно, наш закон полностью переписан с российского закона о несостоятельности, за исключением некоторых норм. Российский закон предусматривает банкротство как гражданина, так и предпринимателя. Украинский закон полностью исключил банкротство физлица и говорит о банкротстве физлица - предпринимателя. С какой проблемой мы столкнулись? Мы столкнулись с тем, что в результате финансового кризиса частные предприниматели не способны выполнять свои обязательства как перед банками, в которых они брали кредиты, так и перед другими субъектам предпринимательской деятельности. Поэтому с конца 2008 г. к нам стали поступать заявления граждан-предпринимателей о возбуждении дел о банкротстве. Однако банки очень сильно стали сопротивляться возбуждению дел о банкротстве. На мой взгляд это произошло из-за того, что не совсем понятен закон, не урегулированы все ситуации, которые могут возникать. Сейчас разрабатывается новый закон о банкротстве. Я вхожу в состав рабочей группы при Верховной Раде, сейчас новый закон согласовывают в парламентском комитете, с Мировым банком, Международном валютным фондом, поскольку усовершенствование законодательства о банкротстве связано с выделением финансовых траншей для Украины. Надеюсь, что мы сможем усовершенствовать процедуру банкротства.

Что касается банкротства физлиц. Проблемой является то, что все имущество физлица, независимо от того, в какой период оно приобреталось и каким способом, по гражданскому кодексу включается в состав ликвидационного имущества. Ликвидатор в случае банкротства физлица обязан все это имущество реализовать.

В.Капустин:

- Хочу сообщить статистику. Количество дел о банкротстве предприятий Харьковской области с каждым годом растет. По состоянию на 1 июля  в Хозяйственном суде Харьковской области рассматривается около 240 дел о начале процедуры банкротства, с начала 2010 г.  рассмотрено 366 дел, из них 2 дела прекращены в связи с выполнением обязательств перед кредиторами, 5 дел прекращены в связи с заключением мирового соглашения. Большинство предприятий, в отношении которых начата процедура банкротства, ликвидированы.

В.Усатый:

- В первом полугодии текущего года к нам поступило 27 заявлений от данной категории субъектов. Большинство из них уже признаны банкротами, но открыты апелляционные процедуры. Оконченных дел, повторяю, которые заканчиваются прекращением деятельности предпринимателя, нет.

- В последнее время много коммерческих фирм предлагают помочь стать банкротами. Насколько это эффективно и законно?

А. Швыдкин:

- Действительно, в Харькове несколько коммерческих структур оказывают такие услуги. Это самые обыкновенные юридические услуги. Они помогают, подготавливают документы для того, чтобы обращаться в суд о возбуждении дела о банкротстве.

ГП "Государственный центр по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства". Официальный сайт: snovavdele.com