Потери в "зеленой" войне, проблема с троллейбусами и визит Клюева

На позапрошлой неделе война за Лесопарк закончилась. На первый взгляд, защитники зеленых насаждений потерпели сокрушительное поражение: их палаточный городок снесли, строительство дороги через парк продолжается. Но эта победа для городской власти оказалась пирровой. Согласно результатам телефонного опроса, проведенного Харьковским филиалом Института проблем управления им. Горшенина, 69,5% харьковчан отрицательно относятся к строительству дороги через Лесопарк, поддерживает эту инициативу менее четверти респондентов - 22,8%. 68,1% опрошенных оценивают действия местных властей в этом конфликте отрицательно, положительно - 15,1%.

В общем, информационную войну мэрия проиграла вчистую: харьковчане против строительства дороги. Видимо, понимая это, власть предприняла очередную попытку успокоить общественность. Губернатор Михаил Добкин заявил, что в том районе Лесопарка, который соединяет улицу Новгородскую с улицей Сумской, не будет построено ничего, кроме дороги: там не будет даже остановочных павильонов. Кроме того, по словам Добкина, каждое решение горсовета в сфере земельных отношений предполагает заключение договоров аренды. Но по поводу земли в Лесопарке договоров нет, а значит, и строиться ничего, кроме дороги, не будет. В то же время губернатор отметил, что коль скоро эта ситуация вызывает такой общественный резонанс, то в решение горсовета можно внести изменения, чтобы исключить в Лесопарке какое-либо строительство, кроме строительства дороги.

Конечно, слова правильные, только несвоевременные. Давать внятные гарантии того, что дорога через Лесопарк не обрастет развлекательными заведениями, нужно было раньше - еще тогда, когда протестующие разбивали свой палаточный городок. Тогда и общественное мнение можно было бы склонить в свою сторону.

В четверг, 10 июня, около 100 человек пикетировали Харьковский горсовет. Таким образом они выразили поддержку противникам вырубки деревьев в Лесопарке, которых арестовали на 15 суток. В общем, общественники протестуют, а дорога строится. Можно было бы вспомнить пословицу "Собака лает, караван идет". Только в случае с Лесопарком лай собаки может нанести существенный вред каравану.

Михаил Добкин на прошлой неделе сделал очень любопытное заявление. Он заверил общественность в том, что проезд в харьковском метро в ближайшее время не подорожает. Причина этого - некие "внутренние ресурсы" предприятия, которые еще не исчерпаны. Эти слова слишком диссонируют с заявлением начальника КП "Харьковский метрополитен" Сергея Мусеева, который несколько недель назад с цифрами в руках убеждал общественность в том, что повышение цены на проезд в метро – единственный способ для предприятия хоть как-то свести концы с концами. Объяснений столь разным взглядам на положение дел в метро может быть два. Первое – Михаил Добкин просто пытается успокоить общественность накануне местных выборов, которые, вполне возможно, состоятся осенью. Второе объяснение – губернатор умышленно играет против руководства метрополитена. В таком случае это первая трещина в расколе, о котором автор уже писал: речь идет о возможном противостоянии городской власти в лице Геннадия Кернеса, к которой принадлежит начальник метрополитена, и команды губернатора.

В среду, 9 июня, появилась информация, что львовское частное предприятие "ПЛ Лизинг" собирается изъять 90 троллейбусов и 10 трамваев российского производства, которые передали Харькову по лизинговой схеме в 2006 г. Об этом информагентству "STATUS QUO" сообщил директор предприятия Юрий Свидзинский. По его словам, задолженность за подвижной состав вместе со штрафами за просрочку выплаты составляет 47 млн.грн. А "Горэлектротранс" и Харьковский горсовет с октября 2007 г. не выполняют своих обязательств по погашению лизинговых платежей.

Прокомментировал ситуацию Михаил Добкин, ведь проблема возникла, когда он был мэром Харькова. По его словам, городская власть начала рассчитываться за трамваи и троллейбусы, произведенные в России, но потом в законодательстве появилась норма, согласно которой выделять из государственного и местного бюджетов средства можно на технику только украинского производства. Получилось так, что закон начал иметь обратную силу: государственные деньги казначейство не пропускало, потому что есть приписка "на технику только отечественного производства". Мэрия, по словам губернатора, пытались доказать, что это правило не может распространяться на лизинговую схему, потому что транспорт уже получен и эксплуатируется. И в связи с этим городская власть могла платить только тело самого лизинга, что она и делала, а проценты погашать не могла.

Итак, власть кивает на казначейство, казначейство - на закон. С одной стороны, все не так плохо. Хоть это и не совсем честно, но бюджет не несет расходов на оплату долга коммерческой структуре. А троллейбусы вряд ли будут изъяты: слишком сложно это осуществить юридически и технически. Поэтому тянуться эта история может еще очень долго. С другой стороны, вся эта ситуация стала достоянием общественности и может существенно подмочить репутацию Харьковского региона как надежного делового партнера.

Поднять деловую репутацию региона был призван АEROFORUM.UA, который прошел в Харькове на прошлой неделе. Его организаторами были международный аэропорт "Харьков" и компания "Инвестиции в Харьков", генеральным партнером – компания "DCH".

На форуме прозвучали интересные заявления по поводу перспектив харьковского аэропорта. Генеральный директор аэропорта Владимир Васильченко заявил, что после реконструкции харьковский аэропорт сможет принимать самолеты из всех аэропортов Европы, Ближнего Востока и крупных российских городов. По его словам, реконструированные и новые взлетно-посадочные полосы харьковского аэропорта смогут принимать самолеты "Airbus" и "Boeing".

АEROFORUM.UA был уникален составом участников: на мероприятие приехали 750 делегатов из 35 стран. В основном это были представители структур, так или иначе связанных с авиаперевозками. В отличие от форума IFIK-2009, который проводили те же организаторы в декабре, АEROFORUM.UA был специализированным, а потому разговоры на нем велись предметные, что, надо полагать, приведет к конкретным результатам.

В четверг, 10 июня, в Харьков приехал первый вице-премьер Андрей Клюев. В программе его визита было посещение завода им.Малышева и совещание в облгосадминистрации. На предприятии Клюев ознакомился с новыми образцами техники и пообещал то же, что обещали заводу все высокие гости, – деньги. По его словам, Кабинет министров в ближайшие три месяца выделит предприятию более 350 млн.грн., 255 млн.грн. из которых - в рамках заказа различной техники. Заказчиком выступит Министерство промышленной политики. Еще 118 млн.грн. будут выделены на модернизацию танка "Оплот". Кроме того, Клюев заявил, что к его приезду на заводе выплатили большую часть задолженности по зарплате. "Осталось еще около 7 млн.грн., и эти деньги будут выплачены в ближайшее время", - подчеркнул он.

Совещание в облгосадминистрации прошло гораздо живее, чем ожидалось. Сначала высокий гость зачитал длинный доклад о деятельности правительства, потом выступил губернатор. Его речь была предельно конкретна и разбита на пункты. Каждый пункт начинался с описания проблемы, а заканчивался словами "просим то" или "предлагаем это". Клюев реагировал почти на каждый вопрос или просьбу, причем не всегда ограничивался обещаниями. Например, непосредственно на совещании "Нефтегазу" было дано указание подписать с областью договор о сотрудничестве, а Минфин должен подготовить выпуск облигаций для привлечения средств на ремонт областных дорог. В общем, визит, кажется, удался.